mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
02.09.2020  |  просмотров: 1 243

Для современного человека основными источниками энергии являются газ, уголь, нефть. Но когда мы кипятим воду для утреннего кофе, то вряд ли задумываемся, что поднимающиеся клубы невидимого пара на протяжении нескольких столетий являлись главным источником энергии в мире, в буквальном и переносном смысле двигая вперёд человечество. В XIX веке миллионы тонн грузов перемещались по земному шару по воде и земле на новых скоростях и в новых объемах; развивалась промышленность, требуя для своих нужд больше и больше энергии, в конце концов выйдя на уровень массового производства. Всё это произошло благодаря энергии пара. Чтобы представить себе, какие возможности пар открыл миру, приведём такой пример. В 1702 году один из создателей первого парового двигателя англичанин Томас Севери опубликовал книгу «Друг шахтера, или двигатель для подъёма воды огнём». В ней он указал, что на одной шахте для приведения в действие насосов, откачивающих воду, собственник вынужден был держать 500 лошадей. Это с трудом позволяло бизнесу сводить концы с концами. Сто лет спустя для этих целей достаточно было одного, пусть и громоздкого, парового двигателя.

Водяной пар можно назвать топливом промышленной революции. Во всех развитых странах мира паровая энергия приходила на смену энергии воды, ветра и гужевому транспорту. Этот процесс был сильно растянут во времени и в пространстве. Нововведения появлялись прежде всего там, где уровень научно-технического прогресса и концентрации капитала создавал для этого соответствующие условия. Одним из символов наступления новой индустриальной эры можно считать паровой двигатель. Передвижение и производство, основанное на паровой тяге, постепенно становилось частью повседневной жизни, хотя поначалу эти металлические монстры вызывали у обывателей религиозный ужас. В ещё больший ужас приводило людей, когда такие машины взрывались. В настоящей публикации мы расскажем о зарождении крайне важной отрасли современного страхования, а именно, страхования оборудования. А начиналось всё с тех самых паровых котлов.

Паровоз. Литография 1870-е годы (Источник Wikimedia Commons)

Как это зачастую бывает в истории, инновационной идее предшествуют некие события, побуждающие человека или группу людей изменить создающие эти события условия. Взрывы паровых машин в XIX веке в США происходили в среднем каждые четыре дня и воспринимались в качестве неизбежных издержек бизнеса, хотя, в глубоко религиозных обществах той эпохи, были и те, кто видел в этом Божье провидение. Такие происшествия оказывали колоссальное влияние на положение вещей, как с точки зрения здоровья и жизни людей, так и в материальном аспекте. Это не устрагивало многих, но мало кто тогда мог представить, что возможно путешествовать по железным дорогам или работать на фабрике без постоянного риска оказаться убитым случайным разрывом парового котла. Как и в любом деле, в отношении улучшения безопасности парового оборудования нашлись и свои первопроходцы. В 1857 году группа бизнесменов, учёных и инженеров в городе Хартфорд, штат Коннектикут (США) организовала так называемый «Политехнический клуб» (Polytechnic club). Среди участников клуба были основатели компании по производству высокоточного оборудования Pratt & Whitney изобретатели Фрэнсис Пратт (1827 — 1902 гг.) и Амос Уитни (1832 — 1920 гг.) Одной из главных целей этого учреждения стало решение проблем, связанных с промышленным сектором. Многие участники клуба были непосредственными творцами промышленной революции в США, таким образом, энергия пара и взрывы котлов являлись постоянными и насущными темами их обсуждений. Появление же такого клуба единомышленников было во многом вызвано чудовищным по разрушительности взрывом на заводе Fales-Gray Cartworks в городе Хартфорд несколькими годами ранее. Взрыв убил 21 человека и покалечил ещё 50, разметав толстые кирпичные стены здания.

Разрушения после взрыва парового котла на фабрике Hays Manufacturing Co, штат Пенсильвания, США. Фото 1901 г. (Источник Wikimedia Commons)

Поскольку причина взрыва была известна, следовательно, мог быть найден и способ предотвратить такие происшествия в будущем. Прежде всего, следовало пересмотреть номенклатуру используемых в изготовлении котлов материалов, а также ввести регулярный осмотр и обслуживание таких машин — идеи, кажущиеся очевидными для человека сегодняшнего дня. Члены клуба также подняли вопрос о разработке специализированного страхового продукта, увязав эту услугу с регулярным осмотром и обслуживанием оборудования. Однако обсуждениям не было суждено претвориться в жизнь, чему во многом помешало начало Гражданской войны в США 1861–1865 гг.

Внимание общественности и учёных к этой теме было вновь приковано в апреле 1865 года. На деревянном колёсном пароходе «Султанша» (Sultana), который с юга США по реке Миссисипи перевозил более 2000 освобождённых из плена солдат северян (при официальной вместимости судна 346 человек!), произошёл взрыв паровых котлов. Это случилось около 2 часов ночи на реке, ширина которой в это время года достигала 6,5 км. Как об этом писал один из выживших солдат: «Когда мы садились на пароход, на его палубах царило веселье, словно на свадьбе. Я никогда в жизни не видел более радостной толпы, чем эти бедные голодные парни. Большинство из них долгое время находились в плену, некоторые даже по два года, многие из них были ранены. В счастливом ожидании скоро увидеть отчий дом они не обращали внимания на эту страшную тесноту. На нижних палубах солдаты лежали вплотную друг к другу. У всех была одна заветная мечта — быстрее попасть домой». В результате катастрофы на судне и в госпиталях погибло около 1700 человек (точных данных о погибших нет). По числу жертв это кораблекрушение является самой масштабной катастрофой на речном транспорте в истории (и даже больше числа жертв крушения морского лайнера «Титаник», который превосходил в размерах «Султаншу» в несколько раз). Поскольку трагедия произошла на следующий день после того, как был застрелен убийца президента США Абрахама Линкольна (Джон Уилкс Бут), американская пресса её практически не заметила. Причины и тщательный анализ технической стороны происшествия стали возможны благодаря всё тем же людям из «Политехнического клуба» в городе Хартфорд, в том же году создавших, наконец, страховое общество по страхованию паровых котлов.

Пароход Султанша в огне. Иллюстрация из журнала Harpers Weekly 1865 г. (Источник Wikimedia Commons)

30 июня 1866 года была основана старейшая в США компания по страхованию промышленного оборудования, а именно паровых двигателей — The Hartford Steam Boiler Inspection and Insurance Company. Упоминание инспекции в названии вовсе неслучайно, поскольку технический контроль за страхуемым оборудованием являлся одной из главных функций созданной страховой компании. Это было не только ключевой составляющей бизнес-модели страховщика, без которой невозможно прогнозировать риски, но также несло важную социальную функцию, которую частный бизнес взял в собственные руки на благо всего общества. Со временем компания стала принимать на страх и другое промышленное оборудование от крупных промышленных объектов до химчисток, а в настоящее время к этому списку добавилось и страхование кибер-рисков.

А что же родина промышленной революции, Великобритания? Неужели изобретатели и бизнес страны, где к середине XIX века промышленный переход уже был завершён, могли пренебречь вопросами безопасности паровых машин? В это время плотность железных дорог на территории Британских островов была наибольшей среди всех других стран, да и по абсолютной их протяжённости Великобритания делила первое место с США. При этом сотни паровозов, как мины замедленного действия, перевозили по всей стране людей и грузы. В 1863 году в Лондоне уже появилось первое в мире метро. Шла активная замена и модернизация парусного торгового и военного флота на паровой. На сотнях фабрик, коптивших небо британских городов, работали десятки тысяч паровых машин. При этом паровые котлы в Великобритании также взрывались, и, возможно, с не меньшей частотой, чем в США. По статистике, в период с 1864 по 1874 год в результате взрывов котлов было убито 617 и ранено 997 человек. И так же, как и по другую сторону Атлантики, эта проблема волновала многих.

Тандемные компаунд цилиндры и поршни-клапаны. Иллюстрация из The Boys’ Book of Locomotives 1907 г. (Источник Wikimedia Commons)

Не удивительно, что первое общество по предотвращению взрывов паровых котлов возникло в одном из наиболее промышленных городов Англии, Манчестере (этот город связан с зарождением ещё одной очень узкой отрасли страхования, о чём мы писали в публикации «Губит людей не пиво» от 24 июля 2020 года). The Manchester Steam Users’ Association было основано в 1854 году, что на более чем десять лет раньше, чем возникновение подобного учреждения в США. Было и кардинальное отличие: ассоциация в Манчестере не занималась страхованием оборудования. Это первый в истории орган по контролю за паровыми двигателями. В числе сотрудников, как и у американского собрата, было также много инженеров. Персонал проводил осмотр и техническое обслуживание паровых машин тех собственников, которые решили вступить в ассоциацию, среди которых были производители хлопковых тканей, локомотивов, строительные компании, операторы различного машинного оборудования. Идею предложил шотландский инженер и изобретатель Уильям Фейрберн (1789 — 1874 гг.), который известен проектированием пароходов, мостов и железнодорожных локомотивов. В 1844 году Фейрберн создал новый тип промышленного парового котла (Ланкаширский котёл), а к 1862 году его компания Millwall Iron Works построила более 400 локомотивов для нескольких железнодорожных компаний.

Ассоциация в Манчестере, наравне с «Политехническим клубом» в Хартфорде, заложила фундамент для становления новой отрасли страхования. Это произошло на 8 лет раньше, чем в США. Хотя, если бы не Гражданская война, идеи «Политехнического клуба» вполне могли бы быть реализованы одновременно с возникновением специализированного страховщика в Великобритании. Более того, как знать, не была ли эта идея позаимствована у американцев, или же данный случай является ярким примером того, как некие новшества возникают почти одновременно в разных странах мира. Итак, в 1858 году некоторые из участников упомянутой выше британской ассоциации учредили первую в мире компанию по страхованию паровых котлов с говорящим названием The Steam Boiler Assurance Company. Вскоре у неё нашлись подражатели, и в рамках страховой отрасли возник новый узкоспециализированный рынок. В 1872 году страховщик начал предлагать защиту паровых двигателей, что включало не только сам котёл, но и другие элементы машины (услуга, известная сегодня как страхование оборудования от поломок). Уже в начале XX века страховые общества Великобритании предлагали страхование от упущенной выгоды вследствие поломок оборудования. Страхование в промышленном секторе становилось всё более и более сложным, включая в себя различные риски и аспекты рисков... так же, как и само оборудование всё усложняется по ходу технического прогресса.

Результат взрыва парового котла локомотива, Норвегия. Фото около 1900 гг. (Источник Wikimedia Commons)
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад