Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Обязательное страхование, Страхование имущества, Страхование недвижимости
Обязательное страхование жилья: «за» и «против»
Шелищ Петр Борисович
Депутат Государственной Думы РФ первого-четвертого созывов, председатель Союза Потребителей РФ
страхование сегодняПравительственной комиссии по жилищной политике вскоре предстоит повторно рассмотреть законопроект об обязательном страховании жилья, представленный Госстроем. Каковы аргументы «за» и «против» такого страхования?

Инициатива обязательного страхования жилья исходит не только от Госстроя. Проект изменений и дополнений в закон о федеральной жилищной политике, предусматривающих введение этого вида страхования, уже вносился мной в прошлом году, когда законопроект проходил второе чтение.

Я в принципе не вижу иного способа обеспечить даже простое воспроизводство жилья в ситуации, когда амортизационные накопления полностью отсутствуют, а жилищный фонд - достаточно старый и с каждым годом устаревает все больше. Дело в том, что ранее амортизационные накопления не предусматривались - точно так же, как пенсионеры не накапливали со своих зарплат будущую пенсию. В бюджете просто закладывались нужные суммы на выплату пенсий или на новое строительство.

Одна моя поправка к закону о федеральной жилищной политике была общей. Она включала страховые взносы в состав платежей за жилье взамен платы за найм. Две другие конкретизировали особенности страхования рисков утраты эксплуатационной пригодности несущих конструкций строений - причем не только в результате стихийных бедствий, но и по любым другим причинам, которые могут привести к необходимости выселения жильцов из дома. Страхователем здесь должен выступать собственник. Если в доме живут наниматели, то это муниципалитет. Если же квартиры приватизированы, то собственниками несущих конструкций дома выступают в пропорциональных долях все владельцы квартир. Помимо этого, вторая поправка предусматривала обязательное страхование ответственности подрядчика за ущерб, который может быть причинен эксплуатационной пригодности строения из-за проведения строительных, ремонтных и других работ.

Эти поправки поддержал Госстрой, но реакция правительства оказалась отрицательной. И совершенно напрасно, поскольку, в отличие от документа, который рассматривался на правительственной комиссии, недавно принятый Думой закон - прямого действия, он открывал перед правительством возможность введения обязательного страхование конкретных рисков.

Нынешний законопроект Госстроя предусматривает страхование только от стихийных бедствий. Это означает, что жителям территорий, где стихийные бедствия редки, фактически придется платить за жителей менее благополучных местностей. Такая схема ничем не отличается от бюджетной. Полагаю, что здесь можно было бы обойтись без страхования и просто создать бюджетный резервный фонд. Ведь может быть и так, что стихийных бедствий за целый год не произойдет вовсе - и тогда заплаченные людьми деньги пойдут в прибыль страховщиков. Это же не обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором убытки относительно постоянны.

Таким образом, в данном случае резервные средства лучше держать в бюджете. А страховать нужно именно от естественного старения домов. Это неизбежный паллиатив проблемы отсутствующих амортизационных накоплений. Дома будут выбывать из строя, и сейчас ничего не делается для того, чтобы готовить переселение людей - вот в этом главная проблема! А отнюдь не в том, чтобы избавить бюджет от вынужденных расходов.

При этом речь должна идти об обязанности страховать лишь единственное жилье. Если у кого-то десять квартир, то нелепо требовать, чтобы все они были застрахованы. Гражданину должны обеспечить страховую защиту лишь на случай, когда он остается без крова. Конечно, такая схема страхования должна охватывать городскую застройку. Если частный дом рухнул от износа, это проблемы его владельца, а не государства.

В законопроекте, предложенном Госстроем, есть множество противоречий и неточностей. Например, в нем к участникам системы страхования не отнесены выгодополучатели. Иными словами, наниматель не является стороной договора обязательного страхования, и это не совсем понятно.

Также вызывает вопросы исключение из состава объектов страхования жилых помещений с износом свыше 60%. На заседании правительственной комиссии утверждалось, что его доля ветхого и аварийного фонда небольшая: около 80 млн кв. метров из 2.8 млрд кв. метров всего жилого фонда. Мне эта оценка кажется нереальной. Например, когда в одном из старых районов Петербурга еще в 1986 г. проводилось комплексное обследование домов, выяснилось, что более 40% фонда нуждается в капитальном ремонте.

Сомнительно и то, что страховая сумма устанавливается в размере не выше 60% от действительной стоимости, которая приравнена к восстановительной стоимости жилья. Получается, что жильцы какого-нибудь обрушившегося дома благодаря своим полисам смогут приобрести только половину того жилья, которое у них было.

В принципиально разном положении оказываются те, кто владеет приватизированным жильем, и наниматели квартир. Поскольку страхователем законопроект называет собственника, наниматели не будут платить за страхование - ведь ни в Жилищном кодексе, ни в законе об основах федеральной жилищной политики в числе платежей нанимателя платы за страхование нет. Таким образом, если не включить в плату за найм страховку, это может привести к масштабной деприватизации жилья.

Впрочем, я думаю, что в Думе текущего созыва законопроект рассматриваться не будет. Комиссия его еще не утвердила, над ним трудится рабочая группа, а потом документ еще должен быть утвержден правительством. Правительство над такими законами обычно работает долго. Однако этот срок можно сократить, если с соответствующей законодательной инициативой выступят депутаты.


4 сентября 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страхование имущества, Страхование недвижимости
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
4 сентября 2003 г. 09:54 Удивленный
Депутатам надо вместо судорожной разработки новых законов повнимательнее перечитать действующие и научиться азам логики. Если жилье государственное - пусть его страхует (или не страхует) государство. Если жилье муниципальное - муниципалитет. Ведомственное - ведомство. Частное - частник. И пусть ОНИ, владельцы и собственники жилья, о нем заботятся и думают, что будет при износе или при аварии, или при природной катастрофе. Жильцы-то при чем? Если они наниматели - им дела нет до проблем собственников (пока иное не огорено договором найма). Если владельцы-собственники - то вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом и им ни Кошман, ни Шелищ, ни ВВП не указ - только Конституция и ГК. Страхование имущества нельзя навязать. Также, как нельзя навязать его обязательный капремонт, например. Нет денег на ремонт - смотри как твое имущество разрушается и думай, что делать и как быть. Нет денег на страховку - маши ручкой уплывающему по Кубани домику и дуй в магазин за палаткой. Все по-взрослому...
5 сентября 2003 г. 12:08 Еще один удивленный
Господин Шелищ пишет: "А страховать нужно именно от естественного старения домов". Может я что-то не понимаю, но где здась страховое событие? Старение - это не случайность и вполне прогнозируемое событие. Или предлагается играть в игру - старый дом не ремонтируем и ждем - рухнет или не рухнет? Но там может быть не только потеря имущества, но и человеческие жертвы. Так может еще предложить жильцам старых домов в обязательном порядке и жизнь страховать?
Логичнее было бы дифференцировать квартплату в зависимости от того, как часто нужно делать капремонты. Но страхование здесь, по-моему, не причем.
Другое дело, что строители должны страховаться или отвечать в случае, если дом, построенный ими рухнул раньше срока запланированной эксплуатации. Об обязательном страховании такой профессиональной ответственности имело бы смысл говорить.
5 сентября 2003 г. 13:39 Z.O.
Забавная аналогия с пенсиями - по сути, г-н Шелищ предлагает ввести накопительное страхование жизни строений. Интересно, есть ли в этом процессе элемент вероятности - или все можно рассчитать по сопромату?
24 сентября 2003 г. 17:55 Голушко Галина Константиновна
Вопрос о страховании жилья должен решаться, основываясь, как минимум, на нормах ГК, устанавливающих, что:
- бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник
- риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник
- ответственность за причинении вреда имуществу собственника несет виновное лицо

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: