Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Перестрахование, Регулирование
Вмешательство нежелательно
Форд Ирина Олеговна
Бизнес-аналитик компании Lambourn Insurance Services
страхование сегодняМожет ли и должно ли государство контролировать перестраховочную деятельность, устанавливать правила игры на этом рынке?

Прежде всего, надо определить, в чьих интересах действует государство, начиная регулировать перестрахование. В случае страхования есть три категории лиц, которых государство должно защитить от негативных последствий некачественной или недобросовестной деятельности компаний: обычные граждане, полисодержатели и акционеры страховых компаний. Эти люди, как правило, не являются специалистами в области страхования и потому не могут полноценно отстаивать свои интересы. И когда на их стороне выступают органы власти - это логично и оправданно.

В перестраховании же обе стороны, заключающие контракт, - это профессиональные представители компаний, которые хорошо знают правила игры на рынке, способны оценить возможности партнера и собственный риск. Иными словами, здесь обе стороны говорят на одном языке и среди них нет "наивных страхователей", нуждающихся в государственной защите. И остается неясным, кого именно должно защищать государство: перестраховщика или перестрахователя?

Поэтому государственное регулирование перестраховочной деятельности должно принципиально отличаться от регулирования страхования.

Попробуем определить, как государство может повлиять на выбор перестраховщика потребителем его услуг. На мой взгляд, максимум, что регулятор может сделать - это отослать перестрахователя к рейтинговым агентствам, установив соответствующие ограничения. Хотя и эта мера имеет свою степень относительности. Ведь рейтинги присваиваются постфактум - и как данный перестраховщик будет работать в дальнейшем, ни одно агентство со стопроцентной точностью предсказать не сможет.

Ничего иного, основанного на каких-либо объективных критериях, государство придумать не сможет. Не придумало пока и само страховое сообщество.

Что касается возможности принятия каких-либо нормативных документов, определяющих порядок и условия заключения перестраховочных договоров, то с точки зрения практической реализации этот путь представляется нереальным. Перестрахование - одна из наиболее динамично развивающихся сфер финансовых услуг. Новые решения появляются на этом рынке постоянно, и государство просто не может с необходимой оперативностью реагировать на эти изменения и переиздавать нормативные акты, регулирующие формы контрактов. Такое желание государства вмешиваться в бизнес-процессы перестрахования напоминает советские времена, когда согласовывались списки песен, исполняемых музыкантами в ресторанах, и действовали квоты на песни, написанные членами Союза композиторов СССР.

Таким образом, объектом госрегулирования перестрахования должны быть не детали сделок участников этого рынка, а их финансовая устойчивость.

Некоторые развивающиеся страны пошли по пути создания государственной перестраховочной компании, в которой национальные страховщики обязаны перестраховывать свои риски на установленных государством условиях. Эта модель в целом оказалась не очень удачной. Сконцентрировав у себя риски, такие компании "позабыли", что перестраховочная премия - это не прибыль. Более успешным выглядит пример Малайзии, в которой государство не вмешивается в работу государственного перестраховщика, позволяя ему работать на рыночных условиях.

Есть и другой путь: создание государством специального пула, емкость которого предназначена для покрытия катастрофических рисков. Модель действует так (на примере Испанского государственного катастрофического пула): часть премии по каждому договору огневого страхования уходит в госпул, и когда случается природная катастрофа или теракт, застрахованные по огневым полисам могут получить выплату по рискам наводнения, землетрясения или теракта. Когда 11 марта в Испании произошел теракт, жертвам и членам их семей выплатили по 60 тыс. евро именно по такой схеме. Мне кажется, этот опыт в том или ином варианте вполне может быть использован в России.

Суммируя вышесказанное, получим несколько выводов.

Во-первых, регулируя перестрахование, государство не должно вмешиваться в технику и суть перестраховочных контрактов.

Во-вторых, выбор коммерческого партнера не должен производиться по указке государства. Роль государства в этом вопросе может быть рекомендательной, но не запретительной.

В-третьих, государству следует проявлять больше инициативы в работе с фундаментальными рисками, которые коммерческие компании не могут взять на себя.

В-четвертых, отслеживание платежеспособности компаний имеет смысл только в том случае, если это происходит оперативно и гласно в отношении всех участников рынка.

И, в-пятых, государство может способствовать развитию классического перестрахования, проводя ясную и понятную политику, направленную на пропаганду страхования среди населения.


6 апреля 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.67 (голосовало: 3 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
7 апреля 2004 г. 09:51 Алексей Чуб
И тем не менее, в России, где основой правовой системы является Закон, пришло время, когда сложившиеся обычаи делового оборота (перестраховочной практики) должны быть закреплены в государственных нормативных правовых актах. Безусловно, с учетом принципов "равенства сторон" ,"свободы договора и автономии воли". И это надо сделать до того, пока рынок перестрахования не погряз в конфликтах, дрязгах и взаимных обвинениях. Правовая неопределенность и отсутствие единных подходов в толковании, т.н. "обычаев делового оборота" - хорошо при реализации мелких "финансовых схем", но очень плохо при реальном перестраховании "катострофических рисков". Не забывайте, господа страховщики, что мы еще и граждане этой страны, а "колокол в России уже звонит".
13 июня 2007 г. 17:29 Фарид
страхование
Конечно же, государство должно следит за этим, но не вмешиваться. Страховая компания должна страховать те риски, которые позволяет бюджет, нельзя обманывать клиентов. А то у них теряется интерес к страхованию и доверия тоже. А нам, страховшикам, конечно же это невыгодно. Мы должны показать высокоуровневые услуги. Только так можно добиться доверия. Надо думать не только за сегодняшний день, но и за завтрашний тоже. Если будем правильными в пути, то государство не будет вмешиваться.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: