Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы




Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Саморегулирование, ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Автострахование
Павел Бунин: рынок ОСАГО – сложившийся
Бунин Павел Борисович
Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняО состоянии российской системы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и о работе по ее совершенствованию читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин.

Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)


страхование сегодняПавел Борисович, каковы итоги деятельности страховщиков на рынке ОСАГО за 9 месяцев 2010 года? Какие тенденции сохраняются, что изменилось?

Рынок ОСАГО – уже сложившийся рынок, поэтому никаких существенных изменений на нем нет. В период кризиса наблюдалось некоторое снижение активности страхователей, но, как показывает статистика, за девять месяцев 2010 г. было заключено 27,4 млн. договоров ОСАГО, что на 4,7% больше чем за аналогичный период прошлого года. Премий собрано 68,1 млрд. рублей (прирост + 7,7% к аналогичному периоду прошлого года), урегулировано 1655 тыс. страховых случаев (прирост + 17,2%), суммарные выплаты составили 38,6 млрд. рублей (+ 9,7%). Это говорит о том, что тенденция роста выплат и страховых премий сохраняется, причем выплаты растут более опережающими темпами, чем сборы (см. таблицу 1).

 

страхование сегодняРасскажите о состоянии дел по тем страховым организациям, в отношении которых проводится процедура банкротства. Как осуществляются выплаты потерпевшим, какие возникают сложности?

Выплаты клиентам страховщиков-банкротов активно производятся. По нашим расчетам, объем выплат в текущем году превысит 5 миллиардов рублей. На данный момент отозваны лицензии у 51 страховой организации – бывших членов РСА. В результате конкурсного производства РСА от страховщиков-банкротов получено 9,04 млн. рублей, что составляет всего около 1% от выплаченных компенсационных затрат.

Процедура осуществления компенсационных выплат проводится строго в рамках, предусмотренных Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Основные сложности связаны с тем, что компании–банкроты часто уходят с рынка, не передав документы в РСА. В связи с этим бывает сложно определить, был ли застрахован причинитель вреда. Но хочу напомнить, что в случае для подтверждения факта страхования причинителя вреда, РСА достаточно информации из справки ДТП о том, что у виновника был полис страховщика–банкрота.

В 2010 году рынок ОСАГО уже покинуло 12 недобросовестных страховщиков и у 5 приостановлена лицензия. Основная причина ухода с рынка – банкротство. Случаи добровольного отказа от ОСАГО или присоединения к другим страховщикам распространены существенно меньше, за все время действия ОСАГО их было только 7 (что в 7,29 раз меньше, чем общее число отзывов лицензии).


страхование сегодняКаково состояние денежных фондов, находящихся в распоряжении РСА? Насколько обоснованы слухи о возможной их нехватке на цели выплат? Как в случае, если средств будет не достаточно, должны будут действовать участники рынка и клиенты?

Начиная с середины 2009 года ежемесячные объемы компенсационных выплат составляют 400 млн. рублей, то есть в год выплачивается порядка 5 млрд. рублей (таблицы 2, 3). Ежегодное пополнение резервов компенсационных выплат составляет 2,5 млрд. рублей, таким образом, приток отчислений страховщиков не компенсирует производимые выплаты, и фонды постепенно исчерпываются. К сожалению, этот факт приходится констатировать, такова сегодня ситуация на рынке.

 

страхование сегодняИ радикальных мер по улучшению ситуации с убыточностью ОСАГО мы не ждем? Например, пересмотра страховых тарифов и лимитов ответственности?

Увеличение лимитов было предусмотрено Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 г. В настоящее время Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение лимитов страховых сумм по ОСАГО с 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего и с 120 тысяч рублей до 200 тысяч рублей за вред имуществу каждого потерпевшего. При этом вводится система фиксированных выплат за вред, причиненный здоровью, по таблицам выплат. Если в ДТП несколько пострадавших, то лимит за вред имуществу в 200 тысяч рублей устанавливается для каждого, тогда как сейчас действует общий лимит в размере 160 тысяч рублей. По оценкам актуариев, данные изменения потребуют увеличения тарифов на 35-45%.

С другой стороны, с 1 сентября 2010 года вступили в силу новые правила установления расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте. По оценкам Комитета РСА по независимой технической экспертизе, новые правила увеличат выплаты по ОСАГО до 23%.

 

страхование сегодняКак будет, по Вашим прогнозам, развиваться рынок в случае принятия этого законопроекта и в случае его непринятия?

Рынок будет развиваться в любом случае, но если законопроект будет принят, то будет легче взять под контроль убыточность, которая сейчас выше 70%. Возможно, потребуются дальнейшие изменения территориальных коэффициентов по ОСАГО, т.к. и после проведенной предыдущей корректировки все еще есть регионы, где убыточность существенно превышает планируемую. И только федеральные компании в состоянии работать на этих территориях, закрывая расходы по одному региону доходами с другого.

Если же закон не будет принят, то последствия будут негативными для рынка. Но даже в этом случае рынок будет развиваться, на нем останутся настоящие профессионалы, которые смогут работать и в этих тяжелых условиях. А непрофессионалы, конечно, уйдут.

 

страхование сегодняТо есть Вы прогнозируете продолжение процесса ухода игроков с рынка ОСАГО?

Уйдет достаточное количество финансово неустойчивых игроков. Кого мы понимаем под финансово неустойчивыми игроками? Это в том числе и те, кто развивает бизнес в одном направлении. До сих пор на рынке есть компании, портфель которых на 100% состоит из ОСАГО. Это крайне рискованный тип ведения бизнеса. Доля моторного страхования, в том числе ОСАГО, не должна превышать 30%.

 

страхование сегодняА много ли в России компаний, у которых меньше 30 % моторного страхования в портфеле?

Такие компании у нас есть – достаточно посмотреть на статистику. Наши данные по объемам ОСАГО всегда в открытом доступе.

 

страхование сегодняРасскажите о специфике работы РСА по выплатам, какие тут есть тонкости работы, как организуется непосредственное взаимодействие с потерпевшим?

Мы считаем работу с потерпевшими очень важной частью нашей деятельности. Ведь мы выплачиваем тем страхователям, которые и так уже «натерпелись» от страховой компании, не выполнившей свои обязательства и ушедшей с рынка. И мы должны очень быстро и квалифицированно выстроить взаимодействие с таким клиентом. Бывали периоды, когда через наше выплатное подразделение проходило до 2 тысяч человек в неделю. Сейчас эта цифра стала поменьше, но тенденцией я бы это не называл. В данном показателе заложено и влияние сезонности, и определенный цикл, связанный с тем, что при возникновении проблем в какой-либо компании, через пару месяцев к нам поступает вал обращений.

С 1 января по 30 сентября 2010 г. РСА получено 5193 жалобы на действия страховых компаний, за аналогичный период 2009 г. поступило 4917 жалоб. Работой с жалобами занимаются 14 сотрудников РСА, для которых определена следующая нагрузка: каждый сотрудник должен обработать 60 обращений в месяц.


страхование сегодняФССН сейчас сделала показатель числа жалоб одним из ключевых при оценке состояния рынка и отдельных компаний. А как Вы работаете по жалобам до того, как компания стала явно неплатежеспособной, какова реакция РСА на поступающие сигналы от клиентов?

Для нас один из главных сигналов – это жалобы граждан. В случае выявления по такому сигналу нарушений со стороны страховой организации мы принимаем к ней соответствующие меры.

В месяц в РСА поступает в среднем 577 жалоб выгодоприобретателя на страховщика. Основные причины жалоб – это несвоевременное осуществление выплаты и необоснованное уменьшение суммы выплаты. Следует отметить, что 80% поступающих к нам жалоб – обоснованные.

РСА внимательно анализирует все сведения и отчетность страховщиков, чтобы, в том числе на примерах ушедших страховщиков, предотвратить возможные риски для граждан (страхователей и потерпевших). Но, разумеется, полностью исключить возможность ухода ряда страховых организаций с рынка ОСАГО все равно пока нельзя.

Надеемся, что по мере того, как полностью заработают новые процедуры банкротства страховых компаний и введения временной администрации, финансово-неустойчивым страховщикам будет все сложнее убегать с рынка.

С нашей точки зрения (а по закону мы за финансовой устойчивостью компаний не следим), главное чтобы в страховой компании присутствовали все необходимые документы, и в случае ее банкротства по каким-либо причинам, они передавались в РСА. В этом случае, мы выплачиваем застрахованному деньги при наступлении страхового случая, выполняя свою социальную функцию.

 

страхование сегодняНа какие основные параметры работы страховщика обращается внимание при проведении проверок его деятельности со стороны РСА?

В первую очередь внимательно проверяется качество его документов, учета договоров и страховых событий. Мы проверяем журналы учета договоров, журналы регистрации по убыткам и другие документы. Это как раз наша ответственность, в отличие от финансовой устойчивости, контроль которой – прерогатива ФССН.

 

страхование сегодняРасскажите о нынешнем состоянии системы прямого возмещения убытков (ПВУ). Какие здесь есть достижения, какие поступают нарекания и каким будет дальнейшее развитие системы? Допускаете ли Вы возможность введения безальтернативного ПВУ для российских клиентов?

Система прямого возмещения убытков была введена в России более полутора лет назад и на сегодняшний день она работает без серьезных сбоев.

Количество урегулированных убытков в рамках системы ПВУ в 2010 году уже превысило показатель 2009 года почти в семь раз и достигло 285 тысяч. Количество обращений потерпевших по системе ПВУ продолжает расти, доля прямых обращений в общем числе убытков уже составляет приблизительно 25%. В поправках к закону об ОСАГО, которые готовит Минфин предполагается, что ПВУ будет безальтернативным: при соблюдении определенных законом условий, потерпевший будет обязан обращаться за страховым возмещением только к своему страховщику. Я полагаю, что это будет способствовать сокращению числа необоснованных отказов в возмещении.

Есть и еще один критерий успеха: если на систему не жалуются, значит, она работает. Жалоб на ПВУ со стороны клиентов не поступает. И тот факт, что уже каждый четвертый убыток урегулируется по ПВУ – это успех. Сегодня я с уверенностью могу говорить, что система ПВУ в России состоялась.

Вот система «европротокола» (упрощенный порядок оформления документов по ДТП), в отличие от ПВУ, пока пробуксовывает. По системе «европротокола» сейчас урегулируется 4% страховых случаев, хотя и при существующем лимите по нему могло бы урегулироваться до 70% страховых случаев. В минфиновском законопроекте предполагается увеличение лимита по «европротоколу» до 50 тысяч рублей.

При соответствующем информировании населения, я думаю, должен будет, наконец, заработать и «европротокол». А это, в свою очередь, возможно, приведет и к уменьшению пробок на дорогах.

 

страхование сегодняМожет, причина пробуксовки европротокола в том, что клиент не верит, что без справки из ГИБДД ему вообще что-нибудь выплатят?

Может быть, но тогда тем более велика вероятность, что ПВУ потянет «европротокол» за собой – к своему страховщику доверие будет больше. Кроме того, надо учитывать фактор времени. За полтора года работы системы, психологию страхователя изменить очень сложно, но у 4% она уже изменилась, а это тоже успех.

 

страхование сегодняРасскажите о работе РСА в качестве российского бюро «Зеленой карты». Что происходит на данном сегменте рынка?

Более полутора лет мы работаем как национальное бюро «Зеленая карта» и представляем интересы международной ассоциации «Зеленой карты» в России. И опять же, можно сказать: раз нет нареканий со стороны потребителей, значит, система работает нормально. Были разработаны все необходимые правила профессиональной деятельности, налажено взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами, отлажены процедуры выплат по ДТП с иностранными участниками, создан колл-центр и сделаны многие другие виды работ. Также в РСА создана единая база данных по заключенным российскими страховщиками договорам «Зеленая карта» и по страховым случаям в рамках системы, произошедшим как на территории России, так и за рубежом. Кроме того, мы работаем над усовершенствованием договоров со страховыми посредникам, в целях устранения рисков недобросовестной конкуренции, взаимодействуем с иностранными участниками системы по вопросам пресечения продаж иностранных страховых полисов на территории России.

За полтора года российскими страховщиками, входящими в бюро «Зеленая карта», продано более 1,5 миллионов «Зеленых карт», по ним урегулировано свыше 1550 страховых случаев за рубежом. Средняя выплата - на уровне европейского ОСАГО (по имуществу составляет 2 200 евро, по жизни и здоровью – 10 000 евро). Самая большая выплата составила 157 000 евро – по ДТП в Финляндии с ущербом здоровью, выплаты по данному случаю ещё ожидаются в течение года. По ДТП на территории России урегулировано более 2 000 претензий потерпевших.


страхование сегодняОдно время специалистами предлагалось ввести эрзацы «Зеленой карты» других цветов для определенных групп международных поездок, более дешевые. Сейчас от этих идей отказались?

Единственное, что серьезно обсуждалось, это «Белая карта», которая могла бы действовать между Россией и Казахстаном. Но она так и не обрела жизнь.

 

страхование сегодняЕще один широко обсуждаемый вопрос – квотирование бланков ОСАГО, был выдвинут даже соответствующий законопроект. В каком состоянии находится сейчас обсуждение этой проблемы?

До сего момента квотирование бланков было сугубо внутренней проблемой РСА, поскольку работа с бланками строгой отчетности – это одна из наших важнейших функций.

На сегодняшний день у РСА и органов государственной власти есть понимание необходимости существования регламентированного механизма обеспечения страховщиков бланками страховых полисов. Мы регулярно в рабочем порядке проводим консультации с ФССН и ФАС с целью оптимизировать этот механизм. С одной стороны, он не должен нарушать действующее антимонопольное законодательство, а с другой стороны, обеспечивать защиту автовладельцев от действий недобросовестных компаний и не допускать возможности теневого оборота бланков страховых полисов.

28 октября Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, которые должны поставить обеспечение страховых организаций, осуществляющих ОСАГО, бланками страховых полисов в зависимости от показателей их деятельности, которые характеризуют их финансовую устойчивость и платежеспособность, а также от соблюдения ими условий членства в профессиональном объединении страховщиков. Я полагаю, что принятие этого законопроекта позволит повысить дисциплину страховых организаций в части учета и хранения бланков страховых полисов ОСАГО, а также сократить риски их банкротства и предотвратить теневой оборот бланков полисов ОСАГО.

 

страхование сегодняКак организована сейчас деятельность РСА, не относящаяся к непосредственному контролю за страховщиками ОСАГО - реклама и популяризация страхования, повышение безопасности дорожного движения, обучающие мероприятия?

По инициативе и непосредственном участии РСА, регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение правосознания участников дорожного движения, в том числе проведение агитационных мероприятий, издание массовым тиражом и распространение среди автомобилистов информационных материалов, выступления в СМИ и другие. Из крупных последних акций хотелось бы отметить проходившую осенью 2009 года кампанию по профилактике вождения в нетрезвом виде «Не лезь в бутылку», высоко оцененную профессиональным сообществом. В 2010 году проведена кампания по пропаганде безопасности дорожного движения «Последняя встречная» - к ней был создан первый наш видеоролик в 3D, предназначенный для демонстрации в кинотеатрах перед сеансами. Это очень важное направление нашей работы и РСА работает в постоянном контакте с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

 

страхование сегодняПодводя итоги нашей беседы, как Вы, в целом, оцениваете развитие системы ОСАГО в России за прошедшие годы?

Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече со страховщиками 30 августа 2010 года, сказал: «В автомобильном страховании удалось выйти на цивилизованные, современные стандарты работы». Я считаю, что лучше сказать сложно.


29 ноября 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.00 (голосовало: 18 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
30 ноября 2010 г. 09:38 Александр
про ПВУ
Отличная система. Только ее цель - похоронить рынок.
Подробнее: пострадавший (если хочет) может обращаться к своему страховщику или страховщику виновника. За любой урегулированный убыток прямой страховщик со страховщика виновника взывамает "средний размер" убытка. Т.е. если убыток меньше среднего, то прямой страховщик с радостью его покрывает (не особо разбираясь, был ли убыток вообще). Если убыток больше среднего, прямой страховщик мурыжит пострадавшего, пока тот сам не "захочет" обратиться к страховщику виновника.
Это называется красивым словом "селекция" убытков.

Что имеем: необоснованные отказы, необоснованные мелкие выплаты, недовольных пострадавших, убытки честных игроков, прибыль нечестных. Т.е. все то, чего не должно быть в нормальной системе.
30 ноября 2010 г. 13:21 Опытный гробовщик
Александру - обращайтесь, нет проблем
В том виде, в котором рынок был до ПВУ, его надо было зарыть с самого начала или, так скажем, давным давно. Игра в одни ворота, когда страховщикам деньги, а клиентам - проблемы, обществу нафиг не нужна. ОСАГО вводили не для развития страховщиков, спешу напомнить, а для защиты потерпевших.
Может быть Вы не в курсе, но до сих пор средний норматив распределения собранных премий (77% - клиентам в виде выплат, 23% - страховщикам) так и не выполнен. Текущие цифры к этой пропорции близки, но если соотнести ВСЕ премии за 8 лет ко ВСЕМ выплатам - нет, только примерно 60% собранных страховщиками денег вернулось страхователям. "Где деньги, Зин?"
А для решения проблем с ПВУ лекарство давно изобретено - надо его делать безальтернативным, тогда и никакой селекции-антиселекции не будет. Т.е. не на тормоз жать нужно в поворотах-то, а на газ.
.
30 ноября 2010 г. 14:40 Александр-2
О чем тут можно говорить??
Бунин о рынке ОСАГО в России говорит?? Что-то вообще ничего из сказанного не соответствует реальному положению вещей. Вот, например из основного:
1. РСА часто требует заверенную копию полиса ОСАГО виновника ДТП, хотя у них есть информация о том, какой компании передан соответствующий бланк. Зачем говорить, что они платят только по справке о ДТП??
2. Что касается выплат по компаниям, у которых отозвана лицензия, то вообще смешно: потерпевшему могут отказать в принятии документов на компенсационную выплату потому, что компания якобы сама обязалась платить возмещение по заключенным договорам. Прямое нарушение закона, разве нет? В РСА Вам могут просто сказать, что с этой компанией они пока не работают. Зачем нам нужен такой союз страховщиков???
3. На ПВУ никто не жалуется только потому, что есть альтернатива - обратиться в СК виновника. С ПВУ тоже отдельная история, когда страховщики отказывают в выплате, т.к. компания виновника исключена из соглашения по ПВУ. Но это основание законом не предусмотрено, значит надо платить!!
В общем, такое ощущение, что я вижу один рынок ОСАГО, а Бунин - совсем другой.
1 декабря 2010 г. 09:36 Александр
Опытному гробовщику
>А для решения проблем с ПВУ лекарство давно изобретено - надо его делать безальтернативным, тогда и никакой селекции-антиселекции не будет. Т.е. не на тормоз жать нужно в поворотах-то, а на газ.

Ок. Я тоже думал над этим решением. Даже обсуждал его на другом ресурсе.
Представьте, клиент приходит к своему страховщику. Говорит, бампер помяли. Страховщик понимает, что признать убыток ему ничего не стоит (платить-то будет другой страховщик), а не признать - потерять клиента. Клиент понесет свои деньги в следующий раз другому страховщику. Помяли ли на самом деле бампер, уже не так важно.
Что имеем? Необоснованные выплаты. Как следствие, рост убыточности. Снова в плюсе мошенники и почти мошенники. Только изменится способ выбивания денег.
1 декабря 2010 г. 15:30 Опытный гробовщик
Прогресс - это замена одних неприятностей другими
"Мамаша, мамаша! Я готов разделить Ваше горе - но по пунктам!" (с) Ширли-Мырли.
Давайте переживать неприятности по мере их появления. Думается мне, что и с описанной Вами бедой справиться не так сложно будет - те же информтехнологии вездесущие сильно помогут. Так что не надо бояться - все будет нормально. Так или иначе ОСАГО придется разворачивать лицом к клиенту и задом к страховщикам - а не наоборт, как было раньше. Рост мошенничества - не самая высокая цена за такую критически важную эволюцию. Ну а уж как бороться с мошенниками - это, как раз, проблема страховых компаний и государства, а не страхователя.
1 декабря 2010 г. 17:36 Александр
Опытному страховщику
Частично согласен с Вами.

Но вот с чем не могу согласиться. Почему бы не подумать до того, как что-то сделать, а не наоборот. Иначе придется опять цитировать ушедшего классика. "Хотели как лучше, а получилось как всегда"
15 декабря 2010 г. 11:41 Алексей
Меня смущает принцип ПВУ, такое впечатление, что ПВУ направлено на выбивание слабых или скажем так "мелких игроков" на рынке ОСАГО, в общем и тех и других. И когда ПВУ станет безальтернативным, убыточность "мелких игроков" вырастит в разы, вот вам и новые банкроты, вот вам и новые отзывы лицензий, вот вам и новые клиенты для крупных компаний. Такое впечатление, что все это хорошо спланированные действия к приведению рынка ОСАГО под 5-10 компаний.
15 декабря 2010 г. 17:37 Аудитор
Реальное положение с фин.состоянием.
Печально, что надзорный орган не владеет, либо намеренно скрывает ситуацию с реальным фин. положением страховщиков- 90-95% из них банкроты, которые сводят концы с концами за счет попустительства страхового надзора и его неспособности наладить нормальную отчетность.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама