Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Саморегулирование, Регулирование
Профессионально работать с властью
Ефимченко Михаил Юрьевич
Заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по финансовым рынкам и денежному обращению до 01.05.2008 г.
страхование сегодняКак происходит законотворчество в области страхования в нашей стране? Какие его особенности следует учитывать страховщикам, выступая с предложениями по внесению изменений в законодательство?

Законотворческий процесс всегда начинается с законодательной инициативы. В страховании чаще всего этот процесс инициируется Правительством, как правило, при непосредственном участии представителей Министерства финансов РФ. С законодательной инициативой могут выступать и другие субъекты правоотношений, иногда идея подготовки закона возникает из выступления Президента России. Далее внесенный законопроект проходит, в соответствии с установленной процедурой, через Государственную Думу (основную нагрузку несет Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам), а потом попадает к нам – в Совет Федерации, в наш профильный комитет. Принятый двумя палатами Федерального Собрания РФ закон проходит утверждение у Президента и, после опубликования, вступает в силу. Прямое исполнение закона обеспечивается контролем со стороны органов страхового надзора и антимонопольных органов. Но исполняют законы в процессе своей деятельности именно участники страхового рынка. Таким образом, получается последовательная цепочка законодательной и правоприменительной практики, хотя эффективнее было бы, если бы взаимодействие перечисленных органов осуществлялось в иной системе – не как цепочка, а как кольцо. Но, пока, для того чтобы кольцо законодательной деятельности замкнулось, не хватает налаженной обратной связи с теми, кто работает непосредственно на страховом рынке.

На наш взгляд, в том, что обратная связь работает плохо, виноваты не столько чиновники, сколько сами участники страхового рынка. К примеру, их «ближайшие соседи» - кредитные организации или операторы фондового рынка - показывают высокую активность в сотрудничестве с законодателями, а вот у страховых компаний, к сожалению, эта работа налажена значительно хуже. Страховщики нередко говорят о том, что многие законы, на их взгляд, несовершенны. Естественно, они и не могут быть совершенными, потому что, во-первых, только отдельные законодатели являются профессиональными страховщиками и могут работать со страховыми законопроектами исходя из собственного опыта и специальных знаний. Вот здесь-то и приобретает особое значение работа экспертных советов, в частности того, который действует в нашем комитете. Во-вторых, рыночная ситуация постоянно меняется, и законы попросту устаревают и нуждаются в актуализации. Невозможно в самом начале работы над законопроектом гарантировать полный успех и предусмотреть постоянную результативность. И страховщики должны понять: улучшение законов не происходит само по себе. Если страховое сообщество не будет проявлять деятельную активность, то получит не те законы, которые желает для работы, а те, которые разработают и примут соответствующие ветви власти исходя из собственного понимания приоритетности интересов.

Законы можно и нужно совершенствовать постоянно. Как в случаях с законами по ОСАГО или «Об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов», деятельность по внесению законодательных инициатив не должна ограничиваться разовыми кампаниями. Мы прекрасно понимаем, что в цивилизованном обществе законодательная инициатива лоббируется, и лучше, если закон лоббируется профессионально, потому что это означает его востребованность на рынке страховых услуг, заинтересованность в реальном исполнении. Другое дело, важно чтобы круг лоббистов был как можно шире и профессиональнее, тогда и законодательные инициативы будут эффективнее. Цивилизованный лоббизм – это не «покупка» чьих-то голосов, а системная деятельность, осуществляемая в парламентах, прежде всего, через саморегулируемые организации, которые и отвечают за интересы бизнес-сообщества.

Часто страховщики жалуются, что государство «не слышит» их мнение, пренебрегает интересами страхового рынка при решении экономических и политических задач. Но что нужно было бы предпринять сейчас страховщикам, чтобы их голос слышался государством лучше? Основное, что следует сделать страховщикам для устранения этого элемента непонимания – это объединиться внутри страхового сообщества. Чем меньше разобщенность, чем дружнее они между собой – тем громче их голос, как в сфере выдвижения законодательных инициатив (то есть контакта с исполнительной властью), так и в сфере непосредственного законотворчества (Федерального Собрания). Следовательно, объединениям страховщиков нужны высокопрофессиональные способы доведения своего мнения до законодателей. Свою роль играют здесь и профессиональные СМИ (прежде всего электронные, потому что найти время просмотреть все газеты могут сегодня далеко не все, а вот получать информацию в Интернете можно оперативнее). Хорошо зарекомендовали себя на других финансовых рынках такие организационные формы взаимного обмена мнениями, как круглые столы, конференции, рабочие совещания с представителями законодателей. На подобных мероприятиях должен громче зазвучать голос представителей страхового рынка.

Страховой рынок сегодня достаточно расслоен – есть определенное число мелких и средних компаний, а есть лидеры, в том числе лидеры в определенных секторах. Все это – крайне неоднородная масса. Поэтому трудно ожидать от участников рынка какого-то «единого мнения». Неоднородный состав операторов - это хорошо, с точки зрения потребителя, потому что рынок правильно развивается только тогда, когда на нем представлены разные структуры, есть определенное соотношение крупного, среднего и малого бизнеса, работающего с привлечением административного ресурса или в рыночных условиях и т.п. Ну а то, что расстановка сил меняется в ходе конкурентной борьбы и, как следствие, означает неизбежный проигрыш кого-то – это логичный ход развития рынка, на рынке должен побеждать если не сильнейший, то наиболее эффективный в нужное время в нужном месте. Естественный процесс поглощения более слабых более сильными должен происходить рыночным путем, под контролем, но не под давлением государства. К сожалению, иногда устанавливаются такие правила игры, которые заведомо невыполнимы для слабого, а ведь слабый - не значит худший (для потребителя), он может обладать уникальными ресурсами и успешно работать на определенном сегменте рынка. Многие испугались вхождения на рынок западных страховых компаний. А бояться не стоит, потому что успешные российские компании уже сегодня достойно с ними конкурируют. В общем, проблем немало, и решать их предстоит только совместными усилиями.

Подведем некоторые итоги. Сегодня законотворчество в области страхования нельзя назвать абсолютно совершенным. Страховщики пока не в состоянии грамотно пошагово обеспечить законодательную инициативу, родившуюся из потребностей рынка – превратить идею в законопроект и продвинуть его в системе законодательных отношений, заручившись поддержкой со стороны законодательной и исполнительной власти. Важен фактор профессионализма: когда в обсуждение весьма специфических по содержанию законов о страховании вместо специалистов включаются люди, пришедшие в законотворчество на волне тех или иных популистских заявлений, остается только опасаться их действий. Есть профессионалы, а есть «трибуны», которые много шумят, не всегда понимая, о чем. Учитывая вышесказанное, мы вынуждены сделать парадоксальный вывод: один хороший страховой закон сегодня сделать в принципе можно - его разработают хорошие эксперты, поддержат профессиональные депутаты, одобрят сенаторы и подпишет Президент. Но рынку нужна система законов и целостный механизм взаимодействия страхового сообщества и власти.

Для устранения вышеуказанных противоречий в Совете Федерации в данный момент предпринимается ряд мер, в частности, обновляется состав экспертной группы по страховому рынку в структуре профильного комитета. Поставлена задача создать такую экспертную систему, чтобы ни один законопроект, ни одно успешное начинание или даже просто какая-то идея, связанная с изменением законодательства в области страхового дела, не терялась, а превращалась в весомую, действенную, эффективную законодательную базу страхового рынка России.


13 ноября 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 2.48 (голосовало: 42 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
17 ноября 2006 г. 13:22 Белые братья
Интересно, а Зубаков будет входить в Экспертный совет.? Он вроду с успехом руководил страховой секцией, результаты были, Кодекс обещали. Или, раз неугоден, так и выкинуть его?.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: