mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Деловой Казахстан, 11 декабря 2025 г.

ОГПО автовладельцев становится всё более убыточным для страховщиков
45 просмотров

По данным Национального банка РК, рост объёма выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) настолько значительно опережает рост объёма страховых премий, что коэффициент убыточности стремится к 100%. В январе–октябре текущего года премии увеличились на 18% к аналогичному периоду 2024-го, а выплаты — почти на 34%. В отдельные годы разница динамики была ещё более заметной: в 2024-м премии почти не росли (плюс 0,6%), а выплаты подскочили на 31%.

Таким образом, поступление премий по ОГПО ВТС растёт умеренно, а объём выплат увеличивается гораздо быстрее. Если в 2019 году отношение выплат к премиям составляло около 39%, то к октябрю 2025-го оно достигло 76%. Поступление премий увеличилось с 76,7 млрд до 113,8 млрд тг, а объём выплат — с 29,7 млрд до 86,5 млрд тг. Такая динамика показывает, что текущий тариф не покрывает реальные убытки, а без корректировки ставок страховые компании продолжают накапливать убытки, что создаёт системные риски для всего рынка.

По данным Ассоциации страховщиков Казахстана, с 2020 по 2024 год рост убыточности страховых компаний по ОГПО ВТС ускорился с 46% до 87%, а за семь месяцев 2025-го он достиг 96%, что также связано со значительным увеличением количества ДТП (рост числа ДТП с летальным исходом — более чем в 2 раза).

Важно отметить: данные Национального банка РК по собранным страховым премиям не учитывают случаи расторжения по договорам ОГПО ВТС и возврата премий страхователям. С учётом таких случаев реальная убыточность класса обязательного автострахования оказывается ещё больше. Также коэффициент убыточности не учитывает резервы убытков и расходы страховых компаний на ведение дел.

Коэффициент неоднороден не только по отдельным регионам страны, но и сильно различается в сегментах юридических и физических лиц. Так, по данным Государственного кредитного бюро (ГКБ), в течение 2024 года коэффициент убыточности ОГПО ВТС в сегменте физических лиц (без учёта временно въезжающего транспорта) показывал экстремально высокие значения: существенно более 100%. Дисбалансы именно в этом сегменте застрахованных оказывают наибольшее влияние на общую убыточность класса.

На фоне растущей убыточности сегмент ОГПО ВТС сокращает свою долю в страховом рынке: удельный вес поступления премий по обязательному автострахованию от всего объёма премий по рынку уменьшилось с 15% в 2019-м до 7,4% в 2025 году. При этом доля страховых выплат сегмента остаётся высокой: 23%–25%. Это говорит о том, что сектор ОГПО поглощает значительную часть расходов, создавая нагрузку на страховые компании и усиливая необходимость пересмотра тарифов и резервирования.

Снижается также и охват обязательным автострахованием. На начало 2023 года было застраховано 100% зарегистрированного автопарка, а по итогам июля 2025-го показатель уменьшился до 78%.

Убыточность обязательного автострахования — прямое следствие роста количества ДТП и удорожания услуг СТО и запчастей. По данным ГКБ, в 2023 году в рамках ОГПО ВТС страховые компании осуществили 94,3 тыс. выплат пострадавшим в ДТП. В 2024-м страховые выплаты получили уже 131,5 тыс. пострадавших, то есть наблюдался рост почти на 50%. За 9 месяцев текущего года насчитывалось 108 тыс. выплат — на 13% больше, чем за аналогичный период 2024-го.

Стоит отметить и запущенный в 2024 году «Европротокол», который вскрыл пласт мелких ДТП, и количество таких случаев растёт. На 3 декабря 2025 года зарегистрировано почти 39,5 тыс. ДТП по «Европротоколу», при этом наибольшие показатели пришлись на Астану, Актюбинскую область, Шымкент и Карагандинскую область. Рост количества ДТП напрямую влияет на страховые выплаты. Чем больше мелких аварий оформляется через «Европротокол», тем выше нагрузка на страховые компании. Эффект усиливается удорожанием ремонта: стоимость услуг СТО и запчастей растёт ежегодно, что дополнительно повышает средний размер выплат.

«Европротокол» упрощает процесс урегулирования, но одновременно создаёт системное давление на рынок ОГПО: увеличивается количество мелких, но частых убытков, что ускоряет рост отношения выплат к премиям и повышает риски для финансовой устойчивости.

Между тем депутаты инициировали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев, перевозчиков транспортных средств перед пассажирами», где предложили увеличить лимиты выплат по полисам ОГПО ВТС вдвое без изменения базовой страховой премии. Цель инициативы благородная — повысить социальную защиту граждан, пострадавших в ДТП. Однако стоит учитывать и то, что реализация этого предложения без реформы тарифной политики и создания резервов приведёт к значительным убыткам страховых компаний и потенциальной дестабилизации страхового сектора. Отметим: размер базовой страховой премии ОГПО ВТС остаётся без изменений с 2003 года.

Увеличение лимитов выплат по обязательному автострахованию повысит социальную защиту граждан, но без одновременной реформы тарифной политики и создания механизма резервирования приведёт к росту убытков страховых компаний, финансовым рискам и возможной дестабилизации рынка. Повышение лимитов целесообразно только в комплексе с реформой тарифов и резервирования.

Статья приведена без инфографики.


  Вся пресса за 11 декабря 2025 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Текущая пресса

11 декабря 2025 г.

Новости Армении-NEWS.am, 11 декабря 2025 г.
С 1 января 2026 года армянам для въезда в Грузию потребуется медицинская страховка

Деловой Казахстан, 11 декабря 2025 г.
ОГПО автовладельцев становится всё более убыточным для страховщиков


9 декабря 2025 г.

Тарантас Ньюс, Брянск, 9 декабря 2025 г.
Немцы признались: пересели на электрокары — и автоматически превратились в пенсионеров

Казахстанский портал о страховании, 9 декабря 2025 г.
Швейцария обсуждает новую модель покрытия риска землетрясений

Казахстанский портал о страховании, 9 декабря 2025 г.
Sedgwick: цифровизация ускоряет урегулирование страховых убытков

zakon.kz, 9 декабря 2025 г.
Работодатели и страховщики объединяются для диалога

Казахстанский портал о страховании, 9 декабря 2025 г.
Германия предложила новую модель страхования стихийных рисков Elementar Re


8 декабря 2025 г.

Sputnik Беларусь, 8 декабря 2025 г.
«Эффект Долиной»: грозит ли подобное рынку недвижимости Беларуси

ТАСС, 8 декабря 2025 г.
Ассоциация туризма Грузии оповещает компании об обязательной страховке туристов с 1 января

Economist.kg, 8 декабря 2025 г.
Выплаты ГСО по страховым случаям выросли почти вдвое и превысили 127 млн сомов

Report.Az, Баку, 8 декабря 2025 г.
ЦБА планирует цифровизацию таможенных операций банков и страховщиков

Финмаркет, 8 декабря 2025 г.
Бельгийская Ageas купит у BNP Paribas 25% в страховщике в AG Insurance за 1,9 млрд евро

Казахстанский портал о страховании, 8 декабря 2025 г.
Новые угрозы опережают защиту: международные компании теряют контроль над рисками

Казахстанский портал о страховании, 8 декабря 2025 г.
Ответственность директоров растёт: киберугрозы, ИИ и геополитика формируют новый ландшафт D&O-рисков

Казахстанский портал о страховании, 8 декабря 2025 г.
Казахстан формировал платформу для трансформации экономики под устойчивое развитие

Report.Az, Баку, 8 декабря 2025 г.
БОС осуществило крупную выплату в рамках системы «Зеленая карта»

КурсивЪ, Астана, 8 декабря 2025 г.
Елжан Биртанов рассказал о конфликте ФСМС с Минздравом


  Остальные материалы за 8 декабря 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности