Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы




Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Динамика рынка, Компании и капиталы
Неплохие итоги и тревожный прогноз
Коваль Александр Павлович
Руководитель Федеральной службы страхового надзора, председатель попечительского совета Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП)
страхование сегодняКак Вы оцениваете итоги работы российских страховщиков в 2010 году? Каковы Ваши прогнозы развития страхового рынка в 2011 году?

Прежде всего, рассмотрим некоторые цифры. По состоянию на 31.12.2010 в едином государственном реестре субъектов страхового дела значилось 625 страховщиков (из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования) и 144 страховых брокера. Общая сумма страховых премий за 2010 год составила 1041,09 млрд. руб. (106,5% по сравнению с 2009 годом), выплаты - 768,59 млрд. руб. (104,4%). Показатель доли страховой премии в ВВП за 2010 г. составляет 2,34%.

Таким образом, мы можем констатировать, что по сборам страховой премии уровень 2008 года уже достигнут и даже немного превышен. Рост премии получен, главным образом, за счет следующих видов: личное страхование (+ 20% к показателю 2009 г.), ОСАГО (+ 7%), страхование жизни (+ 37%).

Рост рынка идет за счет роста сборов крупнейших компаний (топ20-топ50) и на рынке отмечается усиление процессов концентрации. Доля топ10 страховых компаний в 2010 году достигла 54,4% от собранных премий, топ20 – 68,8%, топ50 – 83,4%. В ОСАГО этот процесс еще заметнее: топ10 страховщиков собрали 70,5% премий, топ20 – 83,9%, топ50 – 95,9%.

С региональной точки зрения, рост осуществляется в основном за счет Центрального Федерального округа (показавшего прирост 10%), что не противоречит предыдущему утверждению, поскольку все крупные компании находятся в ЦФО.

Остается сложной ситуация с уставными капиталами страховых организаций. Размер совокупного уставного капитала всех страховщиков за 2010 год вырос на 3,3% и составил 153,2 млрд. руб. (22,2% этих сумм приходилось на нерезидентов), а средний размер уставный капитала вырос на 17,5% и достиг 248 млн. руб. Но при этом все равно количество компаний, не отвечающих новым требованиям к уставным капиталам, остается значительным. По состоянию на 1 февраля 2011 года им не соответствовали около 75% страховых организаций. Совокупный дефицит уставного капитала составляет 54,3 миллиарда рублей (то есть примерно треть от совокупного уставного капитала).

К сожалению, приходится констатировать, что продолжается и демпинг. Кроме того, на рынке остается определенное число страховщиков, которые недобирают премии по отношению к предыдущим периодам. Количество таких компаний уменьшилось с 60% до 41%, но нужно понимать, что сейчас пошел уже третий год с начала кризиса, то есть совершенно очевидно, что состояние у них с учетом нарастающих выплат, критическое. Они не просто не смогли восстановить объемы, у них есть и проблемы с активами, кроме того, окончательно усугубляет их положение необходимость нарастить капитал в соответствии с новыми требованиями.

Хотя по показателю общих сборов наш рынок вышел из кризиса, но по показателю количества жалоб проблемы остаются. И хотя число жалоб и обращений, полученных ФССН за 2010 год снизилось и составило 28,4 тысячи (что на 6% меньше показателя 2009 года), принципиального улучшения ситуации пока нет. Мы стабилизировали ситуацию, но не добились существенного снижения числа жалоб, поэтому 2011 год будет в плане работы с жалобами на страховщиков более жестким, чем предшествующие. Работа ряда страховщиков по выплатам остается в неудовлетворительном состоянии, поэтому наша требовательность к страховщикам будет только возрастать. Мы сократили срок ответа страховщиков на запрос ФССН по каско и ОСАГО до 15-ти дней. Некоторые компании высказывают недовольство этим фактом, и это неудивительно, потому что такие запросы связаны с делами страхователей, которым они отказывают в возмещении или затягивают сроки выплаты. Легкой жизни у страховых организаций, допускающих подобное поведение, не будет, и спасти страховщиков от нашей требовательности может только наша грядущая реорганизация.

Мы уже начали встречи с руководителями проблемных компаний – я пока называю это «профилактические беседы». Типичный повод для них – это как раз рост жалоб и обращений страхователей за последнее время. Очень часто такой рост жалоб отмечается у компаний из списка топ50. На 20 компаний-лидеров по числу жалоб приходится 65-70% от общего количества жалоб. Отчасти, это зависит и от концентрации – большее количество заключенных компанией договоров дает большее количество жалоб в абсолютном выражении, поэтому мы учитываем соотношение числа жалоб с объемом портфеля и динамику показателей жалоб. Но по каждой жалобе, независимо от того, поступила она на компанию, находящуюся на позиции номер 1 или номер 600 по сборам, должен проводиться установленный комплекс мероприятий.

Ситуация с жалобами и обращениями отслеживается в ежедневном режиме. Мы технически готовы и к тому, чтобы публиковать все данные о всех компаниях, в том числе о тех, на кого поступает больше всего жалоб, но приняли решение пока не делать этого. Опубликовав эти списки, даже показав относительные цифры, а не абсолютные, мы можем усугубить ситуацию у падающих компаний и помешать выправить ситуацию у тех, у кого она начинает выправляться. Предполагаем, что это можно будет сделать несколько позже, на более стабильном рынке. Если же изменения в Закон «Об организации страхового дела в РФ» предпишут нам публиковать данные такого мониторинга, мы готовы приступить к этому в любой момент.

Что касается прогнозов на 2011 год, думаю, для рынка год будет очень тяжелый. Сумма недостающих уставных капиталов, которую требуется добрать в расчете на весь рынок – просто фантастическая, поэтому есть риск, что из-за этого компании могут пойти на различные нарушения. Каждый из страховщиков сейчас оценивает свои возможности по увеличению уставного капитала. Обнаружив, что выполнить их не получится, кто-то уйдет с рынка достойно, а кто-то попытается напоследок заработать и уйти как обычно. Я задавал руководителям крупных компаний вопрос о возможности покупки таких страховщиков. Они отвечают, что им это не нужно, поскольку они могут просто забрать их портфели и взять на работу менеджеров. Никто не хочет покупать падающие компании, и это тоже большая проблема.

На все это наложится уже практическое применение норм, касающихся процедуры банкротства. Все нормативные документы, которые выпускает Минфин, нами согласованы, и практическая работа вот-вот начнется. Многие из работающих на рынке компаний так или иначе попадают под эти процедуры, но мало кто из них готов нам сейчас самостоятельно представить план восстановления платежеспособности. Это тоже создает серьезные трудности.

Все перечисленные проблемы и составляют тот посткризисный эффект, который проявится в этом году. Поэтому для многих страховщиков год будет сложнее, чем предшествующие.


25 февраля 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Динамика рынка, Компании и капиталы
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.41 (голосовало: 34 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама