Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
Рынок ДМС в условиях кризиса
Каюков Сергей Сергеевич
Заместитель начальника отдела методологии и медицинского андеррайтинга ОАО «Русская страховая компания»
страхование сегодняНасколько серьезным может оказаться сокращение рынка услуг по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) в результате финансового кризиса и сокращения расходов предприятий на персонал? Какие меры страховщики ДМС предпринимают, чтобы предотвратить уход корпоративных клиентов?

Ожидания страховщиков в отношении роста рынка личного страхования в 2009 году скорректировал неожиданно наступивший мировой финансовый кризис. Начавшись как кризис банковской ликвидности, к началу ноября кризис в России «перекинулся» на реальный сектор экономики. Как результат, многие российские компании приостановили набор персонала уже с середины августа. Более того, часть компаний приступила и к сокращению персонала. По оценкам экспертов, российские компании сократят до 10-15% сотрудников, еще 5% будет выведено из штата компании. При этом сокращения ожидаются не только в компаниях, тесно связанных с фондовым рынком и банковским сектором экономики. Для многих компаний появляется редкая возможность «под кризис» подчистить ряды своих сотрудников.

По нашим оценкам, 90% премий по ДМС обеспечивается корпоративными клиентами. Таким образом, сокращение персонала приведет к практически пропорциональному снижению сборов страховщиков.

При этом не стоит ожидать того, что сокращенные сотрудники, которые уже привыкли ко всем «прелестям» добровольного медицинского страхования, самостоятельно приобретут себе страховой полис. И здесь дело не в падении доходов, а в том, что стоимость полиса для физических лиц в 3–4 раза выше, чем тот же набор услуг в расчете на одного человека по страхованию корпоративных клиентов. Поэтому для многих страховых компаний на первый план выходит проблема удержания показателя по сборам, по крайней мере, на уровне, не ниже чем за 2007 год.

Основные усилия будут направлены на «сохранение клиента», то есть на пролонгацию договоров с уже существующими клиентами. Эта задача осложняется тем, что страховщики ежегодно индексируют стоимость программ на величину «медицинской инфляции». И если в предыдущие годы в большинстве случаев клиент «соглашался» на увеличение стоимости полиса, то сейчас смириться с этим будет значительно труднее.

Несмотря на все вышесказанное, большинству компаний-страхователей будет тяжело отказаться от ДМС полностью по нескольким причинам. Основная причина – репутационная: компания, которая резко сокращает социальную поддержку персонала в условиях кризиса, не может считаться надежным и долгосрочным партнером. Как говорится, кризис пройдет, а осадок останется. По сути, у компании, которой необходимо резко сократить статью расходов на ДМС, есть всего два пути: совместно со страховщиком корректировать действующие программы, чтобы снизить их стоимость, либо заключить договор со страховщиком, цены которого намного ниже рыночных. Второй вариант, естественно, менее предпочтителен: страховая компания собирает ровно столько денег, сколько необходимо для покрытия ее обязательств в рамках договора страхования и компенсации расходов на ведение дел (РВД). Эра сверхвысоких прибылей в страховании уже закончилась.

Аргументы демпингующих страховщиков о больших скидках в медицинских учреждениях и меньших, по сравнению с конкурентами, расходах на ведение дел (РВД) - несостоятельны. В реальности величина РВД у всех страховщиков практически одинакова, а скидки в ЛПУ у большинства игроков рынка уже достигли максимальных отметок. Демпингующие страховщики, которые изначально нацелены на получение сиюминутной выгоды, строят свою реальную стратегию не на том, чтобы качественно и в полной мере обслуживать клиента на протяжении всего действия договора. Типична ситуация, когда страховая компания, получив деньги, более или менее качественно обслуживает застрахованных от силы в течение полугода, а получив первые крупные счета из медицинских учреждений, пересматривает свое отношение к клиенту и запрещает даже простейшие медицинские манипуляции. В свою очередь, расторгнуть подобный корпоративный договор сложно: если договор страхования заключен менее чем на год (либо расторгнут досрочно), налоговые льготы распространяться на такой договор уже не будут. Поэтому прежде чем начинать поиск нового страховщика, который предложит «то же самое за меньшие деньги», лучше совместно с действующим страховщиком рассмотреть различные варианты по оптимизации программ. Действующий страховщик обладает актуальной статистикой обращений за медицинскими услугами, поэтому лучше ориентируется в том, какие из услуг наиболее востребованы сотрудниками данного клиента. Совместно могут быть выработаны программы, которые будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон: предприятие, страховщика и застрахованных.

Поэтому, несмотря на прогнозируемый спад на рынке ДМС, выводы о резком сокращении этого рынка делать преждевременно. Альтернативы ДМС на сегодняшний день не существует. Мы ожидаем, что, как только кризис пройдет, рынок начнет расти более быстрыми темпами.


18 ноября 2008 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.21 (голосовало: 34 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
18 ноября 2008 г. 17:44 коллега
Отличная статья! Четко, ясно, по-существу и реалистично! В отличии от большинства коллег, которые рассчитывают на то, что застрахованные в рамках корпоративных договоров ДМС начнут, в случае прекращения действия корпоративных программ, самостоятельно заключать договоры страхования!
19 ноября 2008 г. 11:42 Опытный
Статья хороша для самоуспокоения. Однако, статистика показывает, что реальные сборы по всем видам падают. А ДМС и подавно.
19 ноября 2008 г. 16:24 Matvey
Добрый день, Коллеги!
Есть несколько замечаний:
1. По вопросу сокращений персонала немного не согласен, думаю, цифры 10-15% сокращения персонала занижены, во многих компаниях пошли на сокращение более чем на 20%, а в ряде компаний сокращение достигало 30-40% и это только первые ласточки.
2. "Для многих компаний появляется редкая возможность «под кризис» подчистить ряды своих сотрудников"... думаю, что абсолютное большинство компаний РФ пользовалось кредитованием и при отсутствии кредитов, кризис ударил практически по всем, только с разной силой.
3. Пункт "По нашим оценкам, 90% премий по ДМС обеспечивается корпоративными клиентами. Таким образом, сокращение персонала приведет к практически пропорциональному снижению сборов страховщиков.", "По оценкам экспертов, российские компании сократят до 10-15% сотрудников, еще 5% будет выведено из штата компании." и "Поэтому для многих страховых компаний на первый план выходит проблема удержания показателя по сборам, по крайней мере, на уровне, не ниже чем за 2007 год." противоречат математической логике: стоимость ДМС в год повышается от 10% до 25%, при увольнении сотрудников от 10 до 20% получаем взнос 2008 года, а не 2007. В среднем по рынку в СК взносы по ДМС каждый год прибавляют от 20 до 40%.
4. "И если в предыдущие годы в большинстве случаев клиент «соглашался» на увеличение стоимости полиса, то сейчас смириться с этим будет значительно труднее."- почему? ЛПУ как повышали цены, так и повышают? Работать в убыток СК не будет!
5. "Эра сверхвысоких прибылей в страховании уже закончилась." - а разве в ДМС она была?
6. "В реальности величина РВД у всех страховщиков практически одинакова..." - РВД у московских СК очень! разная и колеблется от 10 до 50% (В личном страховании).
7. "... чтобы качественно и в полной мере обслуживать клиента на протяжении всего действия договора..." Страховая компания - это компания, которая должна получить прибыль, а не оказать помощь, помощь оказывает ЛПУ.
8. "В свою очередь, расторгнуть подобный корпоративный договор сложно: если договор страхования заключен менее чем на год (либо расторгнут досрочно), налоговые льготы распространяться на такой договор уже не будут." - А расторгать и не нужно, можно открепить всех, а оставить 1 сотрудника и ни на какие налоги компания не попадает. Хороший продавец легко это объяснит компании, с которой заинтересован работать дальше.
Оценку за данную статью не ставил.
С уважением, Matvey
21 ноября 2008 г. 17:53 От автора
Матвей, благодарю за замечания. Попытаюсь защитить свою позицию.

По пунктам:

1. 15% - это порог, выше которого начнутся массовые социальные волнения, которые приведут к смене власти. В свете того, что кризис у нас управляемый, гос-во не этого не допустит. К тому же не все из сокращенных пойдут на биржу труда. Поверьте, в России сейчас много компаний, которые, не смотря на кризис, продолжают строить планы на будущее и развиваться. Для них появилась уникальная возможность дешево купить хороших специалистов.
2. На кредиты жили не более трети предприятий. Ещё 30% «кушает» с госзакупок. 10-15% получали прямые инвестиции в капитал, т.е. финансировались за счет продажи части пакета акций и допэмиссии. Оставшиеся живут «по средствам».
3. В данном случае речь шла не о сокращении рынка в абсолютных цифрах, а в относительных. Корректировал на ИПЦ и процент снижения стоимости российской валюты относительно «евродоллара». Формат комментария не позволяет наглядно продемонстрировать всю математику.
4. Согласен. Повышали, повышают и будут повышать. 5-7% повышения клиент обычно «проглатывал». А вот, когда речь шла о 10-15%, исходя из моего опыта, клиенту объяснить это было не так легко. Повышение стоимости всегда негативно влияет на
5. Была  Компании практиковали такие «схемотехники», что реальный результат мог быть в 2-4 раза выше официально заявленного.
6. 10-50% - это очень странная цифра. Вполне возможно, что имелось ввиду, что 10% это «РВД» без учета КВ, а 50% с учетом. Экономически обоснованный РВД по личным видам должен колебаться в коридоре 13-20% + КВ до 15%.
7. С нашей точки зрения, клиентов обслуживает ЛПУ. С точки зрения клиента – его обслуживает тот, кому он заплатил деньги, т.е. страховщики.
8. Согласен, что данная схема применима. В свою очередь не каждый агент знает об этом, да и «проколовшегося» агента клиент уже слушать не будет. К тому же, с налогами не все так уж и просто, как Вы описали. Хотел бы я посмотреть на главного бухгалтера, доказывающего налоговому инспектору, что это не схема, не уклонение от уплаты налога, а неизбежность, вызванная выбором плохого партнера по медицинскому обслуживанию персонала. Да и не стоит забывать о том, что страховщик имеет право выплатить остаток средств за минусом РВД и выплаченной премии.
26 ноября 2008 г. 10:31 Matvey
По пунктам:
1. Во многих - не значит во всех, читать как в "многих частных компаниях" на такие сокращения пошли или готовятся, а если взять СК Москвы то можно сразу вспомнить: НСГ обещает 40% сократить, РСК так же обдумывает "плавать ей или тонуть", Рениссанс поговаривает о сокращении 1000 чел в Московском регионе, Ингос, начал подчищать, % неизвестен пока, РГС так же рядеет на глазах, даже письмо написал. Перечень можно продолжать и продолжать..., редкая компания не пошла на такой шаг.
2. Если взять сектор реально частных компаний, думаю 1/3 заниженное число. Могу согласиться на 50%, но не ниже.
3. пропустим, слишком Вы глубоко залезаете, живем в РФ, платим рублями, а привязываем к бивалютной корзине...
4. Цены в большинстве ЛПУ растут бысрее офиц.инфляции а она выше 10%, так в чем трудность? Думаю нужно сопоставить цифры конкурентов, убыточность договора и вывести цену нового года. В "-" себе дороже работать...
5. Схема и страхование два разных понятия.
6. Практически согласен, только РВД может и 3-10% составлять, а КВ-0-30%.
7. Согласен, СК занимает не последнее место.
8. Оплата по квартально или помесечно всё решит!

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: