Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Управление
Практика системного менеджмента
Николенко Николай Петрович
Первый заместитель председателя правления СОАО «Русский Страховой Центр» до 25.12.2010 г.
страхование сегодняВ предыдущих материалах был рассмотрен ряд проблем операционного управления страховой компанией: организация андеррайтинга, урегулирование убытков, сопровождение договоров страхования и продажи. На самом деле операционное управление является лишь неотъемлемой составной частью менеджмента страховщика. Опыт работы подтверждает необходимость системного подхода к управлению страховой компанией. Поясните, в чем заключаются его особенности?

Если сравнить страховую организацию с человеческим организмом, то мы увидим, что у компании, так же как и у человека, есть скелетно-мышечная система в виде оргструктур и бизнес-процессов, сердечно-сосудистая система в виде финансов, нервная система в виде информационных систем, мировоззрение в виде идеологии и корпоративной культуры и мозг в виде менеджмента. Примечательно, что совсем недавно эксперты PwC и Центра по изучению финансовых инноваций (CSFI) провели исследование факторов риска, оказывающих наибольшее влияние на развитие страховой отрасли. Согласно результатам исследования, в западных странах доминирующими факторами являются чрезмерное регулирование страховой отрасли, стихийные бедствия и качество менеджмента. В России же на первом месте, по опросам топ-менеджеров, стоит риск, связанный с качеством менеджмента.

Системный подход к управлению страховой организацией можно свести к нескольким тезисам. Сразу оговорюсь, что тезисы будут носить методологический характер, в силу ограниченности пространства для изложения материала.

Во-первых, совершенно очевидно, что страховая компания является сложной системой, которая, в зависимости от подхода, может включать в себя процессы, оргструктуры, инфраструктуру, технологии и персонал. Если взглянуть на страховую организацию с точки зрения ее функционального построения, то в ней можно выделить фронт-офис (продажи), мидл-офис (операционная поддержка) и бэк-офис (неоперационная деятельность). Системный подход предполагает целостное рассмотрение объекта, включая взаимосвязи всех его составных частей. Поэтому, обобщая вышесказанное, мы можем выделить в страховой компании ряд модулей, как объектов управления, которые тесно связаны между собой:

  1. Социальный – объединение людей во имя достижения общей цели, их взаимоотношения, корпоративная культура, знания и компетенции;
  2. Операционный – бизнес-процессы, функции и их взаимосвязь;
  3. Организационный – организационная структура, подразделения и их взаимоотношения;
  4. Маркетинговый – продукты, цены, целевые клиентские сегменты, каналы и технологии продаж, их взаимодействие;
  5. Финансовый – совокупность центров доходов и центров затрат, их взаимоотношения;
  6. Технологический – технологии страховой деятельности и IT-система страховой компании.

Из всего этого следует первый вывод, который можно сформулировать следующим образом: системность объекта управления требует системного подхода со стороны субъекта управления.

Во-вторых, страховая компания как система может находиться на разных стадиях своего развития. То есть у страховой компании, как и у человека, есть свои периоды жизни. Это рождение, детство, юность и зрелость. Каждому из этих периодов развития страховой компании будут соответствовать свои болезни роста. В соответствии с этим на разных этапах своего развития компания, для лечения своих болезней, может применять различные инструменты менеджмента, которых в настоящее время насчитывается великое множество. К таким инструментам относятся бюджетирование, стратегическое управление, сбалансированная система показателей, реинжиниринг бизнес-процессов, управление качеством, управление по целям, управление человеческими ресурсами, управление взаимоотношениями с клиентами и т.д., и т.п. Инструменты менеджмента являются пазлами для создания своей собственной картинки(модели) менеджмента. Не надо копировать, надо искать эффективную комбинацию пазлов именно для своей компании.

В этой связи для российских компаний характерны две наиболее распространенные ошибки: поиск универсального инструмента менеджмента, способного решить все проблемы во всех ее модулях и слепое копирование инструментов менеджмента, применяемых западными компаниями в развитых странах. Приведу характерный пример из моей консультационной практики. Ко мне обращалась страховая компания численностью 50 человек и возрастом 3 года, с просьбой поставить у нее систему сбалансированных показателей, хотя в России нет ни одной страховой компании(даже среди крупных), которые внедрили BSC в полном объеме. Этот инструмент стратегического управления сегодня применяется в некоторых западных компаниях, которые внедрили регулярный стратегический менеджмент и имеют ресурсы для его реализации. Поэтому из второго тезиса следует, что успех заключается не в выборе универсального инструмента, а в комбинации многообразных инструментов менеджмента применительно к особенностям и стадии развития именно своей страховой компании. И именно в этом заключается искусство менеджмента.

Суть третьего тезиса состоит в том, что разные компании на разных стадиях своего развития имеют разные проблемы. Однако если их обобщить, то основными проблемами российских страховщиков являются:

  1. Отсутствие четкого стратегического видения;
  2. Низкий уровень автоматизации;
  3. Проблемы персонала и корпоративной культуры;
  4. Отсутствие системы операционного управления;
  5. Стихийное развитие в регионах;
  6. Неразвитость финансового управления.

Эти проблемы затрагивают основные сферы деятельности (модули) страховой организации и носят системный характер. Все это диктует необходимость системного подхода в управлении компанией.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что успешное решение системных проблем страховой организации возможно только на основе системного менеджмента, а его внедрение предполагает:

  1. Овладение богатством инструментария менеджмента;
  2. Знание стадии развития своей организации, ее особенностей и болезней роста;
  3. Творческое применение инструментария в соответствии с особенностями организации;
  4. Создание своей парадигмы менеджмента.

По содержанию системный менеджмент включает в себя: стратегическое управление; финансовое управление; операционное управление; управление маркетингом и продажами; управление человеческими ресурсами и управление информационными ресурсами.

Внутри этих модулей могут применяться различные инструменты управления. Для того, чтобы правильно применять инструменты менеджмента и уметь успешно их комбинировать, менеджменту страховых компаний необходимо постоянно изучать, осмысливать и творчески применять на практике инструментарий управления для достижения долгосрочных целей организации исходя из собственного опыта и опыта других страховых компаний.


11 сентября 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.11 (голосовало: 222 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: