Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Страховое право
Право на рассрочку
Филипков Вадим Владимирович
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Филипков и партнеры», президент Общества по защите прав потребителей «Страховой и медицинский надзор» (2013)
страхование сегодняС введением обязательной «автогражданки» многие госучреждения оказались в сложном положении, поскольку бюджетные средства на оформление страховки перечисляются им с задержками. Представитель Департамента страхового надзора Минфина недавно посоветовал страховщикам заключать с госучреждениями договоры страхования с рассрочкой уплаты премии. Возможно ли это с правовой точки зрения?

Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. Дает ли действующее законодательство возможность предоставления страхователю уплаты премии в рассрочку при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)? Согласно п.1 ст.954 ГК РФ, страховая премия уплачивается страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Ст.5 закона об ОСАГО устанавливает, что условия заключения такого договора страхования должны соответствовать правилам, которые утверждает правительство. В правилах же есть п.12, который гласит, что страховая премия уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора. При этом датой уплаты премии считается либо день получения страховщиком наличных денег, либо день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика. П.24 правил уточняет, что страховой полис выдается страхователю непосредственно при уплате им страховой премии наличными деньгами или не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления премии. Таким образом, правила ОСАГО не позволяют страховать в рассрочку.

В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, а согласно п.4 ст.3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК и иных законов Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, вполне возможно, что в случае включения в договор ОСАГО условия о рассрочке уплаты страховой премии, данная сделка подпадет под признаки ничтожной, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов (ст.168 ГК РФ), с вытекающими отсюда последствиями (ст.167 ГК РФ). Однако при отсутствии сегодня соответствующей судебной практики я бы не стал делать однозначного вывода относительно гражданско-правовых последствий таких сделок, так как п.3 ст.954 ГК РФ в общем случае предоставляет сторонам возможность предусмотреть в договоре страхования внесение страховой премии в рассрочку.

С административно-правовой точки зрения, с точки зрения страхового надзора, такой договор свидетельствует о нарушении страхового законодательства. Поэтому страховщик может получить предписание с требованием устранить нарушение, т.е. либо расторгнуть договор (если он все-таки считается заключенным), либо столкнуться с последствиями недействительности ничтожной сделки (что более вероятно, исходя из практики страхового надзора). В случае невыполнения страховщиком предписания он может лишиться лицензии, а выполнить такое предписание будет достаточно сложно.

Известно, кстати, что недавняя попытка Издательского дома «Коммерсантъ» оспорить в Верховном суде правомочность положений правил ОСАГО, запрещающих уплату премии в рассрочку, не увенчалась успехом.

Таким образом, получение страхового взноса в рассрочку при ОСАГО может создать страховщику серьезные проблемы. С другой стороны, наличие спроса на такое страхование – одна из реалий рынка.


2 февраля 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
2 февраля 2004 г. 09:23 С. Дедиков
С такой трактовкой ситуации сложно согласиться. В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. Поэтому ст. 5 Закона об ОСАГО, на мой взгляд, нельзя трактовать в отрыве от соответствующих положений Кодекса. Кодекс допускает возможность предусматривать в договорах страхования внесение премии в рассрочку. Нормы подзаконного акта - Правил обязательного страхования, запрещающие это делать, совершенно очевидно противоречат федеральному закону. Тот факт, что Верховный Суд РФ пока не увидел этого явного противоречия, скорее, свидетельствует либо о недостаточно высоком профессиональном уровне судей, которые рассматривали соответствующее дело, либо о потенциале так называемого внепороцессуального воздействия на суд. К тому же у нас нет прецедентного права и вполне возможно принятие иным судом или этим же судом в ином составе судей по этой теме прямо противоположного решения.
Необходимо подчеркнуть, что Правила обязательного страхования в этой части противоречат и п. 3 ст. 55 Конституции, так как ограничивают гражданские права участников ОСАГО, а это возможно только на уровне федерального закона. Судя по всему, в свете последних тенденций в конституционной юстиции скоро подобные коллизии будут рассматриваться именно Конституционным Судом РФ. Поэтому в этом вопросе все совсем не так однозначно, как считает автор.
2 февраля 2004 г. 10:01 Васек
Полностью поддерживаю г-на Филипкова. Рассрочка не предусмотрена Правилами страхования. Более того, в Правилах указано, что полис выдается только после оплаты страховой премии (а не страхового взноса!). Если бы рассрочка все же допускалась, то в Правилах должны были бы быть установлены правила и порядок ее уплаты (какие сроки, санкции за неуплату и пр.).

Поэтому возражения С.Дедикова не имеют основания. В чем противоречие? В Законе об ОС АГО вообще не прописан порядок уплаты страховой премии (или страховых взносов), что не мешает установить этот порядок в Правилах (как и сделано).
2 февраля 2004 г. 11:36 Автор отзыва
А почему молчит Юрий Борисович ? (Фогельсон)
Интересно узнать его точку зрения.
2 февраля 2004 г. 13:50 В. Абрамов
получаем премию по ГК РФ
Уважаемый Сергей Васильевч!
Полность придерживаюсь Вашей точки зрения и Вашему суждению. Одновременно, в качестве дополнения, позволю себе усилить Вашу позицию следующими, на мой взгляд достаточными и не теребущими дискуссий аргументами.
Пунктом 2, статьи 927 определно, что пороядок заключения договоров страхования по обязательным видам страхования, регулируется гл. 48 ГК РФ. Данная норма императивная и не допускает двоякого, тем более дискусситонного толкования.
Закон об ОСАГО призван регулировать гражданско- правовые, а не публино - правовые отноешния. Следовательно, в силу п.2., ст. 3 ГК РФ, положения Закона об ОСАГО, а тем более Правил страхования, утвержденных Правительством РФ, должны применяться в части не противоречашей ГК РФ, имеется в виду, тех положений ГК РФ, определяющих принцип диспозитивности по определнию условий оплаты страховых премий. Следовательно Правила страхования ОСАГО не обладают большей юридический силой перд нормами ГК РФ.
Одновременно хочу выразить благодарность г-ну Филипкову, за то, что им рассмотрен достатчно существенный вопрос по текущему моменту реализации Закона об ОСАГО.
2 февраля 2004 г. 14:32 АЗ
Мне кажется, что точки зрения г-на Филипкова и г-на Дедикова не столь уж далеки друг от друга. Вопрос в том, есть ли компания, которая готова судиться со Страхнадзором вплоть до Конституционного суда по данному вопросу? Все мы прекрасно знаем, что действия и рекомендации Страхнадзора с ГК согласуются далеко не всегда, но готовы ли страховщики доказать свою точку зрения. Ведь потери от "незаконного" отзыва лицензии вряд ли кто возместит.
2 февраля 2004 г. 15:27 автолюбитель
А почему рассматриваются только госучреждения? Почему всю тяжесть грабительской автогражданки должны нести частники? Кстати, гостранспорт до сих пор катается без страховок и никто его не штрафует. А почему из автовладельцев в очередной раз сделали подопытных кроликов?! Хорошо г-ну Филипкову рассуждать можно или нельзя - вон у него какое фото...
2 февраля 2004 г. 20:09 Tati
Ответ автолюбителю
Ваше возмущение направлено немножко не по адресу - г-н Филипков не имеет никакого отношения к тому, что государство решило застраховать ответственность по своему автопарку намного позднее, чем потребовало от граждан.
Более того, из ответа г-на Филипкова на поставленный вопрос следует, что с точки зрения права никаких рассрочек бюджетникам не стоит предусматривать...
2 февраля 2004 г. 22:19 Юрий Фогельсон
Поскольку спросили мое мнение, то я думаю по этому поводу вот что. Без сомнения, прав Сергей Васильевич в том, что запрет на рассрочку противоречит и п.3 ст.55 и п.1 ст.34 Конституции РФ. Конституционный суд много раз высказывался относительно того, что ограничение права граждан на предпринимательскую и другую экономическую деятельность должны быть соразмерными. Запрет на рассрочку, безусловно, является несоразмерным ограничением. Почему, в самом деле, если страховщик согласен на рассрочку и при этом соблюдает нормативы финансовой устойчивости, нужно ему это запрещать? В чьих интересах установлен такой запрет? Я полагаю - ни в чьих. Запрет, установленный ни в чьих интересах, на мой взгляд, совершенно определенно противоречит п.3 ст.55 Конституции. Сейчас "Коммерсантъ" имеет примененную норму и может оспаривать ее в Конституционном суде. По-моему, если само Правительство не исправит свой очевидный прокол, это нужно обязательно сделать через КС РФ. Кроме того, я считаю, что совершенно спокойно можно заключать договоры страхования с уплатой премии в рассрочку, так как законодательный запрет на рассрочку явно противоречит Конституции РФ, а Конституция, как мы знаем, является актом прямого действия. Хочу я посмотреть, как будет выглядеть надзор, если начнет выдавать предписания по этому поводу. Кроме того, всегда найдется грамотный адвокат, который сумеет либо убедить суд признать такое предписание недействительным, либо, приостановив его действие, подвесить дело до рассмотрения жалобы в КС.

Юрий Фогельсон
3 февраля 2004 г. 10:02 С.Дедиков
В продолжение темы. Рассмотрим такую ситуацию - у автолюбителя в данный момент стесненные финансовые обстоятельства и он располагает всего, скажем, 1 тыс. рублей. Он готов потратить их на приобретение полиса ОСАГО. Ему отказывают в страховании, требуя сразу заплатить всю сумму премии. Таким образом, он автоматически становится правонарушителем и может быть подвергнут административному наказанию за неисполнение обязанности по обязательному страхованию, и, фактически, лишается права на управление своей автомашиной, то есть происходит де-факто ограничение его права собственности в части использования принадлежащего ему имущества. Мне представляется, что тезис Ю.Б. Фогельсона о неадекватности ограничений прав граждан и юридических лиц запретом на уплату премии по полисам ОСАГО в рассрочку более чем правомерен.
3 февраля 2004 г. 11:12 автолюбитель
Re: Ответ автолюбителю
Я не виню г-на Филипкова в том, "что государство решило застраховать ответственность по своему автопарку намного позднее, чем потребовало от граждан." Я задаю ему вопрос: почему он рассматривает возможность/невозможность рассрочки при страховании гос. транспорта, а про личный транспорт у него такого вопроса не возникает, т.е. незастрахованные частники, которых уже штрафуют за нарушение ОСАГО (в отличии от гос. транспорта) априори никакого права на рассрочку не имеют ???
3 февраля 2004 г. 12:34 Sam
Re:Re: Ответ автолюбителю
г-н Филипков не рассматривал вопрос "возможности/невозможности рассрочки при страховании гос. транспорта", этот вопрос подняли представители ДСН. А ситуация с рассрочкой по ОСАГО одинакова как для гос. транспорта, так и для частника. Кроме того, относительно перспектив судебных споров, то автор как раз указал на отсутствие судебной практики по таким делам и отметил неоднозначность решения данной проблемы. С другой стороны, не очень-то много страховщиков, которые готовы судиться с надзором, обычно все решается другими способами.
3 февраля 2004 г. 14:45 автолюбитель
Rе:Re:Re: Ответ автолюбителю
"С введением обязательной "автогражданки" многие госучреждения оказались в сложном положении" - чьи слова? От себя добавлю:"С введением обязательной "автогражданки" многие владельцы автотранспортных средств оказались в сложном положении." - почувствуйте разницу! В особенно тяжёлом владельцы - частники, которых с нового года беспощадно штрафуют за отсутствие полиса ОСАГО в отличии от гостранспорта.
3 февраля 2004 г. 16:03 Sam
Re:Re:Re:Re: Ответ автолюбителю
Вступление к статье - это творчество редакторов АСН, авторы отвечают только на поставленные им вопросы. Относительно тяжелого положения автолюбителей могу сказать, что это не предмет правового анализа и не вопрос к юристу. Вопрос о тяжелом финансовом положении нужно прежде всего задавать тому, кто в нем оказался. А обвинять в своих бедах всех вокруг, в том числе и людей не имеющих к ним никакого отношения и предупреждающих всех о проблемах несовершенства действующего законодательства РФ, то это проще всего.
3 февраля 2004 г. 17:24 автолюбитель
RE:Re:Re:Re:Re: Ответ автолюбителю......
так я не понял, почему тогда вопрос о тяжёлом положении владельцев гос. транспорта достоин внимания юриста, а частник должен задать этот вопрос себе? Автовладельцы что ли придумали ОСАГО? Или может быть автовладельцы предложили себя штрафовать с нового года? Или гос. транспорт не попадает в ДТП? Где логика?
3 февраля 2004 г. 23:47 Евгений
В самом Законе об ОСАГО законодатель говорит, что договор продолжает действовать, если застрахованное дицо не высказалось за прекращение договора, таким образом договор будет продлен, хотя премия выплачена не будет. Что же получается в этом случае - это ведь тоже рассрочка?
4 февраля 2004 г. 12:32 Филипков В.В.
Уважаемый Евгений!
Действительно, при прочтении ст. 10 Закона об ОСАГО и п.п. 30 и 31 Правил страхования может показаться, что при продлении договора ОСАГО предусмотрена возможность некой отсрочки (даже не рассрочки) уплаты страховой премии на срок не более 30 дней. И с точки зрения обычного гражданина, несведущего в юриспруденции, это будет, наверное, отсрочкой. Однако, с точки зрения права, само понятие «просрочка уплаты страховой премии» означает нарушение обязательства, неуплату премии в установленные сроки. Рассрочка же предусматривает уплату страховой премии по частям с указанием порядка и сроков уплаты очередного взноса. Поэтому рассрочка – это порядок исполнения обязательства страхователя по уплате страховой премии, а просрочка – это нарушение страхователем того же обязательства с вытекающими отсюда санкциями. Хотелось бы также обратить внимание, что новый полис выдается все равно после уплаты страховой премии.
4 февраля 2004 г. 14:08 Евгений
Re: Уважаемый Евгений!
Так как договор продлен, то выдан мне полис или нет - значения не имеет, если произойдет ДТП, то страховой случай наступит и выплаты нужно будет произвести ( возможно и с удержанием премии).
4 февраля 2004 г. 16:22 Филипков В.В.
Евгению
Вы совершено правы, произошедшие в течение 30 дней после окончания договора ОСАГО ДТП будут действительно признаваться страховыми случаями даже в случае просрочки уплаты страховой премии. Однако это не означает наличие рассрочки или отсрочки с правовой точки зрения. В данном случае речь идет о вступлении договора страхования в силу, а аналогичная ситуация может случиться с любым договором страхования, вступающим в силу не в момент уплаты страховой премии или ее части. При такой ситуации возникает еще одна проблема, в случае если в этот 30-дневный срок произойдет страховой случай, будет ли страховщик иметь право на зачет встречных однородных требование по уплате премии и выплате возмещения. Если да, то тогда обязательство по уплате премии будет прекращено зачетом, соответственно, договор ОСАГО будет считаться заключенным на новый срок. Хотя в свете новой редакции закона об организации страхового дела создается впечатление, что, в нарушение всего гражданского законодательства, ДСН попытается запретить страховщикам прекращать обязательства по уплате страховой премии иными способами, нежели уплата премии деньгами.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: