mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
15.10.2022  |  просмотров: 138

В ночь на 12 декабря 1905 года сгорело расположенное на Валовой улице в Москве здание типографии широко известного издателя и промышленника Сытина. Фабрика была застрахована в Московском страховом от огня обществе на сумму более 1 млн руб., но страховщик в выплате отказал. Страхователь инициировал судебное разбирательство, пройдя несколько инстанций, пока, наконец, дело не дошло до кассационного суда Правительствующего Сената. Эта длившаяся годами тяжба стала ярким эпизодом в истории отечественного страхования. Есть ли в том ирония, но главный аргумент представителя истца, московской типографии, в большей степени вращался вокруг знаков препинания. Прежде чем перейти к судебному процессу и доводам сторон, расскажем о самом производстве, его основателе, и о тех событиях, которые привели к пожару в типографии, породив конфликт между страхователем и страховщиком.

Здание типо-литографии Товарищества И.Д. Сытина после пожара, вид с Пятницкой улицы, 1905 г. (Источник журнал Нива — pastvu.com)

Иван Дмитриевич Сытин (1851–1934) вошёл в отечественную историю как один из крупнейших книгоиздателей и просветителей, основатель первого издательства литературы массовыми тиражами «Посредник», вдохновителем создания которого был Лев Толстой. К 1914 году на долю продукции Сытина приходилась четверть всех книжных изданий в стране. Именно Сытин смог превратить издательское дело в России в отдельную отрасль промышленности, с фабриками, банковским кредитом, сетью складов и магазинов. Образование Иван Дмитриевич имел всего три класса, но это нисколько не помешало ему стать крупным предпринимателем, реализовавшим передовые для своего времени идеи. В возрасте 14 лет Сытин приехал в Москву и получил работу в книжной лавке, всю свою жизнь связав с типографским и издательским делом. Женившись в 1876 году на купеческой дочери Евдокии Ивановне Соколовой, Иван Дмитриевич открыл собственную литографическую мастерскую с одним станком. Произошло это в том числе благодаря наследству жены, а также за счёт займа от одного из бумажных фабрикантов. Дело развивалось успешно и уже в 1879 году, расплатившись по долгам, он купил собственный дом на купеческой Пятницкой улице в Москве, где и разместил свою полукустарную типографию.

Основой производства Сытина стала дешёвая литографическая продукция, предназначенная для сельских жителей. Массовость и дешевизна вместе с вниманием к содержанию, стремлением сделать листки и книжки интересными для сельских жителей, заложили основу для процветания его дела. Странствующих по деревням торговцев разной мелочью, книгами и лубочными картинками — офеней и коробейников — через некоторое время стали называть «сытинскими», что подчёркивает принявший монопольный характер деятельности издателя. В 1882 году было зарегистрировано «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина» с уставным капиталом 75 тыс. руб. Двумя годами позднее в 1884 году по предложению Льва Толстого, который желал сделать произведения известных авторов доступными крестьянам, было создано издательство «Посредник», выпускавшего самую разную печатную продукцию миллионными тиражами. В 1891 году Сытин приобрёл старейший в России научно-популярный и страноведческий журнал «Вокруг света», продолжив его издание, в 1897 году — газету «Русское слово», к моменту Октябрьской революции 1917 года ставшей самой массовой в стране. Разросшийся к началу XX века бизнес требовал организации типографии в иных масштабах.

Общий вид комплекса типо-литографии Товарищества И. Д. Сытина со стороны 2-го Монетчиковского переулка, 1903-1905 г. (Источник humus.livejournal.com)

В 1903 году на огромном участке земли, в границах улиц Пятницкая и Валовая (Садовое кольцо), а также переулков 2-м и 3-м Монетчиковским по проекту архитектора А. Э. Эрихсона было выстроено новое здание типографии с элементами столь популярного в то время стиля модерн в оформлении фасада. По описаниям, фабрика была построена по последнему слову техники, а анализ имеющихся фотографий позволяет утверждать, что вместо керосинового, в помещениях было устроено электрическое освещение. Здание фабрики вместе с находившимся там оборудованием и машинами, о чём нам известно из материалов дела кассационной жалобы, было застраховано в Московском страховом от огня обществе на сумму 1 331 035 руб. Несколько забегая вперёд скажем, что убыток был оценён страховщиком в сумме более 662 тыс. Помимо огромного производственного корпуса на территории находилось также обширное 3-4-этажное кирпичное здание вспомогательных мастерских, общежитие, склады и другие постройки.

Вспомогательные мастерские типо-литографии Товарищества И.Д. Сытина. Вид со стороны Пятницкой улицы, 1903-1905 г. (Источник humus.livejournal.com)

Нужно сказать, что дореволюционные страховщики очень не любили огневые риски, связанные с любой деревообработкой, в том числе бумажным производством или типографиями. Оно и понятно — риск возгорания на таких производствах был значительным. И хотя уже в конце XIX века на рынке появились спринклерные системы для автоматического тушения огня в помещениях, далеко не все фабриканты жаждали тратить средства на их установку и подводку водопроводных труб, пусть даже страховые общества и предлагали существенные скидки с премии для оборудованных такими системами фабрик. Как можно судить по фотографиям, на фабрике Сытина, спринклеры установлены не были, следовательно, тариф премий был высок. Впрочем, если ознакомиться с инструкциями и тарифом премий для агентов акционерных страховщиков Российской империи, то складывается ощущение, что хороших с точки зрения пожарной безопасности рисков в стране практически и не было. Как ни крути, но источники открытого огня, дрова, более или менее опасные с точки зрения воспламеняемости материалы на фабриках и в лавках торговцев имелись всегда. А уж мельниц, позволим себе здесь небольшой каламбур, российские страховщики боялись как огня. Однако, вернёмся к типографии.

Кабинет директора-распорядителя в типо-литографии Товарищества И.Д. Сытина. Иван Дмитриевич сидит за столом у окна, 1903-1905 г. (Источник humus.livejournal.com)

В 1905 году практически только что построенная фабрика стала одним из центров протестного движения в ходе Первой русской революции 1905-1907 гг. И если начало и середина года были связаны с забастовками и требованиями со стороны печатников к дирекции, то к концу года события приобрели совсем иной оборот, и фабрика превратилась в форпост протестующих в борьбе с полицией и армией. Приведём описание событий декабря 1905 года из газеты «Новое время» в выпуске от 26 (13) декабря: «Сегодня на рассвете сгорела типография Сытина на Валовой улице. Типография эта представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей. В типографии забаррикадировались до 600 дружинников, преимущественно рабочих печатного дела, вооруженных револьверами, бомбами и особого рода скорострелами, называемыми ими пулеметами. Чтобы взять вооруженных дружинников, типографию окружили всеми тремя родами оружия. Из типографии стали отстреливаться и бросили три бомбы. Артиллерия обстреливала здание и гранатами. Дружинники, видя свое положение безвыходным, зажгли здание, чтобы, воспользовавшись суматохой пожара, уйти. Им это удалось. Они почти все спаслись через соседний Монетчиковский переулок, но здание все выгорело, остались только стены. В огне погибло много людей, семьи и дети рабочих, живших в здании, а также посторонних лиц, живших в этом районе. Понесли потери убитыми и ранеными войска, осаждавшие типографию».

Машинное отделение типо-литографии Товарищества И.Д. Сытина, 1903-1905 г. (Источник humus.livejournal.com)

Зачем понадобилось жечь и громить типографию, в которой печатались произведения известнейших отечественных писателей, в том числе и Пушкина? Неужели, как писал Александр Сергеевич, русский бунт действительно настолько бессмысленный и беспощадный, что не щадит даже те производства, которые существуют на благо народного просвещения? У типографии Сытина, помимо прекрасной стороны, была и ещё одна. Добиться массового дешёвого производства без интенсификации труда невозможно, и в условиях чистого, практически ничем не ограниченного капитализма, массовое дешёвое производство означало длинный рабочий день, минимальный размер оплаты труда, штрафы, отсутствие каких-либо социальных гарантий. Всё это было справедливо для типографии Сытина поскольку бизнес строился на подрядах, а на «заёмных» рабочих не распространялись даже минимальные льготы кадровых служащих. Однако является ли сказанное достаточным, чтобы рабочие решили уничтожить источник своего заработка путём поджога, пусть и вызванного целью обеспечить себе пути отступления? Или для описываемых событий есть также иная трактовка?

По одной из версий, а возможно красивой байке, чуть ли не вся Первая русская революция, следствием которой стало появление первой в стране конституции, произошла из-за жадности Сытина. Дело было в следующем. Озабоченный целью всё большего удешевления производства Иван Дмитриевич решил платить наборщикам только за буквы, в то время как знаки препинания составляли около 12% от объема всех символов. Для рабочего, осуществлявшего набор вручную, не было разницы, знак или букву он берёт для оттиска. 29 июля (11 августа) 1905 года рабочие выдвинули очередные требования к дирекции в отношении продолжительности рабочего дня и размера оплаты труда. Согласившись удовлетворить требования в части сокращения рабочего дня, дирекция отказала в повышении оплаты труда и в отмене нововведения о знаках препинания. Так стали говорить, что Всероссийская стачка 1905 года случилась из-за «сытинской запятой». И выходит, что сытинская типография тоже погорела из-за запятой. Подробнее о событиях, приведших к пожару в типографии и последовавшей судебной тяжбе между издательством и страховщиком мы расскажем во второй части нашей публикации.

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад