Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Обязательное страхование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Кризис и страхование
Отдых без страха и упрека
Мелёхин Дмитрий Валерьевич
Начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняКакие факторы обеспечивают гарантированность страховых выплат туристам при неплатежеспособности туроператора? На что необходимо обращать внимание туристу при выборе туристических услуг, чтобы не оказаться в такой же ситуации, как клиенты компаний «Нева», «Экспо-Тур», «Идеал-Тур», «Лабиринт» летом 2014 года?

Еще лет 5 назад, отвечая на вопрос, как не ошибиться с выбором турфирмы, я бы советовал обращать внимание на такие  характеристики, как опыт на рынке, количество офисов, география присутствия в регионах, отзывы друзей и посты в интернете, и все прочее, что позволяет судить о репутации компании и о ее надежности. Однако ситуация, сложившаяся летом 2014 года на этом рынке, показывает, что такой подход к оценке надежности туркомпании уже не работает.

Накопленный опыт говорит о том, что необходимо уделять внимание не только  оценке репутации турфирмы, но и выяснять, какой страховщик застраховал ответственность туроператора. Причем  необходимо также проверить информацию о страховщике - его надежности, опыте работы, финансовых возможностях, показателях сборов страховой премии и размере уставного капитала. Важно также посмотреть отзывы о том, как эта страховая компания урегулирует убытки, и убедиться в наличии достаточной региональной сети. Туристы сегодня выезжают не только из Москвы, но и из других регионов, поэтому целесообразно, чтобы у страховщика, застраховавшего ответственность туроператора, было представительство непосредственно в регионе, где был приобретен турпродукт.

Немаловажной проблемой, с которой сталкиваются туристы (как, в частности, было в случае с турфирмой «Нева» и его страховщиком), является определенная информационная блокада. Нам известно, что еще до того, как было объявлено о приостановлении деятельности, фирма не выполняла свои обязательства. И даже после появления сообщения на официальном сайте, туристы не могли никуда дозвониться, чтобы получить необходимую информацию и какие-либо вразумительные консультации о том, что им делать в сложившейся ситуации.

Чтобы узнать, кто страхует ответственность туроператора, у которого турист собирается приобрести тур, необходимо зайти на сайт Ростуризма. Там в открытом доступе по каждому туроператору, входящему в государственный реестр, есть информация о том, какая страховая компания или банк предоставили ему финансовое обеспечение. В договоре туриста с турфирмой также указывается наименование организации, предоставившего финансовую гарантию.

Большое значение имеет не только то, в какой страховой компании страхует ответственность туроператор, но и на какую страховую сумму выписан его полис – если она окажется слишком маленькой для выплат всем пострадавшим туристам, то возмещение будет не полным, а пропорциональным.

Могу привести пример из практики «Ингосстраха». Мы страховали компанию «Ланта-Тур» и урегулировали ее убыток: 27 января 2012 года «Ланта-Тур» объявила о приостановлении своей деятельности,  после  чего мы стали собирать заявления и документы от пострадавших лиц. В результате был сформирован реестр заявителей, общая сумма требований по которому составила около 200 миллионов рублей. Однако финансовое обеспечение по полису компании «Ланта-Тур» составляло только 100 миллионов рублей – в 2 раза меньше, чем реальный убыток. В соответствие с законодательством было принято решение о пропорциональных выплатах в размере 50% от суммы требований, заявленных туристами. Общее количество пострадавших, которым мы выплатили возмещение, составило 6,5 тысяч человек. При этом стоит отметить, что кредит, предоставленный для решения финансовых проблем «Ланта-Тур», полностью пошел на оплату операционных расходов туроператора, включающие взаиморасчеты с партнерами – на выплаты по требованиям туристов оттуда не было истрачено ни рубля, за это отвечал только страховщик. Так что недостаточность суммы финансовых гарантий по полису может иметь для туриста серьезное значение.

Стоит отметить, что по нашему опыту подавляющее большинство туристов действительно успевают подать заявления со всеми необходимыми документами для выплаты страхового возмещения в отведенные законом 30 календарных дней, по истечении которых страховщик должен начать выплаты страхового возмещения (конечно, бывают туристы, которые обращаются позже, но их число обычно не превышает 2-5% от общего количества). На необходимость соблюдения сроков подачи заявления специально обращает внимание Ассоциация туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», которая также заинтересована в своевременной передаче документов.

В целом, бизнес по страхованию туроператоров является для страховщиков убыточным. У «Ингосстраха» убыточность по страхованию туроператоров за 2012 год превысила 700%, после чего мы отказались расширять этот вид страхования. Средний уровень выплат по рынку по итогам 2013 года составил более 90 %. По итогам 2014 года с учетом всех известных событий ожидается, что  по рынку уровень выплат существенно превысит 100%, что может означать фактически кризис данного вида страхования.

Крупные страховщики, которые реально оценивают свои риски, сегодня предъявляют более строгие требования к туроператорам и выставляют  жесткие условия страхования либо предпочитают не заниматься данным видом страхования вообще. И турфирмы экономят, предпочитают приобретать дешевые полисы сомнительных страховых компаний, а не использовать, например, такой способ финансового обеспечения как банковская гарантия или более дорогой полис крупной и надежной страховой компании.


5 сентября 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.60 (голосовало: 5 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: