Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Страховой надзор, Регулирование
Премии и капиталы – королевство кривых зеркал
Ломакин-Румянцев Илья Вадимович
Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН)
страхование сегодняВопросы капитализации и финансовой устойчивости российских страховых компаний остаются сейчас одними из наиболее животрепещущих. Рассказать о надзоре за соблюдением финансовых требований страховщиками корреспондент сайта «Страхование сегодня» попросил руководителя ФССН И.В.Ломакина-Румянцева.

страхование сегодняИлья Вадимович, какова ситуация на страховом рынке в связи с вступлением в силу 1 июля 2006 года очередных требований к минимальным уставным капиталам страховщиков?

Ничего неожиданного 1 июля не произошло. Новые требования к капиталам - это норма, проектировавшаяся еще в 90-е годы, под флагом борьбы за повышение капитализации российского рынка. И известна она страховщикам была давно – самому Закону в этой редакции исполнилось уже почти 2,5 года, а еще до того 2-3 года он обсуждался в Думе как проект. Тем не менее, многие действующие ранее страховщики так и не смогли выполнить это требование. В том числе и из-за того, что в новой редакции Закона «Об организации страхового дела» содержится запрет с 1 июля 2007 года на использование заемных средств при увеличении уставных капиталов. А это сразу же осложняет различные не вполне честные способы увеличения уставного капитала страховой компании.

Дальше будет еще сложнее, поскольку через год вступит в силу 149-й Приказ Министерства Финансов, устанавливающий требования к активам, покрывающим собственные средства, в том числе уставный капитал.

Есть одно обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание. Сегодня в отношении многих компаний мы отменяем решение об отзыве лицензий, так как в июле они предоставили документы, свидетельствующие о своевременном выполнении требований закона. И делаем это с двойственным чувством, с одной стороны хорошо, что какие-то компании продолжат работу на рынке, с другой, становится горько от того, что часть страховщиков все сделала в последний момент. Не знаю как вы, а я бы не доверил свои риски компании, которая и с собственными не очень хорошо управляется.

 

страхование сегодняА что собой представляют компании, столкнувшиеся с проблемой исполнения норм по размеру капитала?

Компании, потерявшие лицензии из-за недостаточной капитализации, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, в затруднительном положении оказались компании, которые занимаются исключительно ОМС. Для них оплатить уставный капитал сложно: занимаясь ОМС, они осуществляют свою деятельность на некоммерческой основе, что практически не позволяет им найти источники финансирования капитала. Для инвесторов они не интересны. Исключение представляют из себя страховые группы, которые в своем составе содержат ОМС-овские компании, или компании, занимающиеся ОМС и ДМС – там содержать такую компанию рентабельно, проявляется синергетический эффект, позволяющий, в том числе, разумно подойти к увеличению уставного капитала.

На втором месте компании, у которых в капитале есть доля государства. Это означает, что его увеличение связано с бюджетной процедурой и с решением о том, что будет с долей государства, будет ли она уменьшаться при увеличении капитала или нет, и если не будет, то из каких источников будет финансироваться – такие вопросы тоже решаются достаточно долго.

И последняя группа «не успевающих» - это довольно большое число компаний, которые ничем серьезным себя на рынке не зарекомендовали, за исключением того, что поучаствовали в каких-то мелких схемах. Видимо, руководители и хозяева этих компаний, оценивая бесперспективность развития этого бизнеса, решили, что не имеет смысла вкладывать в них реальные деньги и наращивать капитал.

 

страхование сегодняА зачем вообще нужно наращивание капиталов? Кому мешает платежеспособная, но маленькая компания?

Когда-то законодатель решил, что нужно повышать капитализацию страховщиков, и желательно еще, чтобы этот капитал был реальным, обеспеченным надлежащими активами. Теперь мы это решение планомерно проводим в жизнь, и во многом оно непосредственно связано еще и с отказом рынка от различных «схемных» услуг, которые по существу не являются страхованием. Ведь когда страховая компания предлагает своим клиентам те или иные схемы транспортировки денег из точки А в точку В с минимизацией налогообложения - ей реально большой уставный капитал не нужен. Она, собственно, на себя никакого риска не принимает, а просто получает за свои услуги комиссию. Но если компания становится подлинно страховой, то есть несет ответственность по рискам, то по всем канонам теории и практики страхования, с учетом вероятностного характера возникновения ущерба, компания должна обладать достаточными собственными гарантиями выполнения обязательств перед клиентами. Такими гарантиями является, в том числе, минимальный уставный капитал, это стартовая величина гарантий. И то, что для многих компаний установленная законом планка оказывается чрезвычайно высокой, на мой взгляд, как раз свидетельствует о том, что рынок у нас развивался, прямо скажем, не сбалансировано. На мой взгляд, рост рынка реального страхования и капитализация – явления взаимосвязанные. Сейчас у нас чрезмерно развита та часть рынка, которая представляет продавца услуг, и очень плохо развит платежеспособный спрос на страховые услуги. А если бы это соотношение было более сбалансированным, то, конечно, сегодня таких проблем бы не было. В общем случае, чем больше число продающих услуги, тем ниже прибыльность бизнеса. А когда компания занята только собственным выживанием – начинается и недобросовестная конкуренция, и демпинг. И чем ниже доходность в отрасли – тем меньше заинтересованность инвесторов, и тем труднее изыскать средства на увеличение капитала.

 

страхование сегодняНе превращается ли тогда все в ситуацию, когда в результате принудительных государственных действий емкости получаются огромные, а нагружать их нечем, просто нет столько рисков, которые готовы застраховать платежеспособные клиенты, нет объема работ для компаний с увеличенным капиталом?

Мы считали соотношение тех рисков, которые страховщиками принимаются на страхование, и реальной емкости рынка. Если верить номинальным показателям, то уже по сегодняшней статистике, если исключить ОМС, страхование жизни и скорректировать надлежащим образом показатели кэптивных компаний, мы получим, что классическое страхование против номинальной емкости компаний, им занимающихся, соотносится как один к трем. То есть формально эти компании уже сегодня могли бы принять в 3 раза больше рисков. Впору было бы говорить о перекапитализации отрасли, если бы не одно немаловажное обстоятельство. Просуммировав все активы страховщиков, которые могут быть учтены как обеспечение капитала и покрытие нормативной маржи (то есть исключив все активы, которые не допускаются Приказом № 149), без труда выяснится, что даже на то, чтобы принимать сегодняшний объем классических рисков, не хватает примерно 50 миллиардов рублей. Вся история с увеличением совокупного уставного капитала в последние годы - довольно мрачная, поскольку он, по существу, только на бумаге и увеличивался. Есть сведения, что из 85 миллиардов прироста уставного капитала, большая часть приходилась на векселя и т.п. – то есть прирост на поверку «пустой». Поэтому, на мой взгляд, совершенно бессмысленно поднимать уставный капитал, если одновременно не вводить требования, которые позволяли бы оценивать качество активов. Конечно, правильнее всего, если бы 149-й Приказ предшествовал повышению уставных капиталов. И уж конечно он должен был появиться сразу, как это предусмотрено законом, весной 2004 года. Но поскольку он появился в 2006 году, а вступает в силу с лета 2007 году, значит, к концу программы капитализации мы надеемся увидеть здесь какой-то порядок.

Но я еще раз обращаю внимание: страхование – это не самый выгодный бизнес (если, кончено, иметь в виду добросовестное классическое страхование). Оно совершенно явно уступает торговле, фармацевтике, строительству и пр. по привлекательности для инвестиций. Государство заставляет страховщиков повышать уставный капитал и было бы оправдано, если бы одновременно, выдвигая такие ужесточающиеся требования, оно бы указывало и на источники финансирования, которые позволят их выполнить. Мне представляется правильным, если бы на переходный период были предусмотрены определенные налоговые стимулы для страховщиков, осуществляющих ускоренную капитализацию.

 

страхование сегодняТо есть Вы считаете, что со вступлением в силу требований к активам через год наступит «момент истины» - все страховщики с «дутыми» капиталами либо уйдут, либо их наполнят деньгами?

Да, капиталы «сдуются», и наступит некая адекватность действительного объема живого капитала тому объему реальных рисков, которые обслуживают страховщики, и существующему платежеспособному спросу на страховые услуги.

 

страхование сегодняИ что тогда будет на следующем этапе развития страхования, если привлекательность компаний для дальнейшего инвестирования станет еще меньше? Ведь получается, что еще долгое время вкладывать в них деньги инвестору будет не интересно, поскольку показатели отдачи от капитала в страховании не очень велики…

Вы знаете, показатели не очень велики, но не так уж и малы, как кажется. То есть доходность на уровне 15-17% - это вполне приличный показатель для нашей страны. Конечно, он не такой высокий, чтобы заставить инвестора, забыв обо всем, наращивать капитал неограниченно. Но он нормальный для того, у кого страхование сопряжено с каким-то родственным бизнесом – тогда инвестирование в него вполне возможно. Мы принимаем заявления на лицензирование вновь создаваемых страховых компаний, и я что-то не вижу пока перебоев в числе желающих войти на этот рынок, как и из-за рубежа, так и изнутри. По-прежнему появляются новые операторы, но меньше становится тех, кто пытается войти на этот рынок с заведомо неблаговидными целями.

По моему глубокому убеждению, страховые компании во всех странах – это опора всей экономики. Банки выполняют роль «кровеносной системы», а на страховщиках держится стабильность, по большому счету, всей социально-экономической системы. Когда что-то рушится, страховщики занимаются возмещением всех ущербов. В этом разрезе становится понятно, что появление и становление страховой компании – это серьезный процесс. Компания должна быть надежнее, чем все остальное в экономике. А о какой надежности можно говорить, когда у нас иной раз создаются подряд 17 компаний, но сидят все по одному адресу с одним главным бухгалтером, он же директор компании. Такие фирмы - для чего-то другого, не для страхования: может быть, на перепродажу, может быть для «схем». Вот таких новоиспеченных игроков на этом рынке, по счастью, становится меньше, а случаев создания или покупки нормальной страховой компании серьезным крупным инвестором – все больше. Мне кажется, крупный бизнес оценил этот рынок, увидел, что он становится чище, понятнее и, в этом смысле, привлекательнее.

Есть и еще такой момент, как организационно-правовая форма страховщика. К сожалению, подавляющее число страховщиков реорганизовалось в общества с ограниченной ответственностью (ООО), что тоже не очень хорошо для рынка, и их самих не красит. Понятно, что публичная компания имеет существенно больше перспектив в дальнейшем. В Украине на уровне закона всех страховщиков обязали быть акционерными обществами, и я считаю, что это было бы правильно и для России. Если мы хотим иметь действительно надежные страховые компании, а не много, но «абы каких», - то конечно, ООО постепенно должны уйти. Разумеется, это произойдет не единовременно, не в течение одного года, но процесс перехода в фиксированную организационно-правовую форму нужно начинать. С другой стороны, понятно, почему многие даже крупные компании оказались ООО - это был вопрос скорости увеличения уставного капитала. Но все же, форма ООО - признак того, что компания не вполне уверенно себя чувствует.

 

страхование сегодняЧто изменилось в технической стороне надзора за финансами и платежеспособностью страховщиков в последнее время?

Сейчас применяется все более жесткий контроль абсолютно за всеми документами, которые поступают в Службу, в том числе при первом лицензировании страховой организации. Все проверяется детально: что сдано, какого качества документы, и самое главное, как они потом выполняются. В частности, у нас были проблемы с компаниями, которые при лицензировании сдавали экономическое обоснование, которое мы начинали всерьез анализировать, и становилось понятно, что такое развитие, как запланировано страховщиком, неминуемо приводит его в состояние неплатежеспособности. Тогда мы требовали от компании или пересмотреть свои перспективы, или уже сегодня принять меры по наращиванию собственной емкости, изменить перестраховочную политику и т.п. Потом проходит какое-то время, и мы начинаем отслеживать выполнение декларированных планов. Цель всего этого контроля – понять, насколько страховщик умеет планировать свое будущее. Когда новая компания появляется на рынке, она проходит своего роде «экзамен», проверку того, насколько эта компания соответствует образу «надежной опоры экономики». Чтобы она выполняла такую роль, она сама должна быть очень хорошо организованной, разумной.

 

страхование сегодняНо компания имеет еще и «человеческое лицо» - имеют значение личности тех руководителей, которые становятся во главе ее, пусть даже сама компания новая, но «у руля» вполне могут оказаться люди, которые уже когда-то руководили организациями, ставшими неплатежеспособными?

Это очень болезненный вопрос. Закон нам не предоставляет такого рода права, в отношении людей мы проверяем, к сожалению, только формальные требования к виду и типу образования: высшее финансово-экономическое. Почему именно такое – для меня загадка. На мой взгляд, гораздо значимее было бы проверять наличие рекомендаций - чтобы кто-то поручался за того или иного руководителя (лучше всего, если поручителем будет саморегулируемая организация, а они в перспективе у нас появятся). А пока нередко наблюдаем следующую ситуацию: человек похоронил две-три компании, страхователи до сих пор бегают, пытаясь его найти, а он приходит к нам регистрировать новую, и у нас нет основания ему отказать. Запрет на руководящие должности для тех, чьи действия привели к банкротству страховой компании, исчез из закона в редакции 2004 года, и логика законодателя здесь мне не понятна.

Да и вообще в формулировке норм для руководителей много неясного. Во-первых, все квалификационные требования рассчитаны на одну модель управления: во главе компании стоит один человек – физическое лицо. А гражданским законодательством предусмотрены привлечение управляющей компании, передача управленческих функций на аутсорсинг. В нашем же законе для страховщиков такая возможность не рассматривается в принципе. Нас страховщики часто спрашивают, можно ли применять такие формы управления – и по букве закона, мы должны отвечать: «Да, можно, если у него образование будет не ниже предусмотренного законом». У кого именно – в законе, естественно, не уточняется.

Вообще, последние редакции Закона очень интересно построены. С одной стороны, они направлены на формализацию страхового надзора, и это можно только приветствовать. Но одновременно они направлены еще и на ограничение тех содержательных, разумных норм и подходов, которые уже существуют в страховом надзоре. Я вообще плохо понимаю, как мы, например, будем переходить в нынешней конструкции от существующего нормативного метода оценки платежеспособности к модели регулирования Solvency II, если она предполагает принципиально иные взаимоотношения между надзором и страховым сообществом, допускает решения, основанные на мотивированном суждении. Попробуйте, найдите такое в нашем законе– не обнаружите никогда! И даже понятно, почему: законодатель считает, что таким образом борется с коррупцией, пытаясь формализовать все что можно. В результате мы теряем ряд возможностей, которые существуют у страхнадзоров других стран. Например, в Европе проверяется вся «управленческая родословная» членов правления, а не только его председателя или генерального директора компании; проверяется не просто диплом, а квалификация бухгалтера и т.д.

 

страхование сегодняВообще интересно рассмотреть кадровый вопрос с точки зрения его влияния на финансовое благополучие страховщика. Да и с позиции регулирования пока что у нас в законе фигурируют только руководство, агенты и актуарии, а во многих странах перечень профессий, которыми ведает страховой надзор, намного шире. Это серьезная проблема?

Да, во многих странах давно поняли, что надежность страховой защиты зависит от действий большого числа специалистов, работающих в компании. И для того чтобы понять, надлежащим образом они действуют или нет, вводится система контроля - со стороны государства и от имени потребителей страховых услуг. Ведь надзор изначально появляется в истории стран с развитым страховым рынком как представитель потребителей, застрахованных, и одновременно – исполнитель воли государства. Естественно, нельзя оставлять вне контроля деятельность всех лиц, от которых зависит эффективность и качество работы страховой компании, так как это происходит у нас.

Возьмем, к примеру, широко обсуждающийся сейчас вопрос о необходимости сертификации актуариев, вплоть до озвучивания мнений, что актуарии вообще не нужны. Хотя в этом случае не очень понятна логика, с которой его туда зачем-то включали 2,5 года назад, основываясь на опыте большинства стран, где сертифицируемые надзором актуарии существуют.

Если вы обратили внимание, в законе нет упоминания практически всех страховых специалистов: сюрвейеров, аджастеров, диспашеров и др. Даже андеррайтеров там нет, а, на мой взгляд, ключевая фигура в страховании – это именно андеррайтер, а актуарий – это лишь советник-эксперт-критик. Все значимые решения принимает андеррайтер, а наше законодательство его не регулирует никак.

Предметом регулирования актуария делает то, что он сдает в надзор заключения о состоянии компании. В законе, к сожалению, это прописано только в отношении порядка формирования страховых резервов. В большинстве стран, где существуют назначенные актуарии, их функции гораздо шире: они готовят обширный доклад о платежеспособности компании и о рисках, связанных с платежеспособностью, в том числе в части резервов, тарифной политики, принципов принятия решений в компании и т.д. Есть очень хорошее определение, данное Международной Ассоциацией Страховых Надзоров (МАСН): актуарий - это специалист, знающий финансовые последствия случайных событий. Такое заключение чрезвычайно важно для оценки платежеспособности компании. Если ФССН не будет участвовать в оценке квалификации актуария тем или иным способом, то она не сможет доверять его заключению. Если же по закону актуарий не будет подписывать никакого заключения – значит, участие надзора во всем этом будет достаточно формальным, тогда и вправду актуария можно убрать из закона и забыть о нем. Однако если актуариев не будет, то невозможно будет выполнить требования МАСН, которая считает, что нужны так называемые «назначенные» или «ответственные» актуарии, что это важный элемент перехода к Solvency II (модели, которая дает больше гарантий потребителям). Я понимаю, почему актуарии не нравятся страховщикам – еще один, пусть и внутренний, но контроллер. Но, казалось бы, законодатели в первую очередь должны защищать интересы «маленького человека», потребителя страховых услуг.

 

страхование сегодняА с точки зрения размера компаний – должны быть какие-то требования или ограничения по численности персонала?

На мой взгляд, такие негласные ограничения и так есть, но они не нормативного, а экономического характера. Ведь у большинства компаний, теряющих сейчас лицензии из-за недокапитализации, с платежеспособностью-то как раз особых проблем не было. Все выросли, а они не успели - вот и вся проблема. И когда руководитель такой маленькой, но крепкой компании спрашивает: «А в чем смысл капитализации? Вы убирайте неплатежеспособные компании, а маленькие ли они, большие, средние – это же не ваше дело», я в целом, могу его понять. Но с другой стороны, мир движется именно в направлении укрупнения страховщиков, постоянно поднимается планка требований к финансовым ресурсам – и не в последнюю очередь, именно потому, что страховой бизнес становится все более интеллектуально емким, выдвигает очень серьезные требования к организации работ и квалификации персонала. В маленьких компаниях поддерживать такой уровень чрезвычайно сложно, а в больших, напротив, начинает срабатывать фактор «экономии масштабов». Большой страховщик создает большую технологическую систему, набирает квалифицированных специалистов. Понятно, что у лидеров возникают свои собственные риски управления большой компанией, но в маленькой компании полноценную технологическую структуру вообще не сделать. Последнее время разными специалистами проводились исследования по оценке минимально необходимой численности работников страховой компании. Делались они разными методами, а результаты оказались близкими. Минимальная численность компании, если она занимается классическим страхованием, должна быть около 40 человек. Ну а дальше можно посчитать необходимую зарплату в расчете на одного человека, затем общий фонд заработной платы и накладные расходы, а потом обратным счетом вы можете сформулировать гипотезу о структуре тарифа, где 15-30% - нагрузка от брутто-ставки, и определить объем годовой премии, которую должна собирать такая компания, чтобы обеспечить свое выживание. И оценив размеры перестрахования, предельно возможного, вы можете оценить размеры собственного удержания. А уже отсюда - вы можете посчитать минимальный размер уставного капитала. И примерно те величины, которые заложены в законе, как раз и получаются в результате расчетов. Таким образом, проявляется внутренняя экономика страховой компании. И компании в 8-10 человек в принципе не могут существовать, если они занимаются классическим страхованием в условиях свободной конкуренции. Это не просто воля законодателя, таковы уж экономические механизмы страхового бизнеса.


9 августа 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.14 (голосовало: 65 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
9 августа 2006 г. 18:23 Наталья
Безусловно, позиция Ильи Вадимовича понятна, с точки зрения защиты прав потребителя. Но, если посмотреть с другой стороны, не приведет ли такая политика к жесткой монополизации рынка, и на рынке остануться только 5-6 компаний, способных существовать и то только с поддержкой иностранного капитала. Мы слишком быстро хотим войти в цивилизованный мир страхового бизнеса путем ущемлений и запретов
9 августа 2006 г. 18:44 Автор отзыва
никто из ниоткуда
"... гендиректор похоронил две-три компании и приходит регистрировать новую..." - это еще поскромничали. Лично знаю гражданина, который последовательно возглавлял 4 ныне покойных страховых компании и еще один негосударственный пенсионный фонд. Сейчас он возглавляет очередную, пока еще живую...
9 августа 2006 г. 22:38 Серж
Верной дорогой идете, товарищи
Илья Вадимович, как государственный муж, твердо и последовательно проводит в жизнь требования законодателя. Так и надо!
Наталья, не беспокойтесь.
На рынке остануться гораздо больше компаний. Думаю их будет 200 - 300. И вопрос "Автору отзыва": Огласите данные гражданина-гендиректора, чтобы по возможности не нарываться на его структуры.
9 августа 2006 г. 23:16 Автор отзыва
Вы Серж наверно и есть тот новый советник Л.-Р.....
10 августа 2006 г. 08:49 Avtor
И всё-то ты в трудах, всё в трудах, Великий Государь... аки пчела
Согласен с господином Л.-Р.!!


- Бить будете?
- Нет.
- А что?
- Вести разъяснительную работу...
10 августа 2006 г. 10:56 Дмитрий (СПб)
У меня есть мнение, но я с ним не согласен
Хотя в целом хочется поддержать Илью Вадимовича, не могу не обратить внимание на несколько моментов.
С точки зрения защиты потребителей, надзору следовало бы ограничиться контролем финансовой устойчивости страховщиков (тут спорить не о чем), и отказаться от контроля "содержательной" стороны работы (правила, тарифы и т.п.). В надзорной организации нет, и не предвидится профессионалов-страховщиков. А теоретики от науки, обучающие страхованию практиков, ежедневно занимающихся реальным бизнесом, являют собой достаточно жалкое зрелище. Поэтому требования по лицензированию правил, от которых потом нельзя отступить, по уведомлению о внесении изменений, реально тормозят развитие рынка страховых услуг, и создают существенные дополнительные издержки для организаций. И тем более смешна попытка надзора "экзаменовать" страховщиков на проф. пригодность.
Второй момент, который вызывает огромные сожаления, - это право надзора отзывать лицензию. Мне не нравится, что деятельность любой страховой организации может быть или прекращена, или на длительное время парализована из-за решения одного чиновника, какими бы благими намерениями он не руководствовался. Считаю, что такие вопросы должен решать только суд - ведь ошибаться в понимании законов может не только страховщик, но и надзор. Справедливо, что страховщика можно огреть "дубинкой", но только по решению суда. А не так, что вначале огреем, потом, если поднимитесь, можете обжаловать.
10 августа 2006 г. 17:51 квв
Согласен на 100 с Ильей Вадимовичем. Действительно все логично. Этим собственно и должен заниматься надзор, а не правила страхования страховщиков по пол года и более рассматривать, расставляя точки с запятыми. Правда правила в большинстве своем друг у друга списаны.

В общем случае, чем больше число продающих услуги, тем ниже прибыльность бизнеса.

Прямо в точку, полностью согласен. Ведь еще Морган (основатель династии – пират) при дележе добычи произнес:
- Чем меньше нас, тем больше нам.
А то, что капитал--надежность есть та ось, за которой надо следить, осуществлять контроль как внутри, так и извне, здесь ничего не попишешь.
Другое дело правила. Правила это продукт страховой компании, продукт чисто рыночный и отвечать за правильность составления компания должна перед Арбитражным судом, если она нарушила Закон и (или) ГК. Вообще считаю роскошью в Законе отражать виды страхования и представлять в связи с этим правила на лицензирование.
Основным условием здесь должно являться наличие капитала и финансово-экономическое обоснования у претендента. Лицензия выдается на страхование либо на перестрахование. Хочешь заняться страхованием и перестрахованием, как это было раньше, пожалуйста. Но деньги вперед. Лицензия должна выдаваться в течение месяца со дня приема документов. Проверять на первом этапе практически нечего. Только на обязательные виды страхования лицензия должна выдаваться отдельно и на определенных условиях, требованиях к действующему страховщику.
Вторая составляющая оси – надежность. Вот на что собственно и надо направить все силы надзору. Здесь то и требуется профессионализм от надзора, которого, по всей видимости, у него и не хватает. Например, вовремя направить в компанию конкурсного управляющего пока там еще не растащили все активы. Спрогнозировать внезапное возможное исчезновение страховщика со страхового рынка и т.п.
Отсутствие специалистов в надзоре подтвердилось, на мой взгляд, при борьбе со схемами.
Объективно нечего не доказано, хотя мысль правильная. Поступили со схемщиками просто, как всегда: Я начальник….. Клади лицензию на стол.
За то некие силы активно пытаются дать особое образование агенту и страховщику. Это похвально только за чей счет? Агенты на 70% имеют высшее образование, а страховщики на 100%, полученное, кстати, еще при социализме, а не купленное сейчас. Большинство дополнительно кончают курсы страхового бизнеса. Но этого оказывается мало.
А вот 149 Приказ действительно может стать для многих страховщиков тем гвоздем, который поставит точку в их бизнесе раз и навсегда. Надежность однако. Главное чтоб страхователь не пострадал, как клиенты сотовой связи.
11 августа 2006 г. 11:20 взгляд
Дело все в том, какие цели на самом деле преследует государство при проведении такого "реформирования" страхового рынка... Можно, конечно, отчитаться перед обществом и вышестоящими чиновниками об успешном проведении очередного этапа борьбы со схемными и ненадежными (нефинансовоустойчивыми) компаниями, но если посмотреть в суть пробемы формировния действительно цивилизованованного рынка страховых услуг, то окажется, что схемы придумали не "плохие" страховщики, а услуга эта была очень-очень востребована современным российским бизнесом, т.к. такие уж условия хозяйствования предлагает на сегодняшний момент государство. Что же касается реального сектора, то у населения денег особенно нет на страхование частной собственности (как и самой собствености), а у бизнесообщества - культуры того самого бизнеса, т.е. потребности в страховании. А что касается страхования крупных рисков внутри финансово-промышленных групп (кэптивные страховщики), то это часть общей финансовой системы таких групп, с участием государства в том числе. Поэтому когда чиновники с высокой трибуны говорят об "очищении" страхового рынка, хочется спросить а что государство сделало для формирования той самой культуры страхования в обществе, повышения реальных доходов граждан, создания атомосферы уверенности в завтрашнем дне для бизнеса и населения...
15 августа 2006 г. 11:20 Александр
Странно как - то, что руководитель ФССН во всех спорных, непрописанных ЗАКОНОМ моментах кивает на законодателя.
Как и под чью диктовку писался и принимался этот закон все прекрасно себе представляют, но неужели у Минфина кто-то отнимал законодательную инициативу? Вся проблема в том, что ФССН, избрав такую позицию выполняет ЗАКАЗ как раз тех, кто и согласен с мнением УВАЖАЕМОГО ИЛЬИ ВАДИМОВИЧА на 100%. Но ключевая мысль была высказана: "Государство заставляет страховщиков повышать уставный капитал и было бы оправдано, если бы одновременно, выдвигая такие ужесточающиеся требования, оно бы указывало и на источники финансирования, которые позволят их выполнить. Мне представляется правильным, если бы на переходный период были предусмотрены определенные налоговые стимулы для страховщиков, осуществляющих ускоренную капитализацию". Спасибо, хоть за понимание! Для страховщиков ни секрет, что работа с населением убыточна или на грани того. Исключение - ОСАГО, единственное, что сделал законодатель для нашего бизнеса и одно из немногих - для народа. Как интенсивно стала развиваться страховая ифраструктура на полях страны. Каким полноводным потоком потекли деньги в закрома страховщиков. Только каких? А тех у которых соответствующие размеры УК и определенное количество филиалов и проч. Кстати, а у тех страховых компаний, что лишились лицензии по ОСАГО уставный капитал соответствовал предъявляемым требованиям? Вот мы и выяснили, что "надуть" уставный капитал до требуемого можно в любом объеме и даже проще со 100 000 000 и более. Надо понять, что все-таки главным показателем финансовой устойчивости является платежеспособность компании, т.е. тратить меньше, чем зарабатываешь или проще, "по рогожке- ножки". А все эти теотеризирования о демпинге малых страховых компаний полная чушь, если конечно руководство компании не встало откровенно на криминальный путь, но это случается и в других сферах экономики.
Все страховщики, как раз знают, что демпингуют страховые компании, находящиеся в верхних строках рейтинга и имеющие миллиардные уставные капиталы. А уж расчеты о численности страховых организаций... А как же тогда страховые брокеры? Все эти правила, тарифы, актуарии, образовательный ценз и проч. и проч. просто сито которым с вашей, Уважаемый Илья Вадимович, помощью решаются задачи передела страхового рынка. Мало того, в редакциях готовящихся законов об обязательном страховании эти фильтры уже предусмотрены. Ну кто сказал, что компания А, с минимальным размером УК не может заключить договор с миллиардной ответственностью и передать его компании Б с миллиардным размером УК под 10-20% комиссии и оставив еще кое, что на собственном удержании, неплохо себя чувствовать в финансовом отношении.
Вообще-то, как мне представляется, страхование - непочатый край для работы антимонопольного ведомства. А уж прописывать, какое образование должен иметь директор страховой компании это вообще на грани курьеза. Ваш Морган, уважаемый кээ, отреагировал бы на это однозначно. Я большую часть своей жизни делал ракеты, многие прищли в страхование из оборонки, науки и проработали здесь по 10-15 лет, постоянно самообразовываясь, участвуя в семинарах, тренингах, постоянно увертываясь от чиновничьего идиотизма и произвола и теперь нам надо оставить свою работу? Ну что ж, увернемся еще раз - купим диплом МУЖИКИ, да и уважаемые ДАМЫ тоже.
16 августа 2006 г. 09:57 Антон
мнение
По поводу образовательного ценза для руководителя страховой компании, насколько мне известно, из новой редакции закона требования будут удалены. Если этого не случится - театр абсурда продолжится. Почему?
Во-первых - это призыв к коррупции: "Покупайте дипломы!"
Во-вторых - если наше государство претендует называться рыночным- оно должно дать возможность акционерам и собственикам бизнеса решать кого им назначить этим бизнесом управлять.
В-третьих - А почему собственно компанию должен возглавлять экономист, а не управленец? Или психолог? Хороший управленец найдёт и грамотных экономистов, и создаст работоспособную команду.
Может хватит, господа, всё делать по-советски?
16 августа 2006 г. 11:38 Автор отзыва
кстати!
обратите внимание, какой занятный опросец появился в разделе "Голос рынка" ; )))
особенно порадовал пункт про принудительное обучение страхованию...
21 августа 2006 г. 10:10 Iveta
Реплика из-за бугра
Перевела интервью нашим английским партнерам-страховщикам. Они искренне порадовались, что живут не в России - численность синдиката Lloyd's -всего три человека. И они вот уже четыреста лет так живут и не знают, что прожиточный минимум - это 40. И американцы тоже тупые - вычислили, что на старте оптимальный штат директ-страхования - 8 человек. Ну а Дания с ее 400 тыс. евро уставника и двумя штатными сотрудниками, которых достаточно для получения страховой лицензии - вообще провинция. Туда ФССН с пулеметом приехала бы наверно. А про перестрахование, которое вообще нигде в Европе не лицензируется, просто помолчим.... Какая уж тут Евразия... правильно говорит юморист - Азиопа.
21 августа 2006 г. 23:34 дровналомакин
https://www.insur-info.ru/press/18292/
почитайте точно в тему!
22 августа 2006 г. 12:10 Архивариус
вы дату того материала видели? это август 1996 года, статья периода ликцидации ПЕРВОГО страхнадзора Бугаева-Турбиной
22 августа 2006 г. 23:17 дровналомакин
я то видел, насколько похожая ситуация просто....
23 августа 2006 г. 19:26 Турбина
Позволю себе заметить, что ситауция совсем не похожа, к счастью. Да и статья, на которую ссылается, некий что-то наломавший, далека от тех причин, которые в действительности привели к ликвидации первого надзора (по правде говоря,- второго, первый был в Минфине до 1992 года). Если кто-то запамятовал, как и кто решал вопросы, в том числе и со службой надзора, в 1996 году, то - наверное книжки надо читать, их сейчас много пишут.
По существу: на каждом национальном рынке свои особенности надзора. Если Спитцер, штрафует до 1,0 млрд. долларов американских крупнейших брокеов за конфликт интересов (слова-то какие!!) при размещени одновременно и страхования и перестрахования одного и того же риска, или фактически выводит Гринберга из AIG по основаниям по их же страховому законодательству США слабо прописанным, и это ведет к пересмотру принципов оценки "передачи риска" по финансовому перестрахованию, можно говорить, что надзор на многое замахивается. Но у нас - не так. Хотя, как и везде, есть над чем и как работать. Г-н квв прав, надзор по подозрению должен был бы направить конкурсного управляющего в компанию, испытывающую финасовые затруднения, только в законе российском этого нет. А стало быть и рассматриваться будет как незаконное вмешательство в свободу предпринимательства. Потому вывод прост: эффективность надзора в совокупности разнообразных мер правового воздействия. Желательного превентивного характера.
14 октября 2006 г. 18:11 Автор отзыва
Уважаемый Илья Вадимович! когда можно ожидать Ваше очередное интервью?

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: