Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Антимонопольная политика, Брокеры, Регулирование, Агенты
Правовое регулирование посредников – ожидаемые новации
Смирнова Ирина Федоровна
Заместитель начальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
страхование сегодняКаковы предварительные итоги работы рабочей группы ФАС по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения полномочий страховых посредников? Какие предложения будут вноситься в законодательные органы?

На осень этого года мы запланировали проведение заседания Экспертного совета ФАС по страхованию, темой которого станет страховое посредничество. Главным образом, заседание будет рассматривать документы, предложенные Рабочей группой по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения полномочий страховых посредников (профильная рабочая группа ФАС России).

ФАС России занимается вопросами регулирования страхового посредничества с точки зрения развития конкуренции на этом рынке. Вместе с этой проблемой мы рассматриваем тему конфликта интересов, который возникает при продаже страховых продуктов, как у агента, так и у брокера. Соответственно, рабочая группа по посредникам, при разработке своих документов, руководствуется необходимостью учитывать в первую очередь эти аспекты. За прошедшее с момента создания рабочей группы время было проведено три заседания – в феврале, марте и мае 2011 г., в состав группы входит более 50 человек.

После длительного и активного обсуждения рабочая группа подготовила проекты документов, о содержании которых мне бы и хотелось сейчас рассказать. Сразу оговорюсь, что на обсуждение выносится достаточно компромиссный вариант, поскольку в ходе обсуждения выдвигались и гораздо более жесткие предложения по изменению законодательства.

Одним из наиболее обсуждавшихся нововведений стало положение о реестре страховых посредников. Необходимость создания реестра не вызывает сомнения: страховщики и все остальные заинтересованные лица должны иметь подтверждение, что человек, продающий полис как агент, действительно является агентом. Но реестр – это не просто список агентов, там должны фиксироваться его данные и данные компании, которую он представляет. Коль скоро реестр является федеральным, вести его должен федеральный орган страхового надзора (то есть – ФСФР). Таким образом, главная идея в том, чтобы в России был создан официальный реестр агентов.

Много споров возникло по поводу того, какую ответственность несет страховой агент, кто за него отвечает, и какую информацию о себе агент, а также и брокер, должны предоставлять клиентам при продаже полиса. В разработанном нами документе указывается, что и агент, в случае если он действует от имени и по поручению нескольких страховщиков, и брокер обязаны предоставлять физическому лицу по его требованию документы, содержащие информацию об аффилированных лицах, в том числе сведения о его связи со страховыми компаниями по капиталу, участию в органах управления и т.п., а также список страховых компаний, от имени и по поручению которых уполномочен действовать страховой агент.

Самая важная часть касается информации о размерах вознаграждений, которые получают агенты и брокеры. Согласно проекту эта информация предоставляется посредником только в случаях, если клиент-физическое лицо ее потребует (то есть закрепляется необязательная форма предоставления).

При обсуждении этого вопроса в рабочей группе были две крайние позиции. Одни члены рабочей группы настаивали на том, что размер вознаграждения агента и брокера – это коммерческая информация, которую не следует разглашать третьим лицам. Вторая точка зрения основывалась на том, что эта информация является существенной для определенного круга покупателей страховых продуктов, она может повлиять на выбор страховщика потребителем. Кстати, Международная ассоциация страховых надзоров также обращает внимание на важность этой информации при решении проблемы конфликта интересов. Посредник обязан предоставить информацию о размерах своего вознаграждения, если покупатель желает это знать.

Существенным является новое условие по квалификации агента. Шли серьезные споры, нужно ли учить агента и иметь какое-то подтверждение, что он вообще что-либо понимает в страховании. Некоторые участники обсуждения высказывали и крайнюю позицию: обучение не нужно, чтобы продать полис ОСАГО много знать не надо. Сторонники другой позиции, напротив, настаивали, что агент должен подтверждать свою квалификацию. В итоге, на обсуждение было вынесено положение по вопросу квалификации в следующей редакции: агент-физическое лицо обязано иметь профессиональную квалификацию, которая подтверждается квалификационным аттестатом.

В отношении посредника-юридического лица предполагается, что его работники должны удовлетворять требованиям, установленным органом страхового надзора. Генеральный директор либо его заместитель должны подтверждать свой профессиональный опыт по параметрам, которые также определяет орган страхового надзора. Я считаю разумным, чтобы решение вопросов, как осуществляется выдача квалификационных аттестатов, кто и как принимает квалификационные экзамены и т.п., относились к компетенции страхового надзора.

Были жаркие споры по поводу того, менять или нет нынешнее законодательное определение страхового брокера. Все плюсы и минусы нынешнего определения, в общем-то, известны. Были предложения ввести условие, что страховой брокер имеет право работать только в интересах страхователя. Но в итоге пока пришли к пониманию необходимости сохранить прежнее определение страхового брокера. Однако предложено добавить тезис о том, что Правительство вправе устанавливать стандарты профессиональной деятельности страхового брокера.

Участники рабочей группы призвали предпринять все усилия к тому, чтобы изменить вектор работы страхового брокера именно в сторону страхователя. Для этого в стандарте необходимо будет прописать основные принципы осуществления страховыми брокерами деятельности страхователя.

В законопроекте расширен перечень видов деятельности, которую вправе осуществлять страховой брокер. Пока закон устанавливал ограничения для деятельности брокера только связанной со страхованием, то есть достаточно узко, но теперь предполагается, что он сможет осуществлять и иную не запрещенную законом деятельность – консультирование и пр. (например, кредитный брокер).

Для страхового брокера предлагается ввести обязанность заключить договор страхования своей гражданской ответственности с суммарным лимитом ответственности не менее 60 миллионов рублей и лимитом по одному страховому случаю не менее 40 миллионов рублей. Это сделано по прямой аналогии с европейскими стандартами.

Если страховой брокер оказывает услуги по сбору со страхователей страховой премии или получению от страховщиков страховых выплат, он должен предоставлять дополнительные финансовые гарантии. Есть три варианта таких гарантий. Либо безотзывная банковская гарантия. Либо наличие отдельного счета в банке, на который страховой брокер получает деньги, которые он должен передать страховщику. Страховой брокер не вправе осуществлять иные операции по данному счету, за исключением вознаграждения. При этом предполагается не просто раздельный бухгалтерский учет, но и то, что на средства, находящиеся на клиентских счетах не может быть обращено взыскание по любым обязательствам брокера. Либо членство в саморегулируемой организации (однако в настоящее время на рынке отсутствует СРО брокеров). Таким образом, предусматривается три способа гарантирования для страховщика получения средств, которыми оперирует брокер.

Что касается вопроса об ответственности за действия страхового агента, то здесь все пришли к единодушному мнению, что такую ответственность несет страховщик. Более тонкий вопрос – об аналогичной ответственности по полисам, продаваемым брокером. Здесь участники дискуссии пришли к такому общему решению: независимо от того, какие договоренности действуют между страховщиком и брокером, страховщик, поручивший брокеру сбор денежных средств, несет ответственность по выданным полисам с момента внесения денег клиентом в кассу брокера. По моему мнению, в разрабатываемом документе должны быть предусмотрены изменения, связанные с деятельностью страховых брокеров и агентов, что, в свою очередь, позволит устранить конфликт интересов, существующий на данном рынке.


3 августа 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Брокеры, Регулирование, Агенты
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.94 (голосовало: 17 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
3 августа 2011 г. 16:46 Артем
"Что касается вопроса об ответственности за действия страхового агента, то здесь все пришли к единодушному мнению, что такую ответственность несет страховщик"

Клево, особенно в ситуации с Росстрах.
4 августа 2011 г. 00:38 Александр
Все вожжи в одни руки
Все, что выше написано, можно кратко охарактеризовать как монополизацию власти в руках нового страхового регулятора. В общем-то, в этом нет ничего удивительного. Нет также ничего хорошего или плохого. Весь вопрос в том, как потом эта власть будет использована. И вопрос скорее не в форме, хотя и в ней тоже, а в сути. Пока я не видел ни одной организации на страховом рынке, которая радела бы за его развитие и что-то реально для этого делала. Это не значит, что нет таких людей, но они достаточно разрознены и не составляют костяка ни одной из немногих ныне существующих организаций.

А если нет желания, воли, то любые формы обойдут. На это в России умельцев всегда хватало.
4 августа 2011 г. 10:45 Алина
Правовое регулирование посредников – ожидаемые новации
Мала радостная статейка.
Обсуждают что то, пишут, говорят, а мы агенты как были не защищенные, так и останемся.
Зачем клиенту показывать комиссию, что бы клиент сидел и думал, сколько я на нем наварю или ещё лучше, скидку вымораживать.
Тогда пусть и компании не сборы показывают, а реальную прибыль.
Пришёл клиент в офис страховаться, а ему сотрудник весь расклад на листок, сколько компания на нем заработает. ГЛУПА!!!!
То что реестр нужен это точно.
Насчёт квалификации агента, я полностью за! Но кто будет учить молодых агентов?
Я достаточно давно работаю в страховании и только один раз попала, на какое-то нелепое обучение далёкое от страховой реальности.
4 августа 2011 г. 15:23 Александр
Алине
Полностью согласен в том, что нужно показывать всю подноготную компании: прибыль, доходы/расходы, структуру сборов и затрат. Собственно, компании, акции которых тогруются на серьезных площадках, и так это делают по всему миру. Вплоть до размера вознаграждения менеджмента. Да-да, доходы этих людей лежат в открытом доступе.
Кроме того, по Европе распространено раскрытие доходов вообще всех сотрудников. Сам не сталкивался, но читал про это.

Касательно страхования, сейчас в развитом мире популярны Unit-Linked страхование и variable annuity. В них черным по белому прописывается, сколько из взноса компания берет себе. Так что надо переставать бояться открытости.

Что касается обучения - штука полезная. Но первой целью лицензирования и реестра должна быть ответственность. Приходит агент к клиенту, называет свой номер. А тот может проверить, что у агента лицензия действует. Шустренько, в интернете. И есть сразу какое-то доверие. Особенно потому, что если к агенту будут обоснованные претензии, то лицензия отзывается. И дальше запрет на профессию. Тут как-то ответственнее придется относится к общению с клиентом, а не просто впаривать.

P.S. Не понял, от кого вас нужно защищать. Это как защищать юристов от исков их клиентов.
5 августа 2011 г. 12:19 sergey_mc
1. Есть виды страхования, в которых агентирование выражается в прИводе страхователя "в офис". Не более. Всю работу по сделке делает бэк-офис, сам. Но агентирование состоялось, агент имеет право на вознаграждение. Но позвольте, о каком
квалификационном аттестате тут вообще можно говорить?!!!!!!!
2. Если в конце концов решено возложить ответственность за агента на страховщика (странно было бы услышать иное, т.к. именно это подразумевает действующее гражданское законодательство), то как можно извне регулировать квалификационные требования этих агентов?
Одного страховщика вполне устроит агент- "получайник", другой страховщик работает с агентом, имеющим учёную степеть (по праву, например или экономики). И кандидату наук предлагается получить еще какую то максимально смешную "бамажжжку" о том что он не дурак?!!!!! Просто смешно!!!
3. Страховать ответственность по договору (как раз об этом речь в контексте ответственности брокеров) допускается ТОЛЬКО по Закону (п.1 ст. 932 ГК РФ). Следовательно, кому-то необходимо заморочится чтобы создать такой Закон, а затем еще и принять его.
Побойтесь Бога!!! У нас и без этого дыр в страховом праве тьма тмущая, и НИКТО ими не занимается!!!
кАроче, чем там эти пол-сотни человек занимается, понять как-то не получается.
6 августа 2011 г. 01:11 Sadko
Думаю, госпожа Бондарева, поработав в надзоре, сама убедит ФАС отозвать такой проект.
Надзорный орган банально не потянет функции по контролю за армией посредников - нужно четко оценивать ресурсные возможности надзора. Смысл в реестре, если эти 100+ тысяч человек невозможно будет проконтролировать?
Какая аттестация агентов, если за все эти годы даже норму об аттестации актуариев реализовать не смогли.
А в чем смысл реестра агентов, если вычеркнутое из него юрлицо будет пересоздано под новым наименованием?
Я уже молчу о том, что агент не является субъектом страхового дела, а потому страховому надзору не подлежит.
6 августа 2011 г. 11:19 m.i.
Ясно одно:
- никто до сих пор четко не представляет разницы между статусом агента и статусом брокера (и не сознаются в этом!) - господа-специалисты, агенты - это не посредники, они всего-навсего представители страховщика в силу доверенности и договора, а в ГК нет оговорок в части ограничения их правоспособности каким-то реестром (зачем такие необоснованные препятствия?)
- ничего хорошего не стоит ожидать от стандартов брокерской деятельности, которые нарисуются в актах Правительства, если функции брокера не будут определены на законодательном уровне
- ФАС(у) больше нечем заняться...
10 августа 2011 г. 00:06 Алексей
Правовое регулирование посредников – ожидаемые новации
Александру:
4 августа 2011 г. 15:23 Александр
Интересно кем Вы работате, Александр. И как Вы себя почувствуете, если каждый Ваш клиент подойдя задаст вопрос а сколько Вы получаете?
И почему именно со страховых хотят начать, давайте ВСЕХ обяжем. Захожу за колбасой и спрашиваю: "А сколько Вы получаете?" Бред, бред, бред...
10 августа 2011 г. 14:47 Павел
Все более-менее здраво - кроме открытия информации о размере вознаграждения. Смысл? Прямой смысл? Чтобы клиент вежливо кланялся посреднику и шел напрямую в офис страховщика с просьбой застраховать его, "скинув комиссию"?
15 августа 2011 г. 16:30 Александр
почем и зачем
Зачем:
Такой реестр нужен, например, в ситуации, когда агент собрал деньги и не завел полис (присвоил деньги). Или обманул клиента про условия страхования. Или ввел клиента в заблуждение иными способами (bas sale). Или страховал тех, кого компания заведомо страховать не хочет. Или участвовал в "странных схемах". Часть из этого - угловщина. Но как бы то ни было, такие агенты должны лишаться лицензии незамедлительно и надолго/пожизненно. А судебное решение (если оно будет) будет не сразу и не про запрет на деятельность, а про лишение свободы (за мошенничество) на год-другой.

Почем:
Алексей, а то вы не знаете, сколько получает продавщица, у которой вы покупаете картошку! Да с точностью до 15% сумму назовете. Да, русские люди любят окружать свой доход аурой тайны. Причина только в этом.
Если компании нужны агентские продажи (а это далеко не всегда так), то она создаст продукты, которые нельзя легко купить через другие (более дешевые) каналы дистрибуции. Короче, если Вы, действительно, нужны, то нечего Вам бояться! Другое дело, что значительная часть агентов в России не умеют работать и получают свои деньги не за дело, а путем формирования ложных ожиданий...
1 сентября 2011 г. 15:51 Хрюндель
to Александр: "что значительная часть агентов в России не умеют работать и получают свои деньги не за дело, а путем формирования ложных ожиданий..." Ну это в России основа бизнеса- вместо слова "агентов" подставтье слово страховщиков, строителей,чиновников,гаишников,врачей и т.д - и все правда будет...

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: