mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
16.07.2020  |  просмотров: 988

Если спросить, какое здание является самым высоким в Париже, то многие, не задумываясь, назовут Эйфелеву башню. Но в таком простом вопросе должен быть подвох. Знаменитый символ не только Парижа, но и всей Франции, является, всё же, сооружением. Следующим объектом, на который может мысленно упасть взгляд того, кто хоть раз посетил этот прекрасный город, скорее всего станет грязно-коричневая громадина небоскрёба Монпарнас, расположенного в одноимённом районе. К слову, происхождение его названия очень остроумно: в XVII веке на тогдашней окраине города находилась огромная куча строительного мусора, которую творческая молодёжь и прозвала «мой Парнас». Но даже этот небоскрёб, который видно из любой точки французской столицы, занимает второе место в рейтинге самых высоких зданий в стране. Неоклассический архитектурный стиль Парижа с его бесконечными бульварами эпохи второй Империи и редкими вкраплениями готических зданий — это далеко не весь город. На северо-западной его окраине, формально уже в другом департаменте, есть футуристический район Дефанс — олицетворение будущего... ну или то, как это будущее виделось в 70-е годы XX века. Именно здесь находится одно из самых высоких зданий в Европе и самое высокое — во Франции. Уникальной его особенностью является то, что во время капитальной реконструкции в нём не просто заменили оборудование и потёртую офисную мебель, но и... значительно надстроили. И, конечно же, этот небоскрёб имеет самое непосредственное отношение к страховой отрасли не только Франции, но и мира.

Вид на Эйфелеву башню и район Дефанс с небоскрёба Монпарнас. Фото 2015 г. (Источник Wikimedia Commons)

Район Дефанс называют «парижским Манхэттеном». Действительно, оказавшись там, очень сложно себе представить, что находишься в Париже — в том Париже, ради которого в этот город едут со всего света. На площади в 560 гектар построен крупнейший в Европе деловой район, в котором по состоянию на 2020 год насчитывается 19 полностью достроенных небоскрёбов, не считая ещё нескольких десятков зданий из стекла и бетона разной этажности, и их число в скором будущем увеличится. Высота и архитектурный облик большинства из них вряд ли могут впечатлить современников, но для 60-70х годов XX века проект можно назвать грандиозным. Когда его инициировали в 1958 году, район Дефанс был застроен фабриками и небогатым жильём, хотя некоторые его улицы неотличимы от улиц Парижа, а в непосредственной близости располагались сельскохозяйственные поля. Первое здание высотой всего 11 этажей появилось здесь в 1963 году: в нём расположилась штаб-квартира представительства американской нефтяной компании Esso (здание также было первым снесено в 1993 году). Однако активный период строительства в Дефансе пришёлся на 70-е годы. Сегодня Дефанс — это центр притяжения крупнейших французских и представительств зарубежных компаний, который является офисным хабом для 180 тысяч служащих. Больше всего район знаменит огромных размеров футуристической аркой, расположенной строго на Исторической оси Парижа, протянувшейся на более чем 10 км от Лувра через Триумфальную арку и до Большой Арки Дефанса.

Большая арка Дефанса. Фото 2006 год (Источник Wikimedia Commons)

Заказчиком небоскрёба, в настоящее время известного как Tour First, выступило французское государственное страховое общество «Союз Страховщиков Парижа» (Union des Assurances de Paris (UAP). Общество было образовано в 1968 году путём национализации и слияния трёх старейших страховых компаний Франции. Это один из ярких примеров политики монополизации и огосударствления французской экономики последних лет правления правительства генерала Де Голля, когда герой борьбы за независимость своей страны в годы Второй мировой войны к концу 60-х годов отчасти сам превратился в узурпатора. В числе тех старейших компаний, которые образовали нового государственного страховщика, были: L’Union (основанное в 1828 г.); уже знакомое нашим читателям по нескольким упоминаниям в прошлых публикациях L’Urbaine (основанное в 1865 г.), чьё представительство получило разрешение на операции в Российской империи в 1889 году; а также La Séquanaise (основанное в 1889 г.) Аббревиатура названия компании дала имя и его штаб-квартире. Долгое время небоскрёб был известен как Tour UAP... и, пожалуй, если сегодня спросить какого-нибудь парижского старожила, где находится такое здание, то услышать положительный ответ можно лишь в случае со старым названием.

Площадь Дефанс, Дефанс. Аэрофотосъёмка 1950 г. (Источник pastvu.com)

Можно предположить, что история создания новой государственной компании нашла физическое воплощение в облике её штаб-квартиры, строительство которой было закончено в 1974 году. Архитектором здания стал француз Пьер Дюфо (Pierre Dufau), более известный проектом реконструкции целого французского города Амьен, разбомбленного во время Второй мировой войны британской авиацией. Дюфо спроектировал объём постройки в виде трёхлучевой звезды (три компании, объединённые в одну), стороны которой отделены от центрального ядра углом в 120 градусов. Такая компоновка позволяет значительно увеличить площадь фасада здания, а за счёт сплошного остекления обеспечить офисные помещения естественным освещением. Немаловажным бонусом являются и захватывающие виды на исторический центр Парижа. Тем не менее, с точки зрения архитектурных достоинств, небоскрёб Tour UAP не являлся откровением и не представлял какой-либо культурной ценности. Аккуратной формы здание с обтекаемыми углами являло собой пример десятков, если не сотен, типичных высоток из стекла и бетона по всему миру. С другой стороны, таков был художественный вкус того периода. Архитектурный стиль здания определяют как модернизм — направление, господствовавшее в строительстве после Второй мировой войны и до 80-х годов, во главе угла которого стоит функциональность постройки и минимализм оформления. Очевидно, что перед архитектором и не стояло задачи создать архитектурный шедевр, но максимально адаптировать проект под пожелания заказчика.

Площадь Наполеона Первого, Курбевуа (ныне район Дефанс) Фото 1955-65 гг. (Источник pastvu.com)

Здание мэрии Курбевуа (ныне район Дефанс). Фото 1954 г. (Источник pastvu.com)

Проводя политику приватизации государственного имущества, в 1994 году убыточный «Союз Страховщиков Парижа» был выставлен на продажу. Спустя два года крупнейшее французское страховое общество AXA сделало предложение о его поглощении. В 1997 году «Союз Страховщиков Парижа» прекратил своё существование, а Tour UAP была переименована в Tour AXA, хотя компания и не стала размещать там свою штаб-квартиру. Построенный в 1974 году небоскрёб к началу 2000-х годов являлся уже морально устаревшим, так что его могла постигнуть участь некоторых более ранних собратьев, которые были снесены, чтобы расчистить площадку для современных проектов. Однако вместо сноса, здание было решено не просто обновить, но и достроить!

Возможность достройки небоскрёбов ввысь большую часть истории существования таких зданий оставалась технически невозможной, да и вряд ли до конца XX века кто-то всерьёз об этом задумывался. С одной стороны, до начала Второй мировой войны функционала существовавших высотных зданий хватало, их число было относительно невелико, а при необходимости можно было построить новое. С другой стороны, ущерб, вызванный Второй мировой войной, даже Советский союз заставил отказаться от планов строительства полукилометрового Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя в Москве... было не до небоскрёбов. И только строительный бум 60-70х годов породил для архитекторов, инженеров и урбанистов к концу столетия вопрос: что делать с этими старыми коробками? Тогда как Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке или Трибьюн-тауэр в Чикаго являют собой несомненные образцы архитектурного искусства в высотном строительстве, большинство небоскрёбов послевоенной эры не представляют никакой художественной ценности и зачастую уродуют облик городов.

Вид на башню UAP (справа). Фото 1974 год (Источник pastvu.com)

Реализованных проектов достройки высотных зданий на сегодняшний день в мире — единицы. Это связано с рядом объективных сложностей: фундамент зданий проектируется с расчётом на определённую нагрузку, требование устойчивости всей конструкции рассчитывается с учётом особенностей почвы, сейсмических условий, используемых материалов, розы ветров и, конечно же, этажности. Чем выше небоскрёб, тем дороже в расчёте на каждый метр его строительство, причём стоимость возрастает не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Увеличение высоты такой постройки означает проведение сложнейших и дорогостоящих работ по укреплению конструкции и фундамента.
Tour First стал самым высоким зданием, по отношению к которому была произведена такая процедура. По данным брошюры главного застройщика французской компании Bouygues S.A., по степени сложности проведённых работ Tour First стал первым в своём роде, причём центральная часть небоскрёба, от которого в виде звезды отходят три корпуса, была полностью заменена. Высотность корпусов стала разной, в результате чего всё здание приобрело несколько пирамидальный вид. Чтобы повысить его энергоэффективность было произведено множество улучшений конструкции. В частности, фасад как бы покрыли вторым слоем с некоторым расстоянием от первого, таким образом, что естественная циркуляция воздуха между двумя панелями позволяет снизить необходимость в кондиционировании офисных помещений.

Реконструкция небоскрёба Tour AXA (на фото справа) — октябрь 2009 г. (Источник Wikimedia Commons)

Небоскрёб Tour First (на заднем плане по центру). Фото 2018 год (Источник Wikimedia Commons)

Превращение Tour AXA в Tour First было начато в 2008 и закончено в 2011 году. Этот срок можно назвать существенным, поскольку в среднем на строительство современных высотных зданий, которые значительно превосходят по этажности Tour First, уходит 8-9 лет, хотя в списке самых высоких зданий в мире есть примеры и более быстрых темпов строительства. По результатам реновации высота Tour First увеличилась со 162 до 231 метра или до 52 этажей, офисная площадь выросла с 64 до 80 тысяч кв. м., а количество рабочих мест с 3 500 до 5 700. Результатом стало и кардинальное улучшение энергоэффективности — на сегодняшний день это единственный во Франции небоскрёб с наивысшей оценкой по данному параметру. Что же до стоимости проекта достройки, то она составила более 300 млн. евро (для сравнения, строительство самого высокого здания в мире башни Бурдж-Халифа в Дубае высотой 828 метров обошлось в сумму около 1,5 млрд. долларов США).

Небоскрёб Tour First нельзя назвать архитектурным откровением, хотя его современный облик можно охарактеризовать как вполне соответствующий духу времени. Его главной особенностью является уникальный по своей сложности (да и стоимости) проект обновления, в результате чего высота постройки увеличилась на 42%. В строительстве и трансформации этого здания можно усмотреть и определённую аллюзию на историю страховой отрасли Франции, когда слияние трёх старейших компаний в одну нашло отражение в архитектурной форме штаб-квартиры нового государственного страховщика. Когда же компания была приватизирована и поглощена AXA, новый собственник также поглотил и старое здание путём его кардинальной перестройки и достройки, но не сноса. В настоящее время часть помещений здания занята международной аудиторской компанией Ernst & Young, а другая — крупнейшей в мире компанией по страхованию экспортных кредитов Euler Hermes, в России известная больше как Гермес. Так что страховая история небоскрёба продолжается.

Вид на район Дефанс с Эйфелевой башни. Здание Tour First крайнее справа. Фото 2017 г. (Источник Wikimedia Commons)
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад