Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Дистанционный семинар «Страхование ответственности и финрисков. Ключевые вызовы и фокус задачи. Практика решения» Дистанционный семинар «Фокус-вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в страховых организациях. Планируемые изменения. Вызовы и задачи сегодняшнего дня. Рекомендации по решению» Форум инновационных финансовых технологий FinoPolis
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Дистанционный семинар «Фокус-вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в страховых организациях. Планируемые изменения. Вызовы и задачи сегодняшнего дня. Рекомендации по решению»
Дистанционный семинар «Страхование ответственности и финрисков. Ключевые вызовы и фокус задачи. Практика решения»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Страховое право, Страховое мошенничество, Суды и расследования, Хайтек и инновации
Ведение исполнительных производств на стороне страховщиков – цифровизация и автоматизация
Дамиров Джавид Ягубович
Генеральный директор Группы юридических компаний «Лекс»
страхование сегодняЧто сегодня можно считать основными сложностями при оспаривании судебных решений по автострахованию и при возврате в страховую компанию уже списанных по суду денежных средств? Какие недостатки традиционного подхода к сопровождению исполнительных производств позволяет устранить цифровизация соответствующих процессов?

Опыт ведения судебных дел по автострахованию в судах ряда проблемных регионов (Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Крым и др.) показывает, что далеко не всегда суды встают на сторону страховщиков, даже когда нарушения закона со стороны страхователя видны невооруженным взглядом. Поэтому массовое обжалование решений в кассационном суде общей юрисдикции, а затем и в Верховном Суде РФ становится нормой. И нужно сказать, что такое обжалование дает свои результаты.

Так за время работы группы юридических компаний «Лекс» по шести страховым компаниям удалось в кассационных инстанциях отменить 978 незаконных судебных решений. Суммарно на основании этих решений со страховщиков было списано 885 млн руб. в пользу взыскателей-физических лиц, но в большинстве случаев деньги были получены не самими страхователями, а действующими от их имени автоюристами.

Отмена судебного решения означает необходимость возврата неправомерно полученных денежных средств в страховую компанию, что предполагает запуск процедуры поворота исполнения судебных актов, получение исполнительных листов и последующее сопровождение исполнительных производств в службе судебных приставов. Так у нас на сегодняшний день из этих 978 дел по 576 делам уже произведен поворот исполнения на общую сумму 540 млн руб. и получены соответствующие судебные акты о взыскании данных денежных средств в пользу страховой компании. Остальные дела на общую сумму 345 млн руб. находятся либо на стадии подачи заявлений о повороте исполнения решения, либо на стадии рассмотрения таких заявлений, либо, наконец, на стадии получения судебных актов о повороте исполнения решений.

Для практикующих юристов не будет открытием, что реальное исполнение судебного решения является наиболее сложной стадией гражданского процесса. Тут действуют различные факторы: нежелание должника платить, отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание, существенная перегруженность судебных приставов-исполнителей. Представление интересов страховщика на стадии исполнительного производства осложнено массовостью дел и сопряжено с рядом иных трудностей.

Например, в связи с тем, что исполнительный лист, по закону, должен быть предъявлен по месту нахождения должника, возникает проблема территориальной разрозненности исполнительных производств. Так, в работе «Лекса» сейчас находятся исполнительные производства в 62 различных подразделениях службы судебных приставов на территории 14 субъектов Российской Федерации. Кроме того, при работе со службой судебных приставов требуется активная вовлеченность и заинтересованность представителей взыскателя в конечном результате, иначе исполнительные производства вряд ли сдвинутся с «мертвой точки».

В таких условиях классический подход юристов к сопровождению исполнительных производств, предполагающий выезд на прием к судебным приставам, совместные выезды к должникам вместе с приставом для совершения конкретных исполнительных действий, постоянные попытки дозвониться до судебного пристава-исполнителя с целью актуализации имеющейся информации и т.п., себя не оправдывает и представляется экономически нецелесообразным. Юридическое сопровождение растущего количества исполнительных производств с прицелом на реальный экономический результат требует принятия особых организационных мер и выстраивания четких бизнес-процессов, а также их цифровизации и автоматизации.

Прежде всего, внимательно стоит отнестись к обработке больших объемов информации (Big Data), ее учету и автоматизации документооборота. Для решения такого рода задач по заказу нашей компании была разработана гибкая компьютерная система учета и обработки данных, которая сочетает в себе функции учета информации, распределения задач между специалистами и конструктора документов.

В результате, на сегодняшний день по каждому исполнительному производству в отдельности наши специалисты-операторы базы данных обрабатывают и учитывают до 500 различных параметров, связанных со стадиями исполнительного производства, начиная от получения исполнительного листа и заканчивая рассмотрением жалоб на действия (бездействия) судебных приставов. Вся информация представлена в виде сводной таблицы, составленной таким образом, чтобы ее было максимально удобно анализировать и принимать соответствующие решения. Предусмотрена возможность и автоматического формирования выборок данных под конкретные задачи (например, для подачи заявлений об обращении взыскания на имущество или подготовки онлайн-запросов о ходе исполнительного производства). Настройки этой системы можно легко менять в зависимости от текущих задач.

Система позволяет готовить автоматизированные формы документов. На сегодняшний день используется около 30 таких форм, включая все основные заявления и ходатайства (заявление о возбуждении исполнительного производства, ходатайства об обращении взыскания на имущество, ходатайство об ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации, ходатайства об исполнительном розыске имущества, жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и т.п.).

Среднее время подготовки одного документа с помощью компьютерной системы составляет приблизительно 30 секунд. Это особенно важно, когда необходимо подготовить и подать сотни типовых документов, но с различным фактическим содержанием.

Такая концепция ведения исполнительного производства позволяет нам в полной мере реализовывать права взыскателя в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Не секрет, что судебные приставы-исполнители редко по своей инициативе полностью исчерпывают все установленные законом средства для исполнения исполнительного документа. Обязанность судебного пристава-исполнителя – реагировать на каждое ходатайство в рамках исполнительного производства влечет необходимость контроля взыскателем процессуальных сроков такого реагирования, равно как и всех остальных сроков, установленных действующим законодательством. А чтобы максимально упростить контроль этих сроков, данная автоматизированная система учета определяет контрольные даты по каждому процессуальному действию. При наступлении этих дат информация, требующая немедленного реагирования, отображается в соответствующих разделах базы данных и дублируется на электронную почту ответственных лиц посредством автоматизированных писем.

Применение подобных автоматизированных систем в нынешних условиях имеет очевидный экономический эффект, поскольку дает возможность совершать множество юридически значимых действий силами небольшого коллектива специалистов. При этом важно выделять особо важные исполнительные производства (с крупными суммами задолженности) и дополнительно контролировать работу по ним в «ручном» режиме. Таким образом, именно комбинирование традиционных и цифровых методов дает наиболее качественный результат.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в сложившейся сегодня ситуации данная стратегия ведения исполнительных производств представляется наиболее оптимальной. Автоматизация и цифровизация четко прописанных бизнес-процессов дает зримые плоды. Уже за первые месяцы использования автоматизированной системы нам удалось реально вернуть страховщикам 42 млн рублей, добиться от судебных приставов обратной связи, вынесения нужных постановлений и направления их взыскателю по многим исполнительным производствам. Мы уверены, что в будущем общая сумма взыскания будет только расти, а существующие алгоритмы – развиваться, оттачиваться и совершенствоваться.


8 июня 2021 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Страховое право, Страховое мошенничество, Суды и расследования, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 2 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: