Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Рейтинги
Причина большинства банкротств – плохой менеджмент
Пискулов Дмитрий
Младший директор Fitch Ratings
страхование сегодняС каждым годом повышается интерес к деятельности рейтинговых агентств на рынке страхования и процессу получения международных рейтингов российскими страховщиками. Могут ли рейтинговые агентства предугадать будущие проблемы у рейтингуемой страховой или перестраховочной организации?

При современных методологических подходах, которые используются ведущими рейтинговыми агентствами, многие проблемы страховщика или перестраховщика, которые несут потенциальную угрозу его финансовому состоянию, выявляются при анализе. В частности, по методике, используемой Fitch Ratings для оценки страховых и перестраховочных компаний в России, обязательным считается изучение ряда проблемных областей в работе компании, где может возникать риск ухудшения ее положения.

Анализ начинается с обзора отрасли. В целом, мы исходим из того, что операционная среда в России сама по себе является областью повышенного риска, и слишком резкие изменения среды осложняют жизнь страховщиков. Например, важнейшие акты в сфере государственного регулирования страхового рынка - разделение компаний по страхованию жизни и «не жизни», требования к минимальному размеру капитала - все они, безусловно, были необходимы. Но вводили их без какого-либо серьезного обсуждения с участниками рынка. А за рубежом (особенно, в Великобритании и других европейских странах) такое предварительное обсуждение является стандартной практикой. Следует заметить, что ситуация меняется к лучшему, и последние изменения, например, новые правила по размещению резервов и капитала, стали известны российскому страховому сообществу задолго до их введения.

Кроме того, к системным проблемам отрасли следует отнести состояние страховых портфелей российских страховщиков. Это тоже фактор повышенного риска, причем здесь следует отметить отличие российского страхового рынка от западных стран. Конечно, в России есть проблемы с портфелями: убыточность, неадекватный прайсинг. Но есть и положительные тенденции: например, есть ряд классов страхового бизнеса, таких как страхование домашнего имущества и т.п., которые в любой стране мира потенциально подвержены катастрофическому риску (ураганы, землетрясения и пр.), но для США это особенно актуально, а для России в настоящее время - это не такая уж серьезная проблема.

Вторая область анализа – это обзор операционной деятельности компании. Самое главное для нас здесь – это понять бизнес-модель компании и оценить ее. Оценка начинается с определения того, что мы бы назвали «абсолютный размер компании» и отнесения ее к разряду крупнейших или группе более мелких. Понятно, что чем больше компания имеет капитала и денежных ресурсов, чем диверсифицированнее ее бизнес, тем выше ее финансовая устойчивость. Далее мы анализируем каналы продаж страхового продукта и структуру страхового портфеля, а главное - смотрим, есть ли у менеджмента четкое понимание, какой портфель для этой компании будет оптимальным. Ведь финансовое здоровье страховщика не в последнюю очередь зависит от его андеррайтинговой политики. Хорошая политика предусматривает отказ от рисков, которые нерентабельны или которые компания не понимает.

Важное значение имеет оценка темпов роста бизнеса компании. Это показатель, имеющий двойственный смысл. С одной стороны, когда компания показывает высокие темпы роста - это, безусловно, хорошо. Но тогда, с другой стороны, возникает вопрос, как они достигаются. Для компании очень важно и очень сложно соблюдать хрупкий баланс между желанием вырасти (а это та первоочередная задача, которую ставят акционеры) и поддержанием андеррайтинговой дисциплины. Стремясь ускорить рост премий и завоевать большую долю рынка, важно не перейти не границу дозволенного – не начать демпинговать, не влезать в неизвестные риски.

Следующий этап анализа компании - обзор ее организационной структуры. Здесь можно говорить о двух принципиально разных случаях: когда компания оценивается отдельно, или когда компания является частью группы. Во втором случае, мы оцениваем желание и возможности группы поддержать компанию в случае проблем. Если компания высоко интегрирована с группой и рейтинг у группы выше, чем у компании отдельно, то рейтинг компании также может быть повышен за счет поддержки.

Далее производится оценка качества управления страховой компании. Если суммировать опыт исследований Fitch Ratings, практически все банкротства страховщиков в мировой практике были связаны именно с недостатками менеджмента. В каких областях жизни компании это потом проявлялось - были ли это проблемы, связанные с ликвидностью, капиталом, выполнением обязательств - это уже следствие, а первопричиной было плохое качество управления. И в целом, ключевой фактор успеха или поражения компании – это менеджмент, хотя оценить его достаточно сложно. Для оценки используются такие показатели, как опыт работы менеджера в данной отрасли, обладание знаниями и понимание этого бизнеса, а также наличие четкого плана работы. Проверяется, насколько досконально выполнялись в предыдущий год первоначально выставленные плановые показатели и как сами менеджеры оценивали их выполнение, то есть выявляется и реалистичность планов, и насколько удалось достичь запланированных результатов.

Следующий большой блок работ – это анализ финансовых показателей. Здесь международные рейтинговые агентства обычно опираются на международную отчетность, которая у большинства российских компаний до сих пор отсутствует. В таких случаях, когда ее нет, помимо российской отчетности мы пользуемся управленческой отчетностью. Анализируется также бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и все остальные формы отчетности. Если данные по разным формам отчетности существенно отличаются, возникают серьезные вопросы, откуда берутся эти разницы. В такой ситуации западные аналитики часто задаются вопросом, а не обманывает ли компания своего регулятора. Но мы понимаем, что специфика российского рынка и форм отчетности такова, что несовпадения практически неизбежны, и поэтому в основном рассматриваем проблему таких расхождений, с точки зрения возможных претензий регулятора. Например, при очень больших объемах поступлений по страхованию жизни, которые показаны в российской отчетности, но не показаны в международной.

Еще один важный для анализа показатель - это капитал, который исторически тоже стал в России одним из основных сдерживающих факторов в рейтинговом процессе. Если рассматривать капитал, взвешенный с учетом риска (risk based capital, RBC), то у всех агентств - и Fitch Ratings не исключение - есть модели по его расчету. У многих российских страховщиков пока низкие показатели по RBC. Кроме того, проверяется достаточность капитала с точки зрения соблюдения требований российских стандартов, в частности, минимального размера капитала, выполнение требований по платежеспособности, а также новых требований по размещению капитала.

Далее мы переходим к следующей области анализа – управлению активами. Здесь производится оценка системы анализа рисков, смотрятся лимиты, а также во что вкладываются средства страховщика. Для России подчас этот этап анализа начинается с выяснения, есть ли вообще в компании как таковой риск-менеджмент при управлении активами. И ни для кого не секрет, что как у многих российских страховых и перестраховочных компаний отсутствуют рейтинги, так и у многих эмитентов тоже нет рейтингов, что осложняет оценку качества инвестиционных портфелей. Также часто компании стремятся повысить свою доходность, и как следствие, берут повышенные риски. Я считаю, что управление активами - слабое место большинства страховых организаций в России.

И в заключение, хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Неоднократно приходится слышать, что главный сдерживающий фактор получения рейтингов страховыми и перестраховочными компаниями России – это рейтинг страны в целом. Мое личное мнение, что пока это не совсем так. Рейтинг российских страховщиков бывает ниже «странового потолка». Если же говорить про небольшие компании, то тут разница между суверенным рейтингом и их рейтингом может быть достаточно велика - в силу их собственной внутренней ситуации.


29 марта 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Рейтинги
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.63 (голосовало: 27 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
29 марта 2007 г. 09:40 Страховик
И в продолжение, хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Конечно рейтинг российских страховщиков бывает ниже «странового потолка», но только зачем он нужен? Хотелось бы узнать.
Главный сдерживающий фактор - страхователям рейтинг "по барабану", они просто не верят, что им выплатят.
Однако, осталось указать почем услуга.
29 марта 2007 г. 12:55 Денис Сухоруков
Очень профессиональный и взвешенный анализ. Приятно читать. Спасибо автору!
29 марта 2007 г. 13:19 Avtor
Методика оценок = слабое звено любой оценки.
1 апреля 2007 г. 16:44 Editor
Обращаю внимание
На портале наконец-то заработал раздел "Страховые рейтинги".
https://www.insur-info.ru/ratings
Так что велкам!
8-))
3 апреля 2007 г. 10:04 аналитик
К сожалению, большая часть страховых компаний реагирут на показания рейтинга не адекватно. Получив рейтинг, скажем А+, они упокаиваются, и остаются на этом уровне с обьяснением - а нам и тут неплохо. Первоочередная задача рейтинга - указание на уровень, без соответствующего аудита и структурного аудита, анализа внутри компании, этоти показатели пустой звук.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: