mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Страхование автомобилей в России возникло в самом начале XX века, практически сразу после появления самих, как называли их первое время по-русски, «самодвижущихся экипажей». Каким было российское автострахование 100 лет назад, рассказывает историк, директор Музея страхования СК «Россия» Владимир Борзых.

В 1902 году журнал акционерных страховых компаний «Страховое обозрение» писал, что «автомобили уже в значительной степени приобрели характер необходимого средства передвижения. Естественно, что владельцы автомобилей нуждаются в страховании, но, к сожалению, им нелегко удовлетворить эту нужду».

Первоначально страховые компании рассматривали автомобиль лишь как особого рода движимое имущество, которое из-за высокой пожароопасности необходимо страховать от огня. Весной 1913 года одна из московских газет в заметке под заголовком «Эпидемия автомобильных пожаров в Москве» сообщала, что в городе «в течение нынешней зимы сгорело до 100 хорошо застрахованных автомобилей». Оказалось, что почти все они принадлежали прокатным гаражам, и страховые общества решили «вовсе не брать на страх от огня прокатные автомобили». Страхование автомобиля от огня было крупным (из-за высокой их стоимости) и малоизученным риском, и за него взималась повышенная премия, а само страхование обставлялось строгими условиями.

В 1910-е годы в России начинается экономический подъем, появляется много богатых людей и начинается настоящий бум автомобилизма. Судя по материалам на страницах российского журнала «Автомобиль» (издававшегося с 1903 года) в годы, предшествующие Первой мировой войне, в стране существовала широкая сеть, говоря современным языком, автосалонов, предлагавших легковые и специальные (грузовые, санитарные, пожарные) автомобили. В подавляющем большинстве они имели иностранное происхождение, но были и российские, произведенные в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе. В России существовали Императорское автомобильное общество и автоклубы в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове, Екатеринославле, Одессе и Варшаве, состоявших из представителей знатных и богатых фамилий.

Все это подталкивало страховые компании к расширению набора услуг, причем на первый план выступил не вопрос ущерба от огня или повреждений, а проблема гражданской ответственности. Несчастных случаев и тогда происходило немало. В высшей судебной инстанции — Правительствующем сенате первое такое дело рассматривалось в 1910 году по кассационной жалобе Общества санкт-петербургских таксомоторов на судебное решение низшей инстанции. Суть дела состояла в том, что таксист сбил на Невском проспекте некую Лию Миллер, причинив ей телесные повреждения. Мировой судья признал водителя виновным в неосторожной езде, приговорил его к 7-дневному аресту, а с Общества в пользу пострадавшей взыскал «152 рубля в возмещение расходов на ее лечение и убытка за разорванное платье». Сенат подтвердил решение мирового судьи, поскольку «хозяин отвечает за вред и убытки, причиненные действиями слуги, направленными к исполнению поручения».

Первым законодательным актом по вопросам страхования автомобилей как особого вида страхования стали «Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей» страхового общества «Россия», утвержденные министром внутренних дел 90 лет назад — 11 мая 1913 года.

Страховая компания получила право возмещать имущественные убытки владельца застрахованного автомобиля за «смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам», а также за «порчу и уничтожение имущества (включая животных)», принадлежащих им. Кроме того, Общество могло страховать сами автомобили «от повреждений и поломки», в том числе, если имело место «злоумышленное действие постороннего лица», а также от пожара, взрыва или короткого замыкания электропроводки.

Общество не несло никакой ответственности за ущерб, причиненный страхователю и третьим лицам: а) вследствие «умысла или преступных действий страхователя» или лица, управлявшего автомобилем; б) если за рулем находился человек, не имевший «надлежащего свидетельства на управление таким экипажем», либо он с ним неправильно обращался; вследствие «недостатков в механизме моторного экипажа, обусловленных изнашиванием». Актуально звучал пункт о том, что общество «Россия» не несло ответственности за повреждение, пожар, взрыв автомобиля «во время военных действий, народных и уличных беспорядков, стачек и забастовок». Страховое общество имело право отказать страхователю в возмещении ущерба, если в момент наступления страхового случая оказывалось, что страхователь заключил договор страхования от тех же убытков в другой страховой компании (двойное страхование).

«Общие условия страхование убытков владельцев моторных экипажей» страхового общества «Россия» 1913 года стали официальным образцом для полисных условий по автострахованию «Саламандры» и других российских страховых компаний. Да и сегодняшние типовые правила автострахования не сильно изменились по сравнению с далеким 1913 годом.


  Вся пресса за 29 апреля 2003 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование, История страхования

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Текущая пресса

27 апреля 2024 г.

Вятский край, Киров, 27 апреля 2024 г.
Вятские огнеборцы


6 сентября 2023 г.

Российская газета-неделя, 6 сентября 2023 г.
Работа как хобби


14 июля 2023 г.

КомиОнлайн, Сыктывкар, 14 июля 2023 г.
Инфографика: Как изменилось ОСАГО за 20 лет

Мурманский вестник, 14 июля 2023 г.
Полис вместо монтировки


8 июля 2023 г.

Коммерсантъ онлайн, 8 июля 2023 г.
Тише едешь


4 июля 2023 г.

Вечерний Петербург, 4 июля 2023 г.
«И молимся, чтобы страховка не подвела»: почему День страховщика стоило отметить 28 июня


1 июля 2023 г.

Коммерсантъ онлайн, 1 июля 2023 г.
20 лет закону об ОСАГО: как изменились тарифы и выплаты


15 апреля 2023 г.

РБК (RBC.ru), 15 апреля 2023 г.
Мумия, суперлуна и подлодка. 6 самых невероятных версий гибели «Титаника»


27 марта 2023 г.

Реальное время, Казань, 27 марта 2023 г.
«Самые крупные пожары приходятся на неурожайные годы...»


20 февраля 2023 г.

5 колесо, 20 февраля 2023 г.
Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?


28 ноября 2022 г.

Самарское обозрение, 28 ноября 2022 г.
Даты

Парламентская газета, 28 ноября 2022 г.
104 года назад (1918) был опубликован Декрет Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике».


17 ноября 2022 г.

Московский комсомолец, 17 ноября 2022 г.
Эта финансовая услуга превратилась в наименее комфортную и наиболее конфликтную


31 октября 2022 г.

КурсивЪ, Астана, 31 октября 2022 г.
Как развивается автострахование в Казахстане и мире


27 июля 2022 г.

Парламентская газета, 27 июля 2022 г.
День 27 июля в истории


20 июля 2022 г.

Всё о саморегулировании, 20 июля 2022 г.
СРО страховщиков открыла виртуальный музей


19 июля 2022 г.

korins.ru, 19 июля 2022 г.
Виртуальный музей по истории страхования ВСС начал свою работу


  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности