Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы




Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Перестрахование, Тенденции, Автострахование
Перестрахование автокаско – растущий и рентабельный бизнес
Сигалович Ольга Леонидовна
Генеральный директор ЗАО «Восточная перестраховочная компания»
страхование сегодняЗначимость перестрахования автотранспортных портфелей и для развития бизнеса специализированных перестраховочных компаний, и для их клиентов по-прежнему не спадает. На что следует обращать внимание страховщикам при передаче этих рисков в перестрахование? Какие перспективы ожидают отечественный рынок перестрахования автотранспорта? О проблемах развития данного сегмента читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает генеральный директор «Восточной перестраховочной компании» О. Л. Сигалович.

Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)


страхование сегодняОльга Леонидовна, перестрахование портфелей автокаско некоторое время назад считалось достаточно рискованным видом деятельности – хорошим средством выхода на рынок для только раскручивающейся перестраховочной компании, но довольно убыточным бизнесом на долгосрочную перспективу. Вы согласны с таким мнением?

Я бы так не сказала. Это абсолютно нормальный бизнес. Достаточно посмотреть на тенденции развития рынка прямого страхования - автострахование составляет основу работы любой компании, включая первую двадцатку крупнейших страховщиков. Это по-настоящему народное страхование. Развитие рынка страхования транспортных средств обусловлено не только увеличением автопарка, но и ростом доверия и интереса людей к страхованию, как к механизму обеспечения финансовых гарантий. Сказалось на росте рынка и введение ОСАГО, и ставшее доступным автокредитование. Уровень продаж иномарок растет буквально в геометрической прогрессии, в Москве в результате бума автопродаж среди покупателей уже образовались огромные очереди на популярные модели автомобилей. А при покупке автомобиля в салоне или оформлении кредита в банке автомобилист приобретает страховой полис автоматически, и страховщикам надо гордиться этим, а не стесняться. Это очень позитивный факт.

С макроэкономической точки зрения ситуацию предопределяет, с одной стороны, рост доходов населения и платежеспособного спроса, а с другой - нарастающие темпы инфляции, способствующие на данном этапе увеличению спроса на имущество (в том числе автомобили), в которое можно вложить деньги. А уж если человек вложил деньги в автомобиль – он его обязательно застрахует. Так что в ближайшее время снижение темпов роста портфелей автокаско ожидать не приходится. Ну а перестрахование напрямую зависит от рынка прямого страхования, соответственно, и для перестраховщиков этот вид будет играть ключевую роль.

 

страхование сегодняКакова тарифная ситуация в этой сфере и ее текущая динамика?

Страховые компании вынуждены приспосабливаться к жесткой конкуренции на растущем рынке страхования автотранспорта и оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию. Естественным механизмом привлечения клиента, более простым, чем улучшение сервиса, качества обслуживания клиентов, предложения инновационных продуктов и т.п., является пересмотр тарифной политики и изменение тарифов в сторону снижения. Разумеется, это сказывается и на перестраховочном тарифе, который также имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Некоторые страховщики, имеющие достаточный опыт, клиентскую базу и накопленную статистику, при корректировке тарифов досконально подстраивают их для каждой конкретной марки, модели автомобиля, клиентских групп и т.п. Такая тарифная политика, основанная на детальном анализе накопленной статистики, является адекватной. Однако многие компании просто следуют за общей тенденцией к снижению цен.

Но самое главное – это не вопрос тарифа. Надо понимать, кто за этим стоит – это вопрос добросовестности и профессионализма компании.

 

страхование сегодняОстается ли автокаско привлекательным для перестраховщиков в таких условиях?

Да, конечно. Я считаю своего рода кокетством, когда некоторые компании говорят: «Мы не занимаемся автокаско, потому что это убыточный вид». Это совершенно не соответствует действительности. Если работа по авто поставлена правильно, то сегодня это нормальный, прибыльный, а главное, востребованный бизнес. Наша компания вышла на рынок через автокаско, и думаю, не только наша. Было бы абсолютно честно признать, что перестрахование автокаско – это вообще главное национальное достояние перестраховочного рынка России, западные облигаторы по автокаско есть у очень немногих компаний. Если исключить эту часть бизнеса, то на российском рынке мало что останется.

 

страхование сегодняПочему западные перестраховщики не так активно присутствуют на авторынке?

Главным образом, потому что западная защита, как правило, не очень востребована перестрахователями. Но и внутренняя структура российского перестрахования серьезно меняется. Главная тенденция сегодняшнего дня в сфере облигаторного перестрахования автокаско – это переход с пропорционального перестрахования на непропорциональное на базе эксцедента убытка. Такой переход отчасти позволяет сбалансировать портфель страховщика и защититься от катастрофических убытков, но основная причина его популярности - реальная экономия премии по портфелю автокаско. Она происходит на фоне существенно возросших убытков, не превышающих приоритет страховщика, которые ему приходится оплачивать самому. На самом деле убыточен не весь перестраховочный бизнес по автотранспорту, а именно нижний леер, который в настоящее время не перестраховывается. Сегодня в перестрахование в России передаются риски на суммы выше 500 тысяч рублей, а на Запад - выше миллиона. Показателем профессионализма перестраховочной компании, на мой взгляд, следует считать, в том числе и размер собственного удержания.

А западным перестраховщикам наше автокаско, по большому счету, не нужно отнюдь не из-за убыточности, как это иногда считается. Российские перестрахователи в каком-то смысле избаловали их другими видами, менее трудоемкими, чем автокаско. В автостраховании много рутинной работы с документами (качество которых, подчас, оставляет желать лучшего), очень высок уровень накладных расходов.

 

страхование сегодняИ что же делать? Что готово российское перестраховочное сообщество противопоставить этой тенденции?

Чтобы клиенты обратились в нашу сторону, перестрахование должно существовать именно как отрасль. Есть страхование жизни, страхование иных видов, ОМС – это отдельные отрасли, обособленные части страхового бизнеса, которыми занимаются специализированные организации. А входящее перестрахование пока осуществляют все без исключения компании, получившие на это лицензию. Конечно, если страховщики между собой будут перекидывать риски, тогда национальный перестраховочный рынок получается как бы «не нужен». Но можно ли в такой ситуации говорить о реальной перестраховочной защите? О том, что при урегулировании убытков получить с небольших страховых компаний перестраховочное возмещение – это отдельная работа, которая стоит немалых затрат – вообще забывается.

Развитию национального перестрахования существенно мешает и информационная обстановка, создаваемая СМИ. Данные о перестраховании постоянно искажаются, подаются непрофессионально, экономически неграмотно. В итоге перестраховочный бизнес как отдельно стоящую отрасль никто и не воспринимает. Все это наблюдают перестрахователи, и не всегда понимая, что реально за этим скрыто, могут отказаться от сотрудничества с перестраховщиком. Так что журналистам, прежде чем распространять некорректные данные, следует задуматься о том, что информация – это на самом деле инструмент работы для перестраховщика. Кроме того, в российских публикациях на эту тему акцентируется внимание на объеме входящего перестрахования и не учитывается ни исходящий бизнес, ни РВД. Если бы информация подавалась корректно, картина по лидерам российского рынка перестрахования была бы иной. Я считаю, если компания своим основным делом считает перестрахование – она и должна получать лицензию как специализированный перестраховщик.

 

страхование сегодняНо тогда она должна будет соблюдать другой норматив по капиталу и принципиально изменить отношение к своим финансам?

Безусловно. Когда в 2005 году начали действовать новые нормы по уставному капиталу, для перестраховщиков – это было очень позитивным фактом. Кроме того в ФССН начали заниматься лицензированием перестрахования, интересоваться перестраховочными схемами и т.п. Но увы, потом все вернулось на прежние позиции: страховщики получили лицензии и снова поставили план по входящему перестрахованию.

Кстати, аналогичный процесс шел в сфере страхования жизни, только более последовательно. Профессионально страховать жизнь стали только тогда, когда страхование жизни и не-жизни разделили законодательно. Выделение в отдельную отрасль не просто состоялось, а прошло очень активно. На момент принятия закона компаний по реальному страхованию жизни было только 5, а стало 35…

Выделение Перестрахования в отрасль позволило бы качественно развивать этот бизнес , а деньги гарантированно оставлять в стране. А перестраховочные компании в таком случае будут вынуждены повышать свою капитализацию, улучшать свой имидж и финансовую устойчивость.

 

страхование сегодняГотовы ли профессиональные перестраховщики сегодня объединяться и предпринимать какие-либо совместные действия, фактически работающие на весь рынок?

Сегодня в России из тридцатки специализированных перестраховщиков реально работают примерно 15 компаний. Крупные страховые группы либо уже выделили, либо в состоянии в ближайшее время выделить перестраховочную компанию. Вот эти игроки вполне могут совместно отстаивать интересы перестраховочной отрасли, работать профессионально и грамотно. Будет отдельная перестраховочная отрасль – тогда будут соблюдаться и правила игры на рынке перестрахования.

 

страхование сегодняПерестрахование сегодня – это высокорентабельный бизнес? Каков уровень убыточности по перестраховочным портфелям?

Утверждать, что в перестраховании можно зарабатывать до 40 - 50% - нельзя, но 15 - 20% - это совершенно нормальный уровень рентабельности при хорошо сбалансированном портфеле. В прямом страховании рентабельность может быть выше.

 

страхование сегодняВаша компания практически не занимается ретроцессией. Почему?

По методикам рейтинговых агентств для перестраховщика активная ретроцессия считается негативным фактором, приводящим к присвоению более низкого рейтинга. У Восточной перестраховочной компании, например, по всем видам ретроцессии не более 10% (с учетом облигаторной защиты на Западе).

Ретроцессия – это еще один вопрос, все ли должны заниматься входящим перестрахованием. Если у страховщика в общем объеме премий перекос в сторону перестрахования, вплоть до того, что на 1 тысячу рублей страховых премий приходится порядка 15 - 18 тысяч перестраховочных, большей частью передаваемых в ретроцессию, то возникает резонный вопрос: а за счет чего она будет платить потом по убыткам? Когда перестраховщик оставляет на себе не более 30%, а остальное передает дальше в перестрахование – это не профессионально. Такая компания работает как брокер.

 

страхование сегодняВидите ли Вы потенциальную сферу деятельности перестраховщика на рынке ОСАГО, есть ли там предмет для перестраховочной защиты?

Мы ОСАГО практически не перестраховываем. Есть несколько компаний из «неблагополучных» в тарифном отношении регионов, у которых с Восточной перестраховочной компанией действует комплексный договор на весь автопортфель, включая и ОСАГО. Но это наши давние партнеры, мы с ними стабильно работаем по автокаско, поэтому пошли на то, чтобы их поддержать и по ОСАГО. А в чистом виде перестрахование ОСАГО – это весьма сомнительный вопрос. Однако мы охотно принимаем в перестрахование риски ответственности автовладельца, превышающие лимиты ответственности по ОСАГО.

 

страхование сегодняКаков Ваш прогноз на будущее перестрахования автотранспорта. В частности, может ли произойти перераспределение рынка в сторону увеличения присутствия иностранных перестраховщиков в автосегменте?

Как я уже сказала, мы приучили западных перестраховщиков к другому бизнесу, поэтому для них случаи работы по автотранспорту – это скорее эксклюзив. К тому же для них это до сих пор «неконтролируемый» рынок, тогда как российские компании понимают специфику страны, дорожного движения, законы. Подходы к тому же урегулированию убытков у нас и на Западе не всегда совпадают. Ну а чтобы иностранцы активно включились в перестрахование автотранспорта, их следовало бы поставить в равные условия с российскими перестраховщиками. А пока у нас крупные риски по имуществу, НС, грузам перестраховываются на Западе, зачем иностранцам связываться с трудоемким автострахованием. Тем не менее, многие иностранные перестраховщики уже проявляют интерес и к этому сектору.

В целом негативной репутации у автокаско (как перестрахования, так и прямого страхования) я не вижу – это полноценный, рентабельный и развивающийся вид. И на Западе он также распространен, никто его не стесняется, все предубеждения надуманы теоретиками, далекими от реального страхования и перестрахования. Да, есть убытки, но если разбилось авто, на его смену обязательно купят новое и снова застрахуют, либо отремонтируют, оно встанет в строй и тоже будет страховаться. Пока растет рынок продаж автотранспорта, страхование и перестрахование автокаско будет растущим и перспективным бизнесом.


18 июля 2008 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.47 (голосовало: 34 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
5 сентября 2008 г. 13:49 Автор отзыва
А вот аналитики "Эксперт РА" в отношении авторисков более здержаны:
«Нестабильная структура инвестиционного портфеля компании [Восточной перестраховочной] и рост убыточности операций в страховании средств наземного транспорта явились сдерживающими факторами для более высокой оценки уровня финансовой устойчивости перестраховщика, - отмечает Наталья Комлева, ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА»
https://www.insur-info.ru/pressr/17490/
11 сентября 2008 г. 17:20 Сигалович О.Л.
Уважаемый автор отзыва!
Цитировать аналитиков «Эксперт РА» нужно до конца: «…рост убыточности операций в страховании средств наземного транспорта явились сдерживающими факторами для более высокой оценки уровня финансовой устойчивости перестраховщика, - отмечает Наталья Комлева, ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА», - тем не менее, убыточность компании в данном виде страхования не превышает среднерыночный уровень». Среднерыночный уровень, по оценкам Эксперт РА, составляет 75%. У Восточной перестраховочной компании убыточность в этом виде гораздо ниже.
Кроме того, рост убыточности явился сдерживающим фактором для более высокой рейтинговой оценки, но не для роста бизнеса (про высокие темпы роста также говорится в заключение Эксперт РА и пресс-релизе). Кто-нибудь знает другой вид страхования, кроме автотранспорта, способный стать локомотивом в страховом бизнесе для рыночной (не кэптивной!) компании? Портфели российских страховщиков также имеют «перекос» в сторону автотранспорта, но это не означает, что этот вид не рентабелен. Мы - российский рыночный перестраховщик, и 90% нашего бизнеса мы получаем от российских страховых компаний. Мы не собираемся сокращать автотранспорт в портфеле и отказываться от поддержки наших партнеров-страховщиков, особенно региональных. Ведь именно в регионах РФ основной упор делается на автотранспорт. Просто мы наращиваем другие виды, развиваем международный бизнес, снижая тем самым общую долю автотранспорта в портфеле, повышаем качество андеррайтинга.
А мнение про угрозу финансовой устойчивости компании со стороны автотранспорта весьма стереотипное, свойственное, к сожалению, даже рейтинговым агентствам.
С уважением,
Ольга Сигалович
12 сентября 2008 г. 17:07 Автор отзыва
Спасибо за развернутый и содержательный ответ.
Признаться, просто Ваше мнение оказалось как раз из тех, что ломает стереотипы, идет "против течения".
А какими видами (в т.ч. из за рубежа) Вы балансируете портфель?
19 сентября 2008 г. 12:30 Сигалович О.Л.
В заключении аналитиков Эксперт РА говорится, что компания активно перестраховывает риски, связанные со страхованием имущества предприятий и СМР. Кроме того, мы активно принимаем грузы, нс, титул, ответственность, участвуем в перестраховочном обеспечении обязательств по госконтрактам. Но это не балансировка, а диверсификация портфеля. Нам нет необходимости балансировать автотранспорт, так как этот бизнес для нас рентабельный.
С уважением,
Ольга Сигалович
16 января 2012 г. 12:42 Виршиева Светлана Федоровна
по выплатам ВСПК и и бланкам Мегаполиса
Добрый день, Ольга Леонидовна!
На сайте компании ВСПК написан 1 электронный адрес info@v-spk.ru. Но на этот адрес письма не уходят.
1) На какой электронный адрес можно прислать из Санкт-Петербурга по страховому случаю заявления (полис выписан в СК "Мегаполис")?
2) У меня остались бланки полисов КАСКО, ОСАГО и квитанции СК "Мегаполис". Неужели руководству безразлично, что бланки у агентов на руках и жулики могут их продавать, например? Куда их сдать?
Жду ответа, т.к. СК "Мегаполис" теперь входит в состав ВСПК. Миллионные выплаты ВСПК осуществляет, а по 11 000 - 30 000 руб. не хочет физическим лицам платить, особенно в Санкт-Петербурге (филиала нет, удобно отмалчиваться).

Я страховой представитель СК "Мегаполис" в Санкт-Петербурге, где директором филиала был Насонов Алексей, который меня лично убеждал, что проблем с выплатами не будет. А теперь 3-и моих Страхователя не могут получить выплаты с мая 2011 г. и 4-й сейчас не знает на какой адрес отправить заявления о наступлении страхового случая.
Очень жду ответ.
Виршиева Светлана Федоровна, virshievas@mail.ru

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама