Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Перестрахование, Регулирование, Огневое страхование, Управление риском
Форд Ирина Олеговна Формирование страховых механизмов компенсации ущерба от катастрофических рисков
Форд Ирина Олеговна
Главный андеррайтер, производственный директор ООО ПО «Находка Ре»
страхование сегодняПродолжаем серию аналитических материалов, относящихся к теме организации страхования и перестрахования на случай катастрофических рисков. Компания «Находка Ре» представляет очередную статью по данной проблеме, в которой анализируются модели защиты от катастрофических рисков, реализация которых возможна в России.

Согласно статистике, 25% территории России находится в зоне сейсмической активности. Таким образом, население этой части страны, то есть около 20 млн. человек, подвергается опасности из-за угрозы землетрясений силой 7 баллов и выше. Помимо сейсмических рисков, жители России не защищены от других природных катастроф. Среди недавних бедствий – засуха и лесные пожары летом 2010 года, наводнение в Туапсинском районе Краснодарского края в октябре 2010 года.

В настоящее время в стране в основном используется такая модель защиты населения как post-disaster funding, то есть восстановление после разрушений, финансируемое государством.

Страховая модель защиты (pre-disaster funding) развита очень слабо, прежде всего, в силу низкого охвата страхованием населения страны. В тех случаях, когда физические и юридические лица решают приобрести полис страхования от огня и прочих опасностей, страховые компании, как правило, предоставляют покрытие и против рисков природных катастроф. Но в силу очень высокой конкуренции на рынке имущественного страхования реальная структура предоставляемых тарифов не отражает возможное наступление рисков природных катастроф – вся собираемая премия «подпитывает» заниженные огневые тарифы. Это особенно верно для корпоративного страхования.
Премия по страхованию катастрофических рисков, которую страховые компании получают в рамках этих договоров, не аккумулируется и используется на текущие расходы и выплаты по другим рискам. Компании, безусловно, создают резервы по страхованию катастрофических рисков на основании действующих законов и нормативов. Но это делается, скорее, в силу опасения не выполнить инструкцию, чем сознательного намерения сформировать резервы для выплаты по катастрофическим убыткам, которые могут произойти через 20 лет.

Такая «расточительность» по отношению к «катастрофической» части тарифа наблюдается не только в России. Это общая беда тех стран, где катастрофические события наступают с большими перерывами и компании успевают «забыть», к каким финансовым последствиям может привести отсутствие необходимых резервов. В некоторых странах, где «катастрофическая» составляющая страхового тарифа аккумулируется в специальных фондах/компаниях, нагрузка на государственные фонды значительно меньше. В частности, во Франции часть страховой премии (12% от огневого тарифа и 0,5% от тарифа автокаско) отчисляется в государственную перестраховочную компанию, созданную для компенсации ущерба от природных катастроф CatNat, где она и аккумулируется.

Отдельно хочется отметить, что страховые компании не могут предоставить покрытие против отдельно взятых катастрофических рисков без базового покрытия против огневых рисков. Почему? Дело в том, что стоимость катастрофического покрытия составляет очень незначительную часть тарифа. В зависимости от региона и набора рисков она может варьироваться от 1% до 10% полного страхового тарифа (то есть если страховой тариф равен 1%, то его «катастрофическая» составляющая равна 0,01% – 0,1%). Затраты на оценку риска, стоимости имущества и выпуск полисной документации превысит размер премии, получаемой от страхования только катастрофических рисков. К тому же было бы несправедливо по отношению к потребителю страховой услуги предоставлять ограниченное покрытие и не защитить его от огневых рисков, наступление которых в течение короткого промежутка времени более вероятно, чем катастрофических рисков.

Теоретически страхование ограниченного набора рисков может существовать, если будет предложена экономически целесообразная модель продажи и обслуживания таких договоров страхования. Ввиду потенциально большого ущерба, как по размеру, так и по масштабам, нами рекомендуется модель защиты на базе комбинированных возможностей коммерческого страхового сектора и государственной поддержки. Можно рассматривать, по крайней мере, две базовых модели страхования от катастрофических рисков, которые могут быть предложены для России:

Модель 1: Возмещение производится на базе первого убытка и ограничено лимитом, который ниже (а в ряде случаев – значительно ниже) страховой стоимости объекта.

Модель 2: Возмещение производится на основе восстановительной стоимости застрахованного объекта. В этом случае лимит возмещения по катастрофическим рискам может быть равен страховой сумме.

Модель 1 может стать основой для массовых продаж полисов, в том числе, если страхование касается только защиты от ограниченного набора рисков, например, только от катастрофических рисков. В этом случае страхователь может приобрести лимитированное покрытие, скажем, на сумму 500 000 рублей, за фиксированную цену без необходимости осмотра объекта. Условие выплаты – срабатывание триггера: наступление застрахованного события (землетрясения) и наличие физических повреждений, причиненных застрахованному объекту. Продажи могли бы осуществляться по упрощенной схеме (электронные продажи), чтобы сократить расходы на администрирование такой модели. С нашей точки зрения, такая модель применима главным образом для страхователей-физических лиц и владельцев малого бизнеса.

Модель 2 применима для всех категорий страхователей, которые хотят иметь полноценное покрытие своего имущества. Такое покрытие может быть продано только в совокупности с покрытием по огневым рискам.

Представляется возможным существование модели 3, когда модель 1 становится минимальной обязательной частью механизма защиты, сверх которой может быть приобретено дополнительное покрытие по модели 2. В зависимости от того, в какой мере государство решит участвовать в той или иной схеме защиты, может быть предложена окончательная модель.

Какая бы модель в итоге не была бы выбрана, критически важно осуществлять резервирование собранной премии по катастрофическим рискам, предпочтительно в единой целевой емкости. Будет ли это государственный фонд или коммерческо-государственная перестраховочная корпорация – у такого института будет несколько важных функций:

  1. Сбор и анализ данных о застрахованных объектах/территориях;
  2. Приобретение национального катастрофического покрытия через перестрахование портфеля в ведущих международных компаниях и на альтернативных страхованию рынках;
  3. Бережное инвестирование премии, собранной в фонд, для умножения средств фонда выплат;
  4. Разработка экономичных и эффективных бизнес-процессов для оценки риска, оценки понесенных убытков и оплаты их полисодержателям.

Может ли страховой проект защиты от катастрофических рисков быть успешным? Успех будет объясняться не в последнюю очередь широтой охвата населения и предприятий страховой защитой.

Чем может помочь государство, чтобы этот проект стал успешным? Какими мерами можно достичь максимального охвата населения этой программой?

  1. Принятие закона об обязательном страховании от катастрофических рисков (в рамках модели 1);
  2. Выведение из-под налогооблагаемой базы инвестиционного дохода страховых фондов, созданных для страхования имущества от рисков природных катастроф;
  3. Снижение государственной помощи – вплоть до прекращения - незастрахованным домовладениям.

Опыт многих стран показывает, что как только государство начинает производить выплаты за потерянное в катастрофе имущество всем категориям граждан – резко снижается процент страхования имущества. И в результате увеличивается доля расходов государства на компенсацию теперь уже и новым категориям граждан.

Для государства остается достаточно функций – это финансирование превентивных мероприятий, спасательных мероприятий, поддержка страхования государственного имущества и неимущего населения, участие в научных проектах, посвященных вопросам мониторинга и предотвращения катастрофических событий, распределение безвозмездных субсидий после катастроф, кредиты компаниям и населению на льготных условиях для восстановления имущества сверх страховых выплат и т.д. По мере развития и укрепления национальных страховых компаний они смогут в будущем взять на себя и часть вышеперечисленных функций.

Мы не ставили перед собой задачу предложить в статье единственно верное решение проблемы защиты населения от катастрофических рисков с помощью страхования. Эта статья – приглашение заинтересованных ведомств и специалистов для обсуждения создания таких защитных механизмов, в том числе с участием страховых компаний.

 

С полной версией статьи (в соавторстве с младшим научным сотрудником отдела геориска ОАО «ПНИИИС» Игорем Юрьевичем Бардиным) можно ознакомиться в журнале «Геориск» (№ 3 за 2010 год).


12 ноября 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Регулирование, Огневое страхование, Управление риском
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.17 (голосовало: 6 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
13 ноября 2010 г. 00:21 Вячеслав
Несколько оторвались авторы от народа
1. статья и вопросы, поднимаемые в ней, правильные.
2. есть неточности в первичном посыле и планах реализации
2.1. "около 20 млн. человек, подвергается опасности из-за угрозы землетрясений силой 7 баллов и выше" - действительно площадь сейсмоопасных районов большая, а вот плотность населения там одна из самых низких. В этом нетрудно убедиться, сравнив карты сейсмического районирования (http://www.epochtimes.ru/content/view/23723/3/) и плотности населения (http://www.sci.aha.ru/ATL/ra13a.htm)
"В России же к сейсмоопасным зонам относятся Камчатка, Курилы, район Байкала, далее Алтай, Саяны и Северный Кавказ. Наиболее опасным в России из всех регионов, относящихся к сейсмоопасным зонам, является южный район Камчатки."
2.2. Государство ведет совсем обратную политику - не доплачивать компенсационные выплаты, если у пострадавшего был полис и ему СК заплатила возмещение. И хочет это продолжать, делать общую базу, чтоб никто "лишних" денег не получил. Поэтому страховаться скорее не выгодно - тратишь свои деньги годами, а потом не получаешь гос. компенсаций, а сосед всё пропивал и бюджет ему новый дом построил.
2.3. Проблема с определением действительной или (не дай бог) восстановительной стоимости для построек граждан, а потом возникнет вопрос - восстанавливать-отстраивать дом дом стоит десятки тысяч долларов, а до катастрофы в этой деревне они и за тысячу у.е. продаться не могли - получи тыЩу и покупай в соседней деревне или строй новый, но на старом месте.
2.4. Проблема полного или почти полного отсутствия, как со стороны центральной, так и местной власти системы предупреждения и минимизации убытков от стихии и пожаров приведет к увеличению убытков - росту премий - еще большему нежеланию страховаться. И поверьте, загонять людей из под палки в очередной обязательный вид - совсем не выход ни в государственном, ни в социальном плане. Только страховщикам хорошо будет. Какое-то время, пока "петух не клюнет".
2.5. Ну о какой продаже "по упрощенной схеме (электронные продажи)" можно говорить? Где вы видели в сибирских деревнях компьютеры по домам с интернетом. Да страховщики еще толком в он-лайне свои операционные системы в удаленных офисах наладить не могут, а тут - физлица-пенсионеры. Одно останется - не отпускать на пенсию "старую гвардию" Госстраха и обход по домам.
3. Всё это и еще многое другое нужно учесть для "заинтересованного обсуждения". Только должно оно быть основано на уважении права собственности на имущества (и права выбора страховать его или нет), формировании механизмов оценки и моделирования убытков частного сектора и страховщиков от катастроф, желания и готовности государства брать часть ответственности на себя по понятному принципу, разработки механизма компенсации и дотаций с учетом экономической целесообразности и здравого смысла.
15 ноября 2010 г. 10:53 Владимир
Не согласен с Вячеславом
Государство никогда не сможет оценить размер ущерба. А страховщики могут. И у них есть на это как опыт так и организация самого процесса. Никаких проблем с оценкой ущерба и выплатами. А вот государство как раз может через страховую кассу помогать в возмещении ущерба.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: