Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Реформа ОМС, Обязательное медицинское страхование
Щербаков Игорь Сергеевич Реформа ОМС: возможные пути
Щербаков Игорь Сергеевич
Член правления ТФОМС Свердловской области, генеральный директор СМК «Урал-Рецепт М»
За последние два года был разработан десяток вариантов пакета законопроектов о реформировании здравоохранения. Вызванная ими полемика выявила не столько сложность решаемой задачи, сколько противоречия между разработчиками, которые постепенно дрейфуют в сторону интересов тех или иных групп влияния вместо борьбы за пользу для общества.

Этот дрейф приводит к тому, что варианты пакета законопроектов во многом становятся взаимоисключающими. Нет единодушия в том, запрещать ли компаниям совмещать добровольное и обязательное медицинское страхование; выделять ли дополнительное лекарственное страхование в отдельную лицензию или включать эту услугу в базовую программу ОМС. Одни предлагают форсированно сократить число действующих страховых медицинских организаций (СМО) до 5-10 так называемых "уполномоченных" федеральных компаний, другие - дать СМО возможность в рамках уже принятых решений за пару лет самостоятельно закончить процесс укрупнения и уменьшения количества компаний, занимающихся ОМС, с 284 до 60-80.

Необходимость принятия пакета законов о реформировании здравоохранения до 1 января 2005 г. требует, в первую очередь, снять эти противоречия и принять рамочные условия реформы. После этого подготовка соответствующих законов станет не более чем технической работой, которую вполне возможно выполнить в заданные сроки.

На наш взгляд, к числу основных таких условий можно отнести следующие:

  1. Система медицинского страхования должна состоять из трех взаимодополняющих частей: основного обязательного медицинского страхования (ОМС), дополнительного ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС).
  2. Основное и дополнительное ОМС должны включаться в базовую программу ОМС и финансироваться только из федерального и регионального бюджетов. При этом следует позволить законодательно корректировать дополнительное ОМС с учетом возможностей того или иного бюджета.
  3. Участие в системе ОМС должно быть обязательным для всех страхователей. Необходимо исключить все возможности формирования отраслевых программ ОМС, создающих условия для выделения "богатых" страхователей из общей системы.
  4. Основное назначение ДМС (помимо главного, медицинского) – дополнительное финансирование здравоохранения за счет страхователей, которые в состоянии оплачивать лечение своих сотрудников и (или) членов их семей сверх возможностей основного ОМС и дополнительных программ ОМС. Заниматься ДМС вправе все СМО, имеющие лицензии на этот вид страхования.
  5. Финансирование основного и дополнительного ОМС (по подушевому нормативу), ДМС (по страховой сумме, указанной в договоре), а также прямые платежи за лечение из личных средств застрахованных должны объединяться на персонифицированных счетах с правом застрахованного (страхователя) использовать любое сочетание этих средства для лечения. Это принесет наибольшую пользу и здравоохранению, и застрахованным, и страхователям.
  6. При заключении договора ДМС по желанию страхователя должен быть возможен вычет финансирования этого договора за счет средств ОМС. Для этого лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) обязаны использовать прейскурант цен на услуги ДМС, построенный как разность между фактическими затратами ЛПУ на лечение и финансированием лечения по медико-экономическим стандартам ОМС. Снижение цен на медуслуги, достигнутое благодаря этому механизму, позволит увеличить финансирование здравоохранения за счет ДМС.
  7. Учитывая снижение ставки отчислений на ОМС в регионах с 3.4% до 2.0% целесообразно снять для ДМС лимит отнесения расходов на лечение сотрудников и (или) членов их семей на себестоимость (сейчас этот лимит равен 3% от фонда оплаты труда). Это позволит частично компенсировать выбывающие доходы ОМС за счет ДМС.
  8. Запрет на совмещение компанией ОМС и ДМС требует детального анализа. Прежде всего, это не очень заметное, на первый взгляд, предложение несет заряд огромной разрушительной силы, способный уничтожить все положительные результаты, которые были достигнуты за 12 лет построения медицинского страхования. Кроме того, такой подход будет способствовать дроблению СМО и росту их количества.

Сегодня многие СМО, занимающиеся ОМС, имеют лицензию на ДМС. Описанный в предыдущем абзаце запрет означает для них потерю существенной доли их доходов и переход части клиентов в компании, занимающиеся всеми другими видами страхования, в том числе – и ДМС. А потеря доходов страховщиков ОМС при сохранении большей части условно-постоянных расходов, в конечном счете (при прочих равных условиях), потребует увеличения норматива расходов на ведение дела.

Аргументы сторонников разделения ОМС и ДМС сводятся к следующему:

а) ОМС должно быть некоммерческим;
б) при совмещении этих видов страхования в одной компании ОМС субсидирует ДМС;
в) разделение ДМС и ОМС сделает невозможным так называемое "прикроватное" страхование

Принцип некоммерческой основы ОМС, заложенный в 1991 г. в Законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и подтвержденный постановлением Совмина РФ № 1018 от 11.10.1993 г. фактически не соблюдался. В его возобновлении лежит понятный, на первый взгляд, смысл: уменьшить расходы на ведение дела по ОМС. Однако при этом придется вернуться и к другой норме упомянутого закона, снижающей планку капитализации СМО, работающих только в системе ОМС, до 1200 МРОТ - что во много раз меньше 30 млн руб., требуемых действующим законом об организации страхового дела. И действительно, кто вложит более миллиона долларов в структуру, занимающуюся некоммерческой деятельностью, - заранее зная, что отдача от этого невозможна в принципе? Ответ очевиден.

Прямого или косвенного субсидирования ДМС за счет средств ОМС при их совмещении в одной СМО практически нет. При страховых платежах по ДМС, соразмерных с ОМС, ДМС субсидирует ОМС за счет экономии на условно-постоянных затратах и разницы в нормативах расходов на ведение дела (15-25% - по ДМС и 3-4% - ОМС). При выделении СМО, занимающихся исключительно ОМС, расходы на ведение дела существенно возрастут.

Что касается так называемого "прикроватного" страхования, то эта проблема ДМС (в большинстве случаев надуманная), а не ОМС. Она касается не столько СМО, сколько ЛПУ, взимающих за лечение застрахованных по ДМС двойную оплату: и по ДМС, и по ОМС. Решить эту проблему можно элементарно. В каждом ЛПУ должно быть два утвержденных в установленном порядке прейскуранта цен: фактических (по полным затратам ЛПУ) и по ДМС. Цены прейскуранта по ДМС определяются как разность фактических затрат ЛПУ на лечение застрахованного и выплат за это лечение по медико-экономическим стандартам ОМС. В принципе это – первый этап внедрения персонифицированного учета застрахованных.


26 октября 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.60 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
26 октября 2004 г. 18:31 Калярская Р.Я.
Реформа ОМС: пути развития
Дана ясная картина ОМС настоящего времени и четкая перспектива развития для пользы страхователя.
10 ноября 2004 г. 19:00 ЗаТрахованный ОСАГО и ОМС
Анализ будет не полным, если не выслушать точку зрения по поводу сворачивания ОМС как не оправдавшего надежды. Основания (как минимум) для такого есть - здравоохранение за годы реформ значительно ухудшилось. Можно возразить, что без ОМС не было бы и этого, но тогда нужно и этот постулат аргументировать. Пока же логика многих вынужденно застрахованнных граждан свидетельствует о целесообразности отмены ОМС.
15 ноября 2004 г. 13:38 Автор отзыва
возможные пути?
интерестно и как вы собираетесь в нарушение конституции РФ ДМС привязать к ОМС?Это не законно!
Система ОМС должна быть ликвидирована как нанесшая сильнейший удар по здоровью населения.
Финансирование здравоохранения должно быть напрямую без посредников снимающих сливки с бюджетных денег.
15 ноября 2004 г. 20:13 Культуролог Страхунян
Долой ОМС, да здравствует ДМС!
ОМС - вообще не страхование, надо называть вещи своими именами. Реформировать то чего нету довольно сложно, кстати продложающаяся на протяжении 10 лет реформа наилучшее этом подтверждение. Страховщиков надо удалить из бесплатной медицины, т.к. берут они ввиду собственного названия больше, чем должны брать обычные администраторы. Не реформа, а отмена ОМС, вот что реально необходимо! В этом случае не будет дискрдитации добровольных видов страхования и появления колоссов на глиняных ногах, вроде одной крупной московской акционерной СК.
23 ноября 2004 г. 07:23 Светлана
Ау, господа! (те, кто против ОМС)
Систему ОМС, которая сейчас так активно выкорчевывается, Вы еще вспомните добрым словом (когда будуте платить за все, прошу учесть - за все!, в том числе и за вход в больницу или поликлинику. Вы просто еще не знаете за что НЕ ПЛАТИТЕ)! По статье могу сказать как страховщик ОМС - декларация, тем паче, что: часть озвученных понятий (основное ОМС и ДМС) уже существует, часть (дополнительное ОМС) - не определена, часть (платные услуги) выпущена из внимания вообще. По страховщикам - господа, вы погорячились! Народ судится за приобретенные вещи несоответствующего качества, а за собственное здоровье Вы сами будете отстаивать свои интересы?! Вы априори принимаете услуги врачей за высококвалифицированные и не сомневаетесь в их качестве?! И судиться вы будете с кем, с уже фактически бюджетной сферой, обзываемой нынче "ОМС", а не со страховой компанией (что согласитесь, гораздо удобнее и проще)?
А если Вы, господа, вдруг, в одночасье, перестанете быть состоятельным, кто тогда заплатит за Вас хотя бы за вход к врачу?
По совмещению ОМС и ДМС - бред сивой кобылы, где это видано, чтобы бюджет поддерживал коммерсантов (перевод с русского на русский), авторитетно заявляю, если бы не ДМС, ОМС было бы не с кем делать (на голом окладе ОМС кто будет работать, когда это бюджет платил много?!), народ бы давно разбежался!
По конституционности - привязки ДМС к ОМС нет и никогда не будет! это - дополнение, а по закону это абсолютно разные вещи, перечтите Конституцию и Закон о МС.
Благодарю за внимание.
29 ноября 2004 г. 23:03 Автор отзыва
Светланае-ОМС к суду!!!
когда будуте платить за все, прошу учесть - за все!
--------------------------------
Фэнтези можно поискать на Яндексе :)

Статья 41
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 7
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
13 декабря 2004 г. 09:53 Светлана
Господину "автор отзыва" от 29.11.04г.
Уважаемый, самому-то смешно не стало?! (от декларативности "бесплатности" и "достойности" со "свободным развитием"?). Это - первое.
Второе - Вы никак не поймете суть простого изречения (особенно актуального вРоссии) - "Если нет выхода из положения - поменяй положение!" Вы глазки-то с ушками откройте - уже давно идет работа по переводу "...государственных и муниципальных учреждений здравоохранения..." в руки частного бизнеса (можно и не весь, долю отдал - и все, это уже не то!).
И, наконец, в-третьих. А кто сказал, что политика государства направлена против? Ведь все делается для развития, например, частного бизнеса - в малом, в аграрном, вот теперь и до здравоохранения добрались. Вперед, коммерсанты, делайте свою жизнь достойной, развивайтесь и т.д., и т.п.!...
Нет, нужно еще в-четвертых сказать (из женской вредности!) - лично Вам никогда не приходилось платить за медпомощь?! Законопослушный Вы наш, что ж не побежали в суд подать на государство и больничку в том числе, по вышеуказанным-то статьям?!...
А хотите посмеяться над нашей с Вами дискуссией?! - почитайте "Концепцию охраны здоровья здоровых в РФ на 2003-2010гг". Смеяться начинаешь сразу, как только название прочитаешь, а уж потом на то, что заказчиком является уж никак не Правительство, а тем более - государство... Кто? - а почитайте! (а заодно то,ч то между строк, и то с чем это связано - развитием страхового рынка, политики государства в области экономики, очень интересная картинка получается!). А Вы - под суд, фи-и...
16 декабря 2004 г. 12:12 Автор отзыва
Светлане
Не смешно,это первое,я вообще когда конституцию читаю смеюсь мало."Если нет выхода из положения - поменяй положение!" это,что-то чисто женское,мужское поменять власть и убрать ОМС.
{ Вперед, коммерсанты, делайте свою жизнь достойной, развивайтесь и т.д., и т.п.!...} Если вы не в курсе от сообщаю,что большенство коммерсантов жулье (в здравоохранении) они делают все что бы содрать побольше денег и ничего не делать,находят ложные болезни и от них лечат.Да кстати одна моя знакомая хотела родить в коммерческом роддоме,дак знаете за деньги ее НЕ КТО из коммерсантов не принял.Потому что роды сложные,а им труп не нужен,им нужны легкие деньги.И рожала она в простом роддоме,дак вот там врачи оказались квалифицированней чем в коммерческом.
И платить за мед помощь мне некогда не приходилось и полиса ОМС я не имею-принципиально,лучше здохнуть чем страховщикам платить дань,как впрочем и по ОСАГО.Отмена ОМС-это по любому прогресс.Страховщики как жирные пауки высасывют из здравоохранения последние соки.Я не читал все ваши концепции,но могу сказать одно-хуже от отмены ОМС уже не будет,хуже некуда.Введут ДМС-замечательно 99% населения начнет вымирать но полис не купят,нужно это самим медикам -сомневаюсь,у них не зарплата повысится,а пациентов не станет.Поэтому еще раз повторяю ОМС-ликвидировать,наворованное за годы страховщиками конфисковать.Поликлиникам и больницам платить напрямую без пауков-посредников.
10 февраля 2005 г. 16:35 Страховщик
1. Ввести порог вхождения в ОМС для страховых компаний в виде крупной доли застрахованного населения региона. (так как сдавать ЛПУ 50 реестров в 50 компаний невероятно трудоемко). Кроме того это нагружает работой и фонды ОМС.
Сделать это можно на уровне ежегодных(или на 2-3 года) конкурсов на Федеральном ! уровне.

2. При покупке недешевого полиса ДМС у пациента должна быть возможность возмещения средств по итогам года в сумме заплаченного подоходного налога (по упрощенной для людей схеме без очередей в ИМНС)

Граждане, не имеющие возможности купить полис ДМС должны обслуживаться по полисам ОМС.

Создание системы персонифицированного учета в разрезе отстутствия выч техники и достойной оплаты персонала в ЛПУ, 15 компаний, технически на сегодняшний день трудновыполнимо и признаем что в ближайшие несколько лет - нереально. Москву не берем, это иной уровень вложений в современные технологии информационного взаимодействия между СК, Фондом, и ЛПУ.

Сломать существующую систему проще всего, а что взамен ?

Захлебнувшаяся и спотыкающаяся афера с лекарственным страхованием и здравая благая идея компаенсации льгот показывают, что единовременные кардинальные действия в масштабах всей страны череваты сбоями системы здравоохранения в целом.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: