Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое мошенничество, Автострахование, Суды и расследования
Мошенничество в сфере автострахования: опыт противодействия
Дамиров Джавид Ягубович
Генеральный директор Группы юридических компаний «Лекс»
страхование сегодняКакова современная практика выявления и предотвращения мошенничества и неправомерного поведения клиентов по автострахованию?

Мошенничество в сфере автострахования – явление весьма распространенное и многогранное. В данном материале речь пойдет о мошенничестве на стадии судебного урегулирования убытков.

Наибольшее распространение страховое мошенничество в моторных видах страхования получило в так называемых «проблемных регионах» (преимущественно это южные регионы России). Ущерб от мошеннических действий измеряется сотнями миллионов рублей. Массовость таких случаев создает серьезную финансовую нагрузку на страховщиков, которая затем переносится и на страхователей в форме повышения страховых тарифов.

Разберем несколько случаев страхового мошенничества на примере реальных дел, по которым работала наша компания. Такие дела можно разделить на две группы в зависимости от лица, обратившегося в суд: в первом случае иски были заявлены от имени одного и того же лица, профессионально занимавшегося скупкой требований по ДТП, во втором – иски предъявлялись автоюристами непосредственно от имени автовладельцев. В этой связи каждая из этих групп дел имеет свои особенности.

После вынесения решений одного из районных судов города Симферополя и их исполнения нам было передано 334 дела по исковым заявлениям одного и того же физического лица к страховой компании. Это лицо, путем заключения с автовладельцами договоров уступки, выкупило у них требования к страховщику о возмещении ущерба в результате ДТП. В общей сложности по данным делам со счетов страховщика было списано 219,4 миллиона рублей. То есть средняя сумма взыскания по одному делу составила более 650 тысяч рублей, в то время как средняя сумма взыскания по обычным делам с нашим участием в данном регионе составляет всего 94 тысячи рублей. Эти дела условно образуют первую группу дел с мошенничеством в данном суде.

Такая значительная сумма взыскания обусловлена несколькими факторами. Во-первых, дела с признаками мошенничества обычно рассматриваются с нарушением правил подсудности. Иски были приняты судом к производству без наличия законных оснований. Так, истец предоставил справки из хостела о том, что он проживает на территории города Симферополя. Суд эти справки принял, несмотря на то, что: а) при уступке требований по закону возможно рассмотрение дела только по месту нахождения ответчика и б) такие справки в любом случае не могут рассматриваться как доказательство места жительства истца для целей определения территориальной подсудности спора.

Во-вторых, по указанным делам назначались судебные экспертизы, которые были проведены с существенными нарушениями действующего законодательства.

В-третьих, наблюдалось полное отсутствие сопротивления страховой компании. Главная задача недобросовестных автоюристов в делах с мошенничеством – не допустить, чтобы страховщик узнал о судебных делах до того, как в банк поступит исполнительный лист и произойдет списание денежных средств с расчетного счета страховщика. Этому зачастую способствуют допускаемые нарушения процессуального закона, такие как неизвещение ответчика о судебных заседаниях.

В рассматриваемой группе дел в качестве единственного подтверждения извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, а также направления ему искового заявления, была служебная записка помощника судьи об отсутствии ответчика по адресу филиала в городе Краснодаре, в связи с чем утверждалось, что доставить судебную корреспонденцию не представилось возможным. Служебная записка не содержит подписей иных лиц, которые могли бы подтвердить факт нахождения помощника судьи в указанном месте и в указанное время, а также зафиксировать попытку вручения судебной корреспонденции. Действительность таких документов, безусловно, вызывает сомнения, а такой способ извещения сторон не имеет ничего общего с законом.

И еще один яркий штрих - в ходе расследования уголовного дела было установлено, что по 70 делам из 334 решения выносились в отсутствие судьи на рабочем месте.

В ходе работы над упоминавшимися 334 делами нами была дополнительно выявлена еще одна группа дел из 97 решений того же самого судьи с общей суммой взыскания более 60 миллионов рублей. Средняя сумма взыскания по ним также была аномально большая – около 618 тысяч рублей. Эти дела образуют вторую группу дел с мошенничеством в данном суде. Еще десятки аналогичных дел нами были обнаружены в отношении других страховых компаний.

Во второй группе дел денежные средства взысканы в результате подделки документов и обмана автовладельцев, которые вообще не знали, что от их имени заявлены иски. Об указанных делах автовладельцы узнали только тогда, когда им пришли уведомления налоговых органов о необходимости уплаты налога на взысканные суммы.

Такая неинформированность простых потребителей страховых услуг о делах с их участием – следствие незаконных технологий выкупа требований по ДТП автоюристами. Очень часто автовладельцы, не заключая договоры уступки, выдают доверенности со всеми полномочиями, в том числе с правом открытия банковских счетов и получения денежных средств. Делается это с целью сохранения возможности взыскать штрафные санкции, которые полагаются только потребителям.

По части дел автоюристы получают генеральные доверенности от владельцев автомобилей непосредственно при выкупе поврежденного автомобиля, который затем используется для организации подставных ДТП. В таком случае иски предъявляются от имени бывших владельцев транспортных средств, естественно, без их фактического волеизъявления. В большинстве случаев такие автомобили были проданы за один-два года до ДТП, по которым поступили обращения в суд от имени бывших владельцев транспортных средств.

Противодействие страховому мошенничеству требует немедленного реагирования при выявлении таких случаев и, что также очень важно – правильного выбора принимаемых мер противодействия. Главной целью работы по таким делам является предотвращение списаний по незаконным судебным решениям с последующей их отменой. В случае, если списание произошло, основной целью становится поворот исполнения решений и взыскание денежных средств в пользу страховщика.

Рассмотрим в общем виде основные блоки мероприятий, проводимых нами в подобных ситуациях. Отметим, что данные мероприятия должны проводиться не последовательно, а, насколько это позволяет ситуация, параллельно.

Блок 1. Аналитика. При выявлении дел с мошенничеством или подозрением на мошенничество необходимо установить количество таких дел и степень запущенности ситуации. Для этого создается рабочая аналитическая группа, которая на основании имеющейся информации (например, дата подачи исков, дата вынесения решений) выявляет круг дел, с материалами которых необходимо ознакомиться и определить стратегию и тактику дальнейшей работы.

В дальнейшем рабочая группа должна оперативно анализировать и сводить воедино всю получаемую по делам информацию, на основании которой юристы готовят те или иные документы и совершают те или иные процессуальные действия.

Блок 2. Работа с судом. Большое значение имеет своевременное ознакомление с материалами дел. Следует организовать оперативное ознакомление с делами, учитывая, что количество таких дел может измеряться десятками и сотнями. Это один из важнейших этапов работы, поскольку на основании таких материалов как раз и определяется порядок дальнейших действий. К данной группе также можно отнести мероприятия, связанные с получением документов об отзыве исполнительных листов и с восстановлением сроков на обжалование судебных актов.

Блок 3. Работа с председателем суда и квалификационной коллегией судей. При выявлении нарушений, допущенных судьей или его аппаратом, а также иными сотрудниками суда, необходимо подавать жалобы на действия указанных лиц председателю суда в части нарушений, касающихся организации работы суда, либо в квалификационную коллегию судей субъекта федерации. Жалоба в квалификационную коллегию судей подается в случае выявления нарушений судьей норм действующего законодательства или Кодекса судейской этики. Такие жалобы должны быть максимально аргументированными и мотивированными, с приложением подтверждающих документов и аналитических данных.

Блок 4. Работа с правоохранительными органами. Как показывает практика взаимодействия со следствием, подходить к вопросу подготовки сообщений о преступлениях необходимо с максимальной серьезностью. Качественная подготовка материалов, подтверждающих обстоятельства совершения преступления, как правило, приводит к возбуждению уголовного дела. И наоборот, вероятность возбуждения уголовных дел нулевая, если в следственные органы подается только заявление о преступлении без выявленной схемы преступления и материалов, подтверждающих факты.

В силу своей загруженности следственные органы просто не могут в рамках доследственных проверок самостоятельно устанавливать все детали совершенных преступлений, восстанавливать картину событий, получать и истребовать необходимые документы. Эффективным является предоставление правоохранительным органам готовых аналитических таблиц и материалов по каждому делу.

Блок 5. Работа с истцами (потерпевшими). Как для органов следствия, так и для обжалования решений в вышестоящих судах крайне важно выйти на связь с потерпевшими – реальными людьми, с которыми были заключены договоры страхования. Как правило, эти люди ничего не знают о судебных процессах с их участием, они не подавали иски и в действительности не подписывали документы, подписанные от их имени. В таких случаях необходимо получить от них письменные объяснения по каждому делу, а также заявления об отказе от исков. Для получения такого результата применяется метод обзвона потерпевших и направление соответствующих информационных писем.

В ходе реализации изложенного комплекса мер по делам первой группы из 334 дел Верховным судом Республики Крым были отменены решения районного суда, дела переданы для рассмотрения по подсудности в районный суд в город Краснодар, по месту нахождения филиала страховой компании. По результатам повторного рассмотрения дел в Краснодаре общая сумма взыскания по всем делам составила 14 миллионов рублей, а сумма «отбития» – более 93% от первоначальной суммы взыскания. На сегодняшний день в отношении истца возбуждено два уголовных дела, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и уже удалось вернуть страховщикам около 70 миллионов рублей.

По делам второй группы из 97 дел пока восстановлены сроки обжалования решений и в данный момент апелляционные жалобы находятся на рассмотрении суда апелляционной инстанции. Некоторые из них уже рассмотрены, дела переданы в другие суды в соответствии с правилами подсудности.

Надеемся, что изложенные методы противостояния автомошенничеству смогут найти широкое применение в работе юристов, представляющих интересы страховых компаний.


14 июля 2020 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.89 (голосовало: 9 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
15 июля 2020 г. 10:53 Олег
Оценка текста - 10 баллов
Хорошо выстроенный текст. И по фактуре грамотно и между строк все, что надо, прочитывается без проблем ) Спасибо )

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: