Свободная пресса, ИД, Москва,
23 сентября 2023 г.
Каспий: Британия в ярости из-за того, что не может понять, какой груз перевозится из Ирана в Россию
431 просмотр
Специалисты старейшего в мире страхового синдиката Lloyd’s, с пропиской с Лондоне, отмечают, что последнее время Каспийское море стало более загадочным регионом, чем Бермудский треугольник. Насчет Бермуд все понятно — ореол таинственности вокруг курорта создан медийно, интрига для туристов, а вот с Каспием сложнее. Сухогрузы и танкеры там исчезают пачками, а потом вновь появляются на самых неожиданных маршрутах.
Британские страховщики Lloyd’s, без позволения которых даже чайки над морем не гадят, с грустью наблюдают за интенсивным транспортным движением в акватории Каспия. Естественно, их интересуют прежде всего морские грузоперевозки между Россией и Ираном. Наблюдать они могут, так как современные суда оснащены автоматической идентификационной системой (АИС). Система позволяет отслеживать перемещения кораблей, или делать многозначительные выводы, когда команды судов АИС по разным причинам глушат.
Так вот, за три месяца летней навигации, по информации Lloyd’s, только торговые корабли под российским флагом (не считая иранских) более 600 раз отключали АИС в Каспийском море. Сама цифра говорит о том, что объемы таинственных перевозок, которые осуществляют российские и иранские суда, просто огромны. Но что, куда и откуда перевозится — понять невозможно. Нередки случаи, когда вместо реального положения судна транслируется поддельная геометка, указывающая на иной маршрут, или порт.
Заметим, могущество Lloyd’s таково, что, например, пресловутая «зерновая сделка» не может состояться, пока синдикат не застрахует корабли, курсирующие по «безопасному коридору» в Черном море. Но то Черное море — оно включено в систему океанских перевозок, правила для которой писались англосаксами, строго в собственных интересах.
Каспийское же море с мировым океаном не сообщается и является внутренним для России, Ирана и еще тройки постсоветских стран — Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Поэтому на данный момент Каспий является единственным свободным от западного надзора морем. В дальнейшем это позволит переключить на него значительную долю морских перевозок, невзирая на закрытость водоема.
И вот почему. Известно, что англичане и американцы неохотно уходят из гостей, даже если хозяева их настойчиво просят. От контроля над Суэцким каналом в Египте Великобритания отказалась только в 1956 году, под угрозой большой войны с СССР и странами Варшавского договора. Правда, контроль над Гибралтаром англичане сохраняют по сей день.
США, в свою очередь, формально не контролируют Панамский канал с 2000 года, но фактически он остается под протекторатом Соединенных Штатов. Сорванная американцами попытка построить второй канал между Атлантическим и Тихим океанами, через территорию Никарагуа, говорит сама за себя.
Собственно, Северный морской путь (СМП), который Россия намерена в ближайшие годы обустроить (портовая инфраструктура по берегам Ледовитого океана, ремонтные базы, ледоколы сопровождения и пр.) и активно эксплуатировать, имеет аналогичную «ахиллесову пяту» — Берингов пролив. Это слабое звено на маршруте, из-за чего СМП не вполне свободен от надзора и недружественного вмешательства в свободный торговый оборот со стороны США. Берег Аляски принадлежит Соединенным Штатам, сам пролив достаточно узкий, 82 километра, захотят американцы напакостить — напакостят.
В целом СМП выгоден для морской торговли, так как из азиатских портов в Европу соотношение получается — примерно 7300−7600 километров через Ледовитый океан и 10600−11200 километров через Суэцкий канал. Но Южный морской путь в азиатские страны (ЮМП), который в будущем может пройти через Каспийское море и земли Ирана, еще короче. А главное — совершенно независим от контроля со стороны Великобритании и США.
Пока потенциал южного торгового коридора Россия-Иран-Индия-Китай реализуется через спешную модернизацию железных дорог Ирана, в основном на участке Решт-Астара, что позволяет доставлять грузы до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе. В дальнейшем железная дорога должна быть проложена до иранского порта Чахбехар, на берегу Индийского океана. Однако венцом творения стал бы, конечно, судоходный канал от Каспийского моря до Персидского залива.
Проект этого мегасооружения — 700 километров в самом коротком варианте, существует уже полтора века, а в начале 2000-х годов просчитывался экспертами с российской и иранской стороны. Тогда строительство было отложено на неопределенное далеко из-за сложности рельефа местности и высокой стоимости — 35 миллиардов долларов.
Видимо, в то время еще не пришло понимание, как важен будет морской путь, недосягаемый для разных «мировых жандармов» и «политических гегемонов». Судя по косвенным данным Lloyd’s об интенсивности движения на Каспии, вопрос строительства канала из России в Индийский океан вновь становится актуальным.
Сергей ПЛОТНИКОВ
Вся пресса за 23 сентября 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 декабря 2025 г.

|
|
vietnam.vn, 1 декабря 2025 г.
Японская страховая компания потратила более 5000 миллиардов донгов на покупку MVI Life во Вьетнаме

|
|
tengrinews.kz, Алматы, 1 декабря 2025 г.
Глава Фонда медстрахования Айдын Кульсеитов покинул пост

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Большинство малых и средних предприятий Великобритании столкнулись с киберинцидентами

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Покрытие рисков ИИ помогает малому бизнесу справиться с возникающими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Чистые данные является основным условием для развития перестрахования на базе ИИ

|
|
Деловой Казахстан, 1 декабря 2025 г.
Halyk-Life: 20 лет роста, доверия и финансовой устойчивости

|
|
zakon.kz, 1 декабря 2025 г.
Более 1,6 млрд тенге перечислил Минфин в ФСМС

|
|
Деловой Казахстан, 1 декабря 2025 г.
Рынок туристического страхования в Казахстане растёт, однако на долю сегмента приходится лишь около 1%

|
|
Inbusiness.kz, 1 декабря 2025 г.
Стоимость обязательной автостраховки в Казахстане вырастет: новые ставки

|
|
Тренд, Баку, 1 декабря 2025 г.
Рынок добровольного страхования в Азербайджане вырос

|
30 ноября 2025 г.

|
|
Центральная служба новостей, 30 ноября 2025 г.
Дешёвая автостраховка в США: Subaru лидирует с $2088 в год, пикапы дешевле седанов на 16%

|
28 ноября 2025 г.

|
|
Sputnik Армения, 28 ноября 2025 г.
Медстрахование в Армении: эксперт предупреждает о перегрузке медцентров с 1 января

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 28 ноября 2025 г.
Облагаются ли подоходным налогом выплаты по договорам страхования жизни, рассказали в Минфине

|
|
Арминфо, Ереван, 28 ноября 2025 г.
Министр: Внедрение в Армении системы всеобщего медицинского страхования будет осуществляться поэтапно и займет три года

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2025 г.
ИИ-технологии преобразуют взаимодействие клиентов и страховщиков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2025 г.
Страховщики могут выступить как факторы устойчивости к изменению климата

|
27 ноября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ онлайн, 27 ноября 2025 г.
Страхование увязалось за бизнесом в Азию

|
 Остальные материалы за 27 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|