Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Мнения

  Полный список

Отечественное страхование и вступление в ВТО
Каковы результаты переговоров по условиям доступа иностранных страховщиков на российский рынок в ходе вступления России в ВТО? Какие последствия для национальной системы страхования будут иметь достигнутые договоренности?
На вопрос отвечают:  Юрий Решетняк, Максим Медведков
Медведков Максим Юрьевич, Страхование сегодня
Медведков Максим Юрьевич
К филиалам предъявят финансовые требования

По прямым филиалам иностранных страховых компаний в России достигнутые нами договоренности предполагают возможность открытия филиалов через 9-летний переходный период, который начинает отсчитываться от даты присоединения к ВТО. При этом предполагается, что они будут работать в соответствии с российским законодательством, которое еще предстоит разработать. Будут выработаны лицензионные требования к филиалам и требования, которые обеспечивали бы финансовую устойчивость. Смысл этого – обеспечить высокое качество услуг, оказываемых российским потребителям, и надежность тех филиалов, которые будут работать в России.

Помимо требований непосредственно к филиалам, наши обязательства в ВТО предусматривают определенные требования к их материнским компаниям. Опыт работы компании должен составлять не менее 5 лет по страхованию иному, чем страхование жизни, и не менее 8 лет по страхованию жизни. Компания должна иметь опыт управления филиалами на внешнем рынке не менее 5 лет и размер активов не менее 5 млрд. долл. И наконец, вводится требование по обязательному наличию у материнской компании юридического адреса и фактического адреса в одной стране.

Еще один важнейший результат договоренности – право введения квоты иностранного участия в страховом секторе России. Сейчас по нашему действующему законодательству такая квота установлена на уровне 25 % от совокупного уставного капитала всех страховщиков, но в результате переговоров эта цифра была увеличена до 50 %. При этом есть две существенные оговорки. В иностранной доле не учитываются те инвестиции, которые были сделаны до 1 января 2007 года (на сегодня фактическая доля иностранного капитала составляет примерно 4,5 %). И второе изъятие касается будущих иностранных инвестиций в страховые компании, которые могут быть приватизированы после присоединения к ВТО – они также не включаются в общую квоту. А вот капитал филиалов будет засчитываться в общую квоту, то есть с этой точки зрения, 50 % рынка резервируется за российским страховым капиталом, и это опровергает опасения тех специалистов, которые предрекали подавление иностранными операторами российского сегмента рынка - квота не даст это сделать.

И последний элемент соглашений касается судьбы нынешних ограничений, связанных с иностранным участием в сфере страхования жизни и обязательного страхования. Главное изменение по сравнению с существующей практикой: 49 %-ное ограничение иностранных инвестиций в капитале компаний, занимающихся этими видами страховой деятельности, будет повышено до 51 %, а через 5 лет после присоединения к ВТО – полностью отменено. Иначе говоря, через 5 лет страхованием жизни и обязательным страхованием смогут заниматься компании, иностранное участие в капитале которых составляет 100 %. Еще один непростой связанный с этим момент – это нынешние преференции европейским инвесторам. По действующему закону 49%-ное ограничение не распространяется на инвесторов из стран Европейского Союза, таким образом, в настоящее время они имеют льготные условия, по сравнению с неевропейскими компаниями. С даты присоединения к ВТО эта преференция для европейцев будет отменена.

Не стоит отрицать, что условия доступа иностранных инвесторов на смежные финансовые рынки, по сравнению со страховым, изменились не столь существенно. В частности, по банкам не планируется прямое присутствие филиалов и сохранено право России сохранять 50 %-ную квоту, а на рынке ценных бумаг вообще никаких принципиальных изменений не введено. В связи с этим нам часто задается вопрос о межотраслевой конкуренции российских и иностранных продавцов сходных финансовых продуктов. Здесь я не вполне согласен с выдвигаемым в таких случаях базовым посылом о нарушенном принципе равных условий как ключевой идее ВТО. Ведь ВТО не заставляет страны предоставлять всем равные условия конкуренции, это не так, из этого принципа есть огромное количество изъятий. Действительно, филиалы страховщиков через 9 лет допущены, а банков - нет, российский банк не будет конкурировать с филиалом зарубежного банка, но поскольку в ряде случаев грань между банковским продуктом и продуктом страхования жизни достаточно неощутима, конкурентом банка, казалось бы, становится иностранный страховщик. Только эта разница между продуктами неочевидна лишь для потребителя, а для регуляторов она всегда видима, и здесь совершенно однозначно ФССН регулирует работу страховых компаний по-своему, а Центральный Банк регулирует банковскую деятельность по-другому. Конечно, конкурентное положение нестрахового финансового оператора на рынке теперь будет уже несколько иным, но его права при этом не нарушены. И никаким принципам ВТО все это не противоречит.

Решетняк Юрий Николаевич, Страхование сегодня
Решетняк Юрий Николаевич
Главное - защита интересов потребителя

На протяжении всех последних лет, пока шли переговоры о присоединении к ВТО, у страхового бизнес-сообщества всегда была возможность высказать свою точку зрения, и в этом есть безусловная заслуга Министерства экономического развития и торговли, сумевшего наладить хороший диалог по нашему сектору. Другое дело, возможно ли было учесть в полной мере точку зрения страховщиков в процессе переговоров или нет.

Я не разделяю мнение тех специалистов и журналистов, которые, говоря об изменениях условий доступа иностранцев в страховой сектор России, оперируют военными терминами: рынок «сдается» или «не сдается» и т.п. Военная терминология не вполне отвечает тому, что реально здесь происходит. Слухи о закрытости российского страхового рынка сильно преувеличены, наш рынок достаточно либерален. Уже несколько лет действует та часть Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которая фактически открыла все сектора рынка для страховых компаний, дочерних по отношению к страховщикам из европейского сообщества. И они могут наравне с российскими страховыми компаниями проводить страхование жизни и обязательные виды страхования. И мы прекрасно знаем, что этим преимуществом Соглашения воспользовались не только европейские страховщики, но и некоторые страховщики не из Европы, фактически имевшие возможность войти на российский рынок страхования жизни через свои европейские дочерние компании. Таким образом, мы стали свидетелями довольно широкого выхода наших европейских коллег на российский рынок: за последние три года ряд довольно крупных европейских операторов учредили свои дочерние компании, в том числе и по страхованию жизни. Поэтому здесь нет как такового факта «открытия» кем-то ранее закрытого рынка, а идет плавный естественный процесс либерализации. Напротив, после присоединения России к ВТО, если это произойдет, по положительному сценарию, 1 января 2008 года, включится запретная мера, и начнут действовать правила переходного периода.

Разрабатывая условия нормативного регулирования, правильнее всего смотреть на эту проблему с позиции защиты потребителя страховой услуги. Поэтому за переходный период необходимо максимально использовать все дополнительные меры и возможности в области регулирования, чтобы избежать любых негативных сценариев в поведении филиалов, например, демпинга, нарушения условий соотношения активов и обязательств и т.п. Обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, позволяют это сделать, а как это будет фактически реализовано - вопрос грамотной законотворческой работы.

Безусловно, присоединение к ВТО не будет ни для кого каким-то шоком, это логичное продолжение тех тенденций, которые и так проявляются и на рынке, и в законодательстве. Когда шел процесс переговоров, мы от имени ВСС неоднократно высказывали свою позицию, что мера по открытию филиалов иностранных компаний является избыточной, аргументируя ее тем, что рынок и так достаточно либерален, и наши иностранные коллеги имеют массу возможностей работать и развивать свой бизнес в России. Вторым аргументом, который мы приводили, было то, что филиал - менее отвечающая интересам потребителей форма работы страховщиков. Мы анализировали опыт других страховых рынков, и на многих из них допущены филиалы. Но те компании, которые имеют долгосрочную стратегию на рынке этой страны, все же предпочитают работать там через дочерние компании. А иные компании, которые имеют какие-то краткосрочные цели на нашем рынке, собственно говоря, российскому страхованию и не нужны. Дочерняя компания как форма работы иностранного оператора вызывает гораздо большее доверие у потребителя страховой услуги.

Тем не менее, переговоры состоялись и условия установлены. Мне кажется, страховщикам надо максимально эффективно использовать тот достаточно большой переходный период, чтобы базовый принцип ВТО - принцип равных конкурентных возможностей - был в полной мере соблюден на российском страховом рынке.

Цель в том, чтобы вне зависимости от того, какую форму присутствия на нашем рынке выбрал зарубежный инвестор (дочерней страховой организации или филиала через 9 лет), это не создавало ему никаких особых конкурентных преимуществ ни по налогообложению, ни с точки зрения защиты прав потребителей. Мне кажется, наша законодательная и исполнительная власть сумеет создать такие правила и условия работы филиалов, чтобы этот базовый принцип ВТО был соблюден, чтобы это способствовало нашему общему делу развития страхового рынка и отвечало запросам российских клиентов по получению качественной страховой услуги.

В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

1 марта 2007 г.


  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Регулирование
Реклама