Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Исследования, Маркетинг, Общественное мнение, Автострахование
Дудницкий Владимир Вячеславович Автовладельцы и страхование: новые грани взаимодействия
Дудницкий Владимир Вячеславович
Генеральный директор Национального Агентства Финансовых Исследований (НАФИ)
страхование сегодняНациональным Агентством Финансовых Исследований (НАФИ) в конце 2006 года было проведено исследование «Автовладельцы и страхование: новые грани взаимодействия», явившееся частью ряда исследований потребителей финансовых услуг. Полученные результаты представляют большой интерес как для страховщиков и представителей инфраструктуры рынка страхования, так и для агентов и клиентов страховых организаций.

Исследование «Автовладельцы и страхование: новые грани взаимодействия» проводилось на всероссийской выборке ВЦИОМ, которая реализуется по четырехступенчатой стратифицированной схеме и включает в себя 39 регионов, объединяемых многомерной классификацией в 27 страт. В выборку входит 153 точки опроса в 100 населенных пунктах. Она охватывает постоянно проживающее взрослое население России старше 18-ти лет. Объем выборочной совокупности - 1600 респондентов. При этом исследование имело свою особенность: на всероссийской выборке применен дополнительный фактор отбора – наличие автомобиля у респондента.

1. Характеристика российского автопарка
По результатам исследования, российский легковой автопарк характеризуется высокой долей отечественных автомобилей и автомобилей старше 5 лет. Доля иномарок до 5 лет составляет всего 8%, иномарок старше 5 лет - 10%, отечественных автомобилей до 5 лет – 35%, отечественных автомобилей старше 5 лет – 47%, при этом автомобили до 5 лет составляют 43%, а старше 5 лет – 57% автомобилей россиян. В целом более половины автопарка сосредоточено в средних городах (от 500 тысяч до 1 млн. человек – 28%, от 100 тысяч до 500 тысяч человек – 25%). На Москву и Санкт-Петербург приходится 15% автопарка, на города с населением более 1 млн. человек – 25%. Малые города и села вносят незначительный вклад в формирование автопарка. Иномарки до 5 лет равномерно распределены между городами с населением более 100 тысяч человек, а на города с населением от 50 тысяч до 100 тысяч человек приходится лишь небольшая доля новых иномарок. Можно отметить также большую долю новых иномарок в Москве и Санкт-Петербурге, а также рост доли отечественных автомобилей, особенно старше 5 лет, при снижении численности населения этого пункта.

Таблица 1. Структура автопарка россиян в 2006 году и его распределение по населенным пунктам

Москва, Санкт-Петербург Более 1 млн.чел От 500 тыс.чел. до 1 млн.чел От 100 тыс.чел. до 500 тыс.чел. От 50 тыс. чел. до 100 тыс. чел. Сельский населенный пункт Всего по РФ
иномарка до 5 лет 10% 6% 7% 9% 3% 6% 8%
иномарка старше 5 лет 11% 9% 10% 14% 7% 12% 10%
отечественного производства до 5 лет
35,5% 37% 36% 35% 41% 27% 35%
отечественного производства старше 5 лет 44% 48% 48% 44% 49% 54,5% 47%
Всего по автопарку 15% 25% 28% 25% 4 % 2% 100%

Среди автовладельцев наибольшая доля приходится на мужчин – 82%, женщины составляют сегмент в 18%. Несмотря на небольшие размеры «женского» сегмента, его характеризуют выраженные особенности - более высокая доля владения иномарками (25% против 17%) и новыми автомобилями (53% против 42%). С увеличением возраста респондентов доля иномарок снижается, а владение отечественными автомобилями, особенно старше 5 лет, увеличивается. С точки зрения основных занятий респондентов, наиболее выражено владение иномарками в группе людей, занимающихся частным бизнесом, менеджеров высшего звена, а также домохозяек.

Таблица 2. Автопарк россиян в зависимости от пола и возраста автовладельца

  Пол Возраст
Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
иномарка до 5 лет 7% 12% 10% 8% 7% 7% -
иномарка старше 5 лет 10% 13% 7% 13% 11% 11% 3%
отечественного производства до 5 лет 35% 41% 35% 38% 38% 33% 33%
отечественного производства старше 5 лет 49% 34% 49% 42% 44% 50% 63%

Несмотря на бум автокредитования, большинство автовладельцев приобретает новый автомобиль за собственные деньги (54%) или продают старый автомобиль, чтобы купить новый (13%). Заемное поведение при покупке автомобиля реализуется разными способами. Во-первых, автовладельцы берут деньги взаймы у родных, друзей, родственников (10%). Во-вторых, оформляют кредит в банке или автосалоне (12%). В-третьих, некоторые автовладельцы получили автомобиль в подарок.

Таблица 3. Способы приобретения автомобиля

  ВСЕГО в том числе
  Иномарка до 5 лет Иномарка старше 5 лет Отечественный автомобиль до 5 лет Отечественный автомобиль старше 5 лет
Приобрел полностью за собственные деньги 54 % 47% 63% 46% 58,5%
Продал старый автомобиль, добавил, чтобы приобрести новый 13 % 16,5% 14% 14% 12%
Приобрел на деньги, взятые взаймы у родных, друзей, родственников 10 % 9% 8% 8,5% 11%
Получил в подарок 9 % 7% 5% 9% 10%
Купил в кредит, взятый непосредственно в банке 7 % 7% 8% 10% 4%
Купил в кредит, взятый в автосалоне 5 % 11% 2% 10% 1,5%
Другое 1 %        
Затрудняюсь ответить 1 %        

В модели приобретения «за собственные деньги» или «продал старый автомобиль» преобладает доля владельцев отечественных автомобилей, причем доля владельцев автомобилей старше 5 лет превышает 51%. Аналогичная картина наблюдается при модели «получил автомобиль в подарок» и «взял деньги у друзей, знакомых, родственников». Чаще других получают автомобиль в подарок или покупают на деньги, взятые у знакомых, друзей, родственников учащиеся и домохозяйки. Покупка в кредит через автосалон ярче выражена у держателей иномарок и отечественных автомобилей до 5 лет, а канал «приобрел за собственные деньги» характерен для иномарок и отечественных автомобилей старше 5 лет. Доля приобретающих автомобиль за собственные деньги повышена в крупных городах (от 500 тыс. человек и более 1 млн. человек), а также в малых городах от 50 до 100 тыс. человек. Количество респондентов, воспользовавшихся автокредитом в банке повышено в средних и крупных городах (от 100 тыс. человек до 1 млн. человек), автокредит, взятый в автосалоне, пользуется меньшей популярностью в крупных городах от 500 тыс. до 1 млн. человек. Женщины-автовладельцы чаще мужчин приобретают автомобиль в кредит в автосалоне (9% против 5%) и получают в подарок (16% против 7%), но реже покупают его за счет собственных средств (43% против 56%). С возрастом увеличивается доля автовладельцев, купивших автомобиль за собственные деньги и продавших старый автомобиль, чтобы купить новый. Молодые респонденты чаще других приобретают автомобиль на деньги, взятые у родных, друзей, родственников, или получают его в подарок. В средней возрастной группе (от 25-ти до 44-х лет) в большей степени, по сравнению с другими, выражены каналы «взял в кредит в автосалоне» и «взял в кредит в банке». С ростом уровня объективного и субъективного дохода снижается доля автовладельцев, купивших автомобиль полностью за собственные деньги или на деньги, взятые у друзей, знакомых, родственников, а также получившие автомобиль в подарок. Соответственно увеличивается доля людей, взявших кредит в автосалоне или банке.

Таблица 4. Способ приобретения автомобиля в зависимости от субъективной оценки уровня дохода

  Мы едва сводим концы с концами На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые трудности Покупка вещей длительного использования является для нас проблемой Затруднительно приобретать действительно дорогие вещи Мы можем позволить себе квартиру, дачу и многое другое
Приобрел полностью за собственные деньги 61% 65% 52% 53% 51%
Приобрел на деньги, взятые взаймы у родных, друзей, родственников 18% 5% 12% 9% 8%
Продал старый автомобиль, добавил, чтобы приобрести новый 7% 7% 13% 15% 15%
Получил в подарок 4% 11% 9% 9% 9%
Купил в кредит, взятый в автосалоне 7% 3% 6% 6% 6%
Купил в кредит, взятый непосредственно в банке 4% 6% 6% 7% 4%

2. Пользование услугами автострахования (КАСКО)
В 2006 году только 10% автовладельцев в России имели полис автострахования КАСКО, из них почти две трети страхователей проживает в Москве и Санкт-Петербурге (26%) и городах-миллионниках (36%). На города с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. человек приходится 20% автострахователей, на города с населением от 100 тыс. человек до 500 тыс. человек – 13%, в малых городах и селах – по 2% страхователей. Соответственно, наибольший уровень пользования КАСКО отмечается в Москве и Санкт-Петербурге (18% автовладельцев имеют полис КАСКО) и городах-миллионниках (15%). Высокий уровень выявлен в селах -12%, что необычно для данного типа населенных пунктов. В городах с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек доля автовладельцев, имеющих полис КАСКО, находится на уровне 7%, в городах от 100 тыс. до 500 тыс. человек – 5%, от 50 тыс. до 100 тыс. человек – 6%.

О наличии КАСКО заявили 31% респондентов-владельцев иномарок до 5 лет, 16% имеющих отечественные автомобили до 5 лет, 7% обладателей иномарок старше 5 лет и 3,5% респондентов, имеющих отечественные автомобили старше 5 лет. КАСКО имеют 41 % респондентов, купивших автомобиль в кредит, взятый в автосалоне, и 21 % использовавших автокредит, взятый непосредственно в банке. Из приобретающих машину другими способами автовладельцев КАСКО страхуют не более 7-8 %. Среди женщин-автовладельцев доля пользователей КАСКО больше, чем среди мужчин (соответственно 14% и 10%), в то же время, в абсолютном исчислении подавляющее большинство автострахователей по-прежнему составляют мужчины (77%).

Состав пользователей добровольного автострахования (КАСКО) распределяется следующим образом:

Рис. 1. Распределение пользователей КАСКО по типу автомобиля в 2006 году и способам его приобретения
  

В структуре страхователей наибольшая доля приходится на людей в возрасте 25-34 года – 36%, далее следует группа в возрасте 35-44 года – 27%, 45-59 лет – 23%, 18-24 года – 13% и, наконец, 60 лет и старше – 1%.

С ростом доходов, особенно по субъективной оценке, отмечается увеличение числа пользователей КАСКО. В то же время сегмент страхующихся автовладельцев с высоким уровнем дохода мал - всего 9% обладателей полиса КАСКО. Основная масса страхователей приходится на средний класс: с уровнем дохода ближе к высокому (56%) и с уровнем дохода ниже среднего (32,5%). Бедные слои населения составляют 2,5% автострахователей.

Интересны ответы респондентов о факторах, повлиявших на принятие решения о покупке страхового полиса. Примечательно, что в 30% случаев на решение приобрести полис КАСКО повлиял отрицательный опыт – собственный («однажды я потерпел ущерб из-за отсутствия страхового полиса») или знакомых («повлиял пример знакомых, которые потерпели ущерб из-за отсутствия полиса»). Около 18% автовладельцев осуществили рациональную модель поведения («я всегда знал о выгодах страхования»), зато на уговоры страхового агента поддались лишь в 8% страхователей автокаско, а реклама оказывала влияние вообще только в 1% случаев. Среди автовладельцев – женщин более выражен мотив «всегда знала о выгодах страхования (26% против 16%), а также влияние примера знакомых (28% против 16%), в меньшей степени женщины доверяют рекомендациям знакомых (15% против 26%) и заключают договор под влиянием собственного негативного опыта (3% против 14%).

Таблица 5. Факторы, повлиявшие на решение о приобретении полиса КАСКО

  Все автовладельцы в том числе
Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет
Однажды я потерпел ущерб из-за отсутствия страхового полиса 11% 14% 3% 17% 7% 13% 14%
Повлиял пример знакомых, которые потерпели ущерб из-за отсутствия полиса 19% 16% 28% 17% 18% 22% 17%
Я всегда знал о выгодах страхования 18% 16% 26% 26% 15% 18% 19%
Ко мне пришел страховой агент и рассказал о выгодах страхования 8% 8% 10% 4% 11% 4% 11%
Я прочитал публикацию в прессе или книгу о страховании 5% 5% 8% - 2% 11% 8%
Я увидел рекламу страховых услуг в СМИ 1% 1% 3% 4% - - 3%
Мне посоветовали знакомые люди, которым я доверяю 23% 26% 15% 26% 26% 16% 25%
Другое 32% 31% 33% 26% 33% 36% 28%
Затрудняюсь ответить 2% 2% 3% - 2% 4% 3%

3. Факторы выбора страховой компании
В большинстве случаев выбор страховой компании осуществлялся респондентами по рекомендациям знакомых (46%) или собственному опыту (18%), несколько реже – под влиянием рекламы (16%) или страхового агента (14%).

Таблица 6. Факторы выбора страховой компании

  Все автовладельцы в том числе
Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Рекомендации знакомых, которым я доверяю 46% 44% 54% 56% 44% 42% 43% 50%
Собственный опыт работы со страховой компанией 18% 17% 23% 16% 19% 17% 20% 18%
Реклама 16% 16% 16% 17% 16% 15% 17% 13%
Визит страхового агента 14% 14% 13% 9% 15% 15% 16% 9%
Информация в СМИ о результатах работы компании 7% 7% 6% 7% 7% 5% 7% 16%
Информация на сайте страховой компании 2% 1% 4% 2% 2% 2% 1% 2%
Другое 20% 21% 15% 14% 17% 24% 25% 18%
Затрудняюсь ответить 3% 4% 1% 2% 5% 4% 2% 4%

Женщины в большей мере, чем мужчины выбирают компанию по рекомендации знакомых и из собственного опыта, а также пользуясь информации на сайте компании. Автовладельцы старшего возраста при выборе компании ориентируются в большей степени на информацию о результатах работы компании. Примечательно, что во всех возрастных группах автовладельцев наиболее значимым фактором являются рекомендации знакомых, на втором месте – собственный опыт и уже затем – реклама, информация СМИ и работа агентов.

Таблица 7. Критерии оценки страховой компании

  Все автовладельцы в том числе
Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Надежность 54% 53% 59% 57% 57% 50% 52% 48%
Репутация 36% 34% 48% 39% 37% 36% 35% 29%
Опыт работы на рынке 20% 19% 25% 23% 20% 19% 20% 18%
Цена полиса 19% 19% 23% 21% 20% 16% 19% 29%
Качество услуг 21% 20% 24% 28% 19% 18% 20% 14%
Близость офиса 16% 16% 15% 12% 14% 18% 20% 18%
Наличие знакомых, работающих в компании 12% 13% 9% 11% 11% 16% 11% 11%
Другое 6% 7% 5% 4% 7% 6% 7% 7%
Затрудняюсь ответить 3% 3% 2% 2% 3% 3% 3% 4%

Небезынтересно также, что в качестве страховых продуктов, которыми они пользуются помимо КАСКО автовладельцы называли следующие: страхование квартиры (8%), ДМС (8%) и страхование дачи или загородного дома (5%), страхование детей от несчастного случая (3%), страхование собственной жизни (3%), страхование самого себя от несчастного случая (3%), страхование в поездках (3%), накопительное страхование для детей (1%) и другие виды страхования (1%).

При этом 77% опрошенных автовладельцев заявили, что не пользуются вообще никакими услугами добровольного страхования.

Учитывая достаточно низкий общий уровень осведомленности россиян о финансовых услугах, изученный нами в другом исследовании («Финансовая грамотность населения России», 2006 г.), мы видим, что и по автострахованию наблюдаются те же тенденции. Для сравнения, одной из определяющих тенденций, оказывающих существенное влияние на развитие российского финансового рынка в целом, является рост доходов населения. При этом сохраняется довольно высокий уровень неосведомленности населения и низкая финансовая грамотность. На фоне роста сбережений и инвестиционного потенциала населения эти факторы становятся серьезным препятствием для полноценного вовлечения в пользование финансовыми услугами. По восприятию российского населения, финансовые институты:

  • «Не доступны». Большая часть граждан не считает финансовые институты достаточно доступными финансовыми институтами, порядка 47% респондентов считает, что банки предназначены главным образом для богатых клиентов;
  • «Их услуги сложны и непонятны». Около 62% респондентов «полностью согласны» или «скорее согласны», что в финансовых услугах сложно разобраться;
  • «Вкладывать деньги рискованно». Около 64% граждан не доверяет финансовым институтам;
  • «Вкладывать деньги не выгодно»
    Большинство респондентов считает, что вкладывать деньги в банки не выгодно: более 45%
    «полностью согласны» или «скорее согласны» с этим утверждением;
  • «Российские и иностранные банки. Кому доверяют больше?». Иностранные банки, вопреки расхожему мнению, пользуются доверием очень незначительного числа россиян. Только 3% склонны доверить свои сбережения иностранному банку, работающему в России. Лидирующее положение по уровню доверия населения занимают российские государственные банки.

Однако вернемся к операторам рынка автострахования и их услугам для населения. Полученные нами результаты исследования каналов продаж данного вида страхования ведущими страховщиками позволяют сделать вывод, что приоритетным направлением развития рынка автокаско в ближайшем будущем станет страхование при автокредитовании. Несмотря на то, что данный сегмент составляет пока 12 % (5% по автомобилям, приобретаемым в кредит, взятый в автосалоне плюс 7% - на кредит, полученный в банковском учреждении), он имеет неплохие перспективы. Здесь наблюдается самый высокий уровень пользования КАСКО (41%), что связано с «обязательностью» КАСКО при покупке автомобиля в кредит. Автокредитование является основным фактором увеличения доли иномарок и роста автопарка россиян в целом. В 2005 году объем автокредитования составил 4,5 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2004 годом на 80%. Большая часть автомобилей в данном сегменте являются новыми, при этом рынок кредитных автомобилей сосредоточен в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Страховая премия по КАСКО, обязательному при автокредитовании, составила порядка 30% от общих сборов по автострахованию среди физических лиц. Среди лиц, приобретающих КАСКО в автосалонах, много людей в возрасте 25-44 года, менеджеров высшего звена и людей имеющие свой бизнес, с уровнем дохода выше среднего, а страхователи с такими характеристиками потенциально привлекательны для кросс-продаж других страховых продуктов, в том числе накопительных.

Рис2. Динамика объема автокредитов в РФ, млрд. долл.

По мнению аналитиков, рынок автокредитования в России будет иметь ежегодный рост в 60-80%, что позволит к 2010 году достичь показателя в 33 млрд. долл. При этом основной акцент автокредитования сместится из центра в регионы, что окажет соответствующее влияние и на развитие автострахования. Доля премий по КАСКО, собираемых через канал автокредитов, может превысить 55%.

Все это позволяет считать автокредитование ведущим фактором развития добровольного автострахования. Кроме того, на развитие рынка автострахования физических лиц будут оказывать влияние такие факторы, как количественный рост автопарка, качественное (структурное) изменение его состава, в том числе и по ценовому показателю, а также рост доли застраховавщихся владельцев транспортных средств.


3 апреля 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, Общественное мнение, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.87 (голосовало: 39 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
12 апреля 2007 г. 19:02 Ольга
Очень дельная статья, с наглядными и понятными показателями.
17 апреля 2007 г. 12:16 Дмитрий
Спасибо автору. Эта статья помогла мне при написании диплома по ОСАГО!!
13 августа 2007 г. 06:18 зинаида
хотелось бы чтобы сразу приводилось каким компаниям на данный момент больше доверяют
8 мая 2008 г. 17:01 Юра
Спасибо. Очень интересно, а о Украине такова нет?
27 ноября 2009 г. 21:15 Виктория
очень красивый автор статьи)))))))

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: