Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Тенденции, Управление, Хайтек и инновации
Цифровизация в страховании – почему, зачем и как
Гузовский Денис Сергеевич
Руководитель блока информационных технологий ПАО СК «Росгосстрах»
страхование сегодняКакие изменения ожидают российских страховщиков на новом этапе цифровой трансформации страхового рынка? Как новые сервисы помогают клиентам и агентам страховых компаний?

Индустрия страхования, как и банковская сфера, все больше идет в онлайн, процессы автоматизируются, упрощаются и становятся более быстрыми и понятными для клиентов. При этом, как показывает наша практика, которая подтверждается специализированными исследованиями, сегодня только 28,3% респондентов указывают онлайн-сервисы как единственный способ оформления страховых услуг. Иными словами, потенциал развития онлайн-сервисов на страховом рынке остается достаточно высоким.

Почему же так? Тому есть целый ряд как объективных, так и субъективных причин. Но все они так или иначе связаны со спецификой страхового бизнеса. Страховой рынок по объему на порядок или два меньше банковского. Соответственно, возможностей для инвестиций в сферу ИТ существенно меньше. Кроме того, до недавнего времени банковскому сектору со стороны регулятора по понятным причинам уделялось больше внимания, чем страховому. Если в банковском секторе волна регуляторных и законодательных преобразований закончилась около десяти лет назад, то в страховом она только набирает силу. В банк — онлайн или оффлайн — люди заходят значительно чаще, чем в страховую компанию — в среднем несколько раз в неделю. Это и зарплаты, и пенсии, и кредиты, и ипотека, и переводы. Страхование у нас главным образом добровольное. Из массовых обязательных видов страхования — только ОСАГО, а оформление полиса «автогражданки» требуется только 1 раз в год. Тем более, в отличие от жителей западных стран русский человек надеется на авось и не очень любит страховаться.

Помимо специфики менталитета, есть, безусловно, и экономическая составляющая. После 24 февраля ситуация во многих отраслях экономики, изменилась, в отдельных секторах драматически. В корне поменялся отечественный авторынок: вместо западных брендов приходят китайские (а поговаривают и об иранских), о которых пока мало что знают и страховщики, и клиенты. Как ездят эти автомобили, как они ломаются, как с ними работать — для ответа на эти вопросы просто не хватает накопленной статистики. При этом потребность автовладельцев в моторном страховании на фоне неопределенности с поставками автомобилей возрастает. Но цены на, скажем, те же автомобили и запасные детали растут.

Более или менее стабильными останутся рынки медицинского страхования и страхования жилья. Однако и здесь мы сталкиваемся со следующими тенденциями: на фоне падения доходов и роста медицинских услуг и стоимости строительных материалов люди начинают экономить.

Значительная часть клиентов, в основном за пределами городов-миллионников, психологически не готова к полному переходу в цифру. Эти люди хотят общения с живым экспертом - страховым агентом или офисным сотрудником, чтобы задать все интересующие их вопросы и получить исчерпывающие консультации, а не ответы ботов.

Еще одна из причин, по которым страховой бизнес пока не может охватить цифровизацией весь клиентский сектор, — это страховые продукты. Если на банковском рынке они более или менее стандартизированы, то на страховом каждый продукт сложен и вариативен.

Не могу не сказать и о том, как санкции сказываются на сфере ИТ. Если смотреть с чисто технологической точки зрения, то западные решения по автоматизации страхового бизнеса в России требуют серьезной кастомизации. Во всех российских страховых компаниях используют те или иные западные решения, но их внедрение достаточно сложно и дорого, так как требуется адаптация под российский рынок.

То же самое относится к внутренним партнерам, вендорам, которые разрабатывают программные продукты. Так как рынок небольшой, инвестиции в ИТ пока еще небольшие. Соответственно нет и крупных заинтересантов разрабатывать страховые продукты внутри страны. Сейчас в России нет ни одной большой ИТ-компании, которая бы серьезно вложилась в разработку страховых ИТ-продуктов, полисных, андеррайтинговых и иных систем. Поэтому у большинства страховщиков ИТ-системы похожи на лоскутное одеяло, собранное из западных решений, отечественных поделок, собственных разработок и т.д.

Вот в силу изложенных выше причин, на мой взгляд, в ближайшем будущем цифровизация в страховом бизнесе будет развиваться не столь интенсивно, как хотелось бы.

Мы в «Росгосстрахе» давно занимались вопросом импортонезависимости, поэтому в этот год со всеми его санкциями и ограничениями вошли сравнительно легко. Ядро нашей ИТ-архитектуры на 40% состоит из западных решений и на 60% из российских. У нас давно нет облачных решений на критичных направлениях, а из ста продуктов, которые мы используем в компании, импортозамещения требуют единицы. И хотя такие мировые гиганты, как Oracle и Microsoft отключили нас от поддержки, их продукты мы выкупили заранее, поэтому и без поддержки они уверенно прослужат еще 3–5 лет.

Мы активно работаем над новыми продуктами и услугами с цифровой составляющей, совершенствуем ИТ-архитектуру компании, внедряем электронный документооборот на всех этапах взаимодействия с клиентом. Наш главный флагманский ИТ-проект текущего и следующего года – создание единого личного кабинета клиента, где были бы собраны все его полисы и который мы будем постепенно дополнять новыми сервисами и функциями, будь то запись к врачу по ДМС, страхование квартиры или ремонт машины по каско.

Также в следующем году мы представим личный кабинет агента «Росгосстраха», где можно будет управлять продажами полисов.

Мы уже сейчас пробуем некоторые технологии искусственного интеллекта, которые позволяют сэкономить время на встрече с клиентом. В основном это технологии для дистанционного осмотра объекта. Сейчас у нас в пилотном режиме работает приложение для самоосмотра, где клиент может с привязкой к времени и геолокации сфотографировать объект. С таким самоосмотром мы можем пролонгировать каско или ОСАГО, урегулировать некрупные убытки при страховании жилья.

Серьезные программные комплексы, помимо проверки надежности фото или видео, определяют масштабы повреждений, в том числе скрытых, и рассчитывают сумму компенсации. Такая услуга значительно сократила бы и наши затраты на урегулирование убытков, и сэкономила бы время, которое сейчас тратится на осмотр.

Всю программу трансформации мы планируем завершить в 2023 на той ИТ-инфраструктуре, которую мы делаем. И двигаться дальше.

Подготовлено по материалам публикации в CNews


28 ноября 2022 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Тенденции, Управление, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.80 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
29 ноября 2022 г. 12:03 юрий
цифровизация
проблема, на наш взгляд, не только в малости рынка. у нас есть пару ИТ решений для узких ниш. они вполне работают. но в них сложно затащить самих ск. нет интереса. проблема в низкой конкуренции. зачем что то разрабатывать, сегментировать, интегрировать, если "осаго - наше все". РГС надо пообещать миллиард, чтобы он почесался

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: