|
|
Прямая речь
 Полный список материалов
Динамика рынка, Регулирование, Агрострахование
Сельхозстрахование-2007: проблемы и достижения
Щербаков Виктор Владимирович
Директор Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (ФАГПССАП)
|
Каковы предварительные итоги развития агрострахования в России в 2006-2007 годах? Какие финансовые и правовые условия складываются на рынке страхования урожая на ближайшую перспективу?
Ситуацию на российском рынке агрострахования в целом можно оценить положительно. В отношении примерно 30 % всех посевных площадей на сегодняшний день заключены договоры страхования с государственной поддержкой, наблюдается небольшой рост количества заключенных договоров по сравнению с прошлым периодом. Субсидии, которые были выделены на этот год на страхование урожая, использованы практически полностью (3,4 млрд.рублей), за исключением небольшой части.
Развитие организации сельскохозяйственного страхования с выделением государственных средств происходило в два этапа. На первом этапе, продлившемся вплоть до прошлого года, сельскохозяйственные производители получали субсидии один раз в году, при этом уплачивались сразу 100 % страховой премии. Сейчас совершен переход на второй этап – к двухразовым субсидиям. Они дают возможность делать нормальные оценки ситуации, страхование урожая ведется как в весенний период при посадке яровых, так и в осенний период на озимые. В декабре 2007 года порядка 720 миллионов рублей пришлось на заключенные договоры страхования озимых.
Работа по развитию системы агропромышленного производства, в том числе по страхованию сельскохозяйственных культур, в настоящее время регулируется в рамках Закона «О развитии сельского хозяйства», принятого в декабре 2006 года. Его появление год назад – это был большой шаг вперед по сравнению с двумя предыдущими годами, когда вообще не было законодательных актов по данной теме. Но как только был принят этот закон, мы сразу увидели ряд проблем, главная из которых – отсутствие специализированного нормативного акта, регулирующего сельскохозяйственное страхование.
Другая проблема связана с распределением средств. В статье 12 Закона были несколько сужены возможности бюджетов. Общий размер субсидий (федеральных и региональных), согласно закону, составляет ровно 50 % страховой премии. Затем было принято Постановление Правительства № 254, где было определено, что 40 % - это федеральные субсидии, и 10 % - региональные субсидии. Региональный бюджет поставили в такие условия, что он не мог выделять больше 10 % , что довольно абсурдно. Сельскохозяйственный товаропроизводитель при этом оказался еще в более жестких условиях: он должен был оплатить сразу 100 %, найдя при этом 50 % своих средств. Мы об этом неоднократно писали и говорили.
Сегодня с нашим участием подготовлен проект изменений в данную систему: теперь предел федеральных субсидий поднят до 50 %, а размер региональных – не ограничен сверху, но при этом они должны составлять не менее 10 %. Таким образом, новый подход ставит во главу угла ресурсы бюджета, и только уже потом - резервы сельхозпроизводителей и страховых организаций. Правительство РФ поддержало данные предложения, сейчас проект находится на рассмотрении в Совете Федерации, и будет включен в план Государственной Думы на февраль 2008 года.
Что касается государственной поддержки животноводства, то здесь есть некоторая двойственность позиций. Определенная часть аграрных лоббистов утверждают, что у нас в стране многие отрасли животноводства, в частности, птицеводческие хозяйства, и так достаточно прибыльны, чтобы их еще и спонсировать в части затрат на страхование. Другие специалисты глубоко сомневаются в правомочности такой точки зрения: себестоимость животноводства у нас намного выше, чем в зарубежных странах. А значит, вопрос о страховании с господдержкой ставить надо, ведь не зря в советские времена существовало даже обязательное страхование сельскохозяйственных животных.
В настоящее время деньги на страхование в животноводстве, в принципе, заложены в бюджете, а значит, возможность его проведения можно и нужно рассматривать страховщикам. В параметрах государственной программы предусмотрены затраты на снижение рисков сельскохозяйственного производства. Общий размер федеральных субсидий на развитие системы страхования - 31,5 млрд.руб. на 5 лет (2008-2012гг.). Там заложены (в размере порядка 4-5 млрд.руб.) и возможные катастрофические убытки, подобные тем, что были оплачены в этом году по растениеводству на сумму 1,3 млрд. руб.
Вот в эту общую сумму 31,5 млрд. может быть включено страхование и сельскохозяйственных животных, и птицы, и аквакультур. Однако работе мешает ряд обстоятельств. Первое – это непонимание со стороны определенных кругов, в частности, в стенах Государственной Думы. Второе противоречие усматривается в тексте самой статьи 12 Закона «О развитии сельского хозяйства», где регулируется страхование сельскохозяйственных рисков, в том числе и урожая, но некоторые юристы трактуют эти нормы, как относящиеся исключительно только к растениеводству, утверждая, что животноводство по этой статье страховать нельзя. В действительности же экспертную оценку этой формулировки никто не делал. Большинство специалистов-практиков обоснованность включения животноводства поддерживают. В третьих, не секрет что без создания единой комплексной системы сельскохозяйственного страхования в стране трудно рассчитывать на серьезное расширение финансирования в направлении страхования животноводства.
И еще одно немаловажное достижение прошедшего года. Совет Федерации в 2007 году предложил, а Минсельхоз одобрил идею выдвижения законопроекта «О сельскохозяйственном страховании». В следующем году вместе с Национальным союзом агростраховщиков все мы будем серьезно заниматься этим проектом. Его направленность в большей мере систематизирующая, принципиально новых норм, в частности, норм об обязательном страховании - там нет.
В дискуссиях о путях развития отечественного сельхозстрахования поднимается вопрос о возможности применения западного опыта в данной сфере, в том числе о принципиальном подходе к тому, что правильнее субсидировать государству – взносы или выплаты. Следует понимать, что во всех странах инициаторами формирования системы защиты от аграрных рисков выступали страховые организации, а не государство. Экономические законы во всех странах работают одинаково, поэтому России нет необходимости искать свой путь, в том числе по вопросу, что правильнее субсидировать – взносы или выплаты. В большинстве западных стран идет смешанное субсидирование – и взносов, и выплат, но в России сейчас вряд ли есть сила, способная взять на себя задачу внесения изменений во все действующие нормативные акты, которые бы закрепили субсидирование выплат. Испанская модель представляется наиболее показательной: государство взялось субсидировать взносы, но страховщики были обязаны перестраховывать риски в едином государственном фонде, доплачивающий по убыткам из своих резервов. Но у такой модели в России слишком много противников.
Современная российская система успешно работает по всей территории страны. Формально она введена не во всех 87 субъектах Федерации, а только там, где ведется растениеводческое производство. Мы здесь опираемся на Постановление Правительства и Приказ № 314, утверждающий методики определения ставок для расчета субсидий, в тех 67 субъектах, которые прямо в нем перечислены. В тех субъектах, которые в него не вошли, посевных площадей либо нет совсем, либо они очень малы. Так что фактически охват посевов на территории РФ – 100 %.
Таким образом, за 5 лет работы в данном направлении произошли многие позитивные изменения: увеличен размер субсидий, введен двухразовый режим субсидирования, одобрены новые программы, созданы два пула страховщиков. Но тем не менее, система еще во многих моментах несовершенна, и всем ее участникам вместе предстоит работать над ее оптимизацией. Есть два подхода: либо внести структурные изменения в существующую статью 12 Закона «О развитии сельского хозяйства», либо издать новый нормативный акт о страховании, например, в форме вышеупомянутого проекта закона «О сельскохозяйственном страховании». Второй путь непрост и долог, но способен существенно улучшить положение дел для всех участников системы, а особенно страхователей, поэтому о нем есть смысл думать. Ведь, в конечном счете, условия страхования создаются не для чиновников, а для сельхозпроизводителей, чтобы каждый из них мог получить страховую реальную защиту.
15 января 2008 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Регулирование, Агрострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Предыдущие отзывы:
16 января 2008 г. 09:09 Александр
Все хорошо. Но! Как всегда нормативная база появится после проведения весенне посевной компании.....
16 января 2008 г. 09:20 Страховщик
Введение субсидирования страховых взносов при страховании животных, с одной стороны выгодно как для Страховщиков так и для Страхователей, т.к. будут (по подобию субсидирования страхования урожая) единые тарифы при страховании. С другой стороны это может играть и отрицательную роль - тариф для страховщика может быть занижен, а для Страхователя наоборот завышен (т.к. проведение тендеров Страхователями при страховании животных в большинстве случаев приводит к значительному снижению тарифа). Расчет единых тарифных ставок тоже достаточно проблематичен, т.к. он зависит от многих факторов которые учесть практически не реально (н.р. условия содержания, требования к кормам и рационам кормления, породам, видам, группам и т.д.). Т.о. если будут введены единые тарифы как при страховании урожая, то вполне вероятно предусмотрят повышающие и понижающие коэффициенты, а это соответственно приведет к не возможности контролировать тариф, что в свою очередь обеспечит большое количество споров при получении субсидий. Следовательно подход в определении тарифа при страховании животных должен быть усредненным и как минимум исходить из практики страхования данного вида риска.
Необходимо также учитывать и перестраховочную емкость рынка, т.к. на сегодняшний день у Перестраховщиков нет четкого представления о сельскохозяйственных рисков, что в большинстве случаев определяется отсутствием специалистов в данной области.
Вывод субсидирование тарифной ставки в животноводстве интересно, но как и какой механизм для этого будет применен большой вопрос.
16 января 2008 г. 10:16 Максим
Спасибо Виктору Владимировичу за материал!
Очень компетентно и интересно. Чего не скажешь после общения с сотрудниками Федерального Агентства им возглавляемого. Абсолютный формализм в ответах на запросы.
Сквозь всю статью видится только один механизм поддержки сельскохозяйственного страхования - субсидии...вопрос только в том - субсидировать ли взносы или выплаты...или какие отрасли сельхозпроизводства субсидировать...
В ином направлении даже не идет никаких исследований. Субсидирование - это не панацея.
Альтернатива есть!
Я имею в виду индексное страхование. Или предлагать механизмы защиты интересов сельхозтоваропроизводителей через фондовый рынок.
Страховщики "сидят как собаки на сене - молччат - боятся упустить конкурентное преимущество" как будто бы кто-то в России обладает достаточным объемом информации по индексному страхованию и эти механизмы могут заработать уже завтра.
Конечно интереснее заниматься освоением бюджетных средств. И создавать новые СРО: Агропромстрах, РСП, НСА...
16 января 2008 г. 10:44 sergey_lawyer
проект закона «О сельскохозяйственном страховании»...
ну ну...
интересно, кто-нть сомневается в том, что напридумывают того, что волосы дыбом встанут?
я вот лично не сомневаюсь... что напридумывают... очередную околесицу...
Для начала, неплохо было бы, хотя бы ПОПРОБОВАТЬ запустить механизм риск-менеджмента в агрокомплексе, а уж потом думать о страховании. Страховать можно далеко не все риски в агро!!! А кто-то знает сколько и какие? А кто-то определял соотношение страховых и нестраховых рисков в агро?
Так нет же... у нас как обычно... делаем - потом думаем...
До коли в этой несчастной стране телегу будут ставить перед лошадью?
Страхование - часть (причем малая) риск-менеджмента,
так начните же именно с него, а уж потом о проекте закона «О сельскохозяйственном страховании» будем думать.
В Минсельхозе класcные ребята, так и наровят с больной головы на здоровую...
20 января 2008 г. 20:30 Педи Грипалов
Хороший комментарий, интересный и актуальный. В России нужно страховать с/х риски, вот только дотировать нужно не взносы, а выплаты. Тогда схемы воровства из бюджета сильно усложнятся, придется или страховое событие придумывать (весьма чревато), или задним числом договор делать. Пока же с/х производителю для схемы особо и делать ничего не надо, одни бумажки подписывают. Вот только нужго ли будет сегодняшнее Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства? уж больно много сегодня на этом рынке схем....
3 марта 2008 г. 10:52 Владимирсельхозстрахование-2007:проблемы и ...
Тема актуальная и отстающая от "Национального проекта ...", хотя неразрывно связана с его выполнением.
Контроль за дотациями взносов на страхование с/х животных не имеет принципиальных отличий от уже существующих видов контроля и страхования. Только, в отличии от урожая, будет постоянным, а не
сезонным.
В основу гибели закладывать эпизоотические и карантинные за-
болевания, а также пожар и стихийные бедствия.
Возмещения и компенсации должны не исключать друг-друга, а
быть во взаимодействии.
Короче говоря:ежели эту проблему будут решать только чиновники, а не специалисты от потенциональных Страхователей и Страховщиков,то нечего и бисер метать.
9 апреля 2008 г. 21:54 ЮлияИндексное страхование и прочее
Относительно индексного страхования: индексное страхование не панацея, и не может полностью заменить индивидуальное страхование. Во-первых, поскольку есть возможность реализации базисного риска - т.е. производитель может и не получить выплату, даже если у него есть убытки; во-вторых, именно по этой причине индексное страхование не может быть применимо в случае, когда урожай является предметом залога в банке. Однако перспективы применения индексного страхования в России хорошие, и его целесообразно внедрять.
Если произвести расчет тарифных ставок для России и проанализировать конъюнктуру цен на индексное страхование за рубежом, можно сделать вывод о том, что это, безусловно, менее затратное, чем индивидуальное, страхование, однако все же дорогостоящий для сельхозпроизводителей метод управления рисками, и большинство с/х предприятий по-прежнему неплатежеспособны. Поэтому СУБСИДИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
На мой взгляд, должно производиться субсидирование оплаты страховых премий, не выплат. В противном случае, страховые компании должны делать отчисления от части полученных премий государству (т.е. нетто-ставки, оставляя себе нагрузку), что проблематично; более того, подобная практика чревата бесконечными судебными тяжбами.
В интересах всех сторон введение института профессиональных оценщиков с/х убытков, имеющих лицензию.
Финансирование выплат целесообразно в случае, если страховая компания вследствие катастрофических с/х убытков оказалась в тяжелом финансовом положении. Для того, чтобы подобного не происходило, необходимо введение обязательного перестрахования части рисков, которое должно контролироваться государством.
Важно принимать во внимание, что в процессе с/х страхования участвуют 3 субъекта - агропроизводители, коммерческие страховые компании и государство, и в этой связи должны приниматься во внимание интересы всех сторон.
|
|