Финансовые Известия,
12 мая 1994 г.
Государственный надзор снижает риск клиентов 1681 просмотр
Идет 7-ой год демонополизации страхования в стране. Принят Закон «О страховании», создан Страховой надзор, зарегистрирован и работает Страховой союз России, действуют около 3000 страховых компаний, очередь желающих получить лицензию не заканчивается.
Полагаю, что к следующему году в России будет страховых компаний больше, чем в других странах, вместе взятых. На первый взгляд результаты очень внушительны. Однако красивые отчеты о состоянии российского страхования, которые уже имеют место, могут заслонить реальное положение дел. А оно состоит в том, что цивилизованного страхового рынка сегодня в России нет. Вместо рынка мы имеем довольно шумный базар, которым пытаются управлять чиновники и дилетанты. Значение страхового капитала в России явно недооценивается.
До настоящего времени не принят Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, хотя проекты и предложения неоднократно направлялись в парламент. Центральный банк уже 9 месяцев рассматривает Положение о расчетах в валюте по страхованию между резидентами, хотя проект давно уже подготовлен, утвержден Росстрахнадзором.
Никто не следит, где и на каких условиях страхуются крупные риски, однако при катастрофах, как это было в случае аварии самолета под Иркутском, правительственные чиновники предлагают непричастным к угону страховщикам компенсировать возникшие убытки, хотя они эти риски не страховали.
Сложилось такое положение, что страховые компании работают сами по себе, надзор сам по себе. Он больше занят проблемой самоутверждения. Основной деятельностью надзора стала выдача лицензий, чтение лекций на многочисленных коммерческих семинарах, публикации о развитии рынка и посадки за иностранным опытом. Надзор наплодил уже столько страховых компаний, что физически их проверить уже невозможно.
При выдаче лицензии основное внимание уделяется анализу мифических бизнес-планов, а не финансовым возможностям и профессионализму кадров новой компании. Сам факт появления специализированных фирм по подготовке документов для лицензирования не нуждается в комментариях. Отсутствует концепция развития страхования. Грубой ошибкой надзора явилось разрешение страховать банковские кредиты. Официально был введен такой непонятный вид страхования, как страхование ответственности заемщика на возврат кредита. Постоянные арбитражные процессы, скандалы, аферы, подрыв доверия к страховым компаниям стало последствием этого вида страхования.
Надзор не навел порядка в классификации отраслей страхования. В России существует обязательное страхование пассажиров, а о страховании ответственности перевозчика вспоминают лишь при очередной аварии. Подписанный недавно Указ президента «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования не только не исправил этой ошибки, а еще больше ее закрепил. Появился очередной налог на пассажиров. Очевидно, что составители указа не понимают макроэкономической роли страхования. При обязательном страховании ответственности перевозчиков страховщики путем тарифной политики, отсева ненадежных перевозчиков сами наведут порядок в безопасности перевозок. И в очередной раз проект указа готовился келейно, не обсуждался страховщиками.
Увлекшись применением европейских показателей платежеспособности, надзор игнорирует элементарные страховые авантюры, когда компании оставляют на собственном удержании риски, в тысячи раз превышающие все имеющиеся у компании денежные средства.
Надзор не ведет кадрового учета страховых специалистов. Неоднократны случаи, когда руководители обанкротившихся компаний создают и возглавляют новые страховые компании, «снимают пенки» и опять пускают их под откос. Срочно необходимо ведение «черного списка» таких руководителей и запрет им на 5-7 лет заниматься страховой деятельностью. Учитывая сложность страхования, профессионализм и порядочность руководителей играют одну из ключевых ролей в успехе компании.
Требуют коренного улучшения бухгалтерский учет и структур баланса страховой компании.
Очень тщательно надо подойти к вопросу страхового аудита и выдаче лицензий. Услуги признанных фирм стоят очень дорого и в большинстве случаев «не по карману» небольшим страховым компаниям. В среде же мелких аудиторских фирм возможны еще случаи подтверждения балансов без проверок. Аудиторский рынок, как и страховой, находится в стадии становления, и здесь свое слово должен сказать Страховой надзор.
На рынке из более чем 2000 страховых компаний, имеющих лицензии, лишь единицы являются серьезными страховыми организациями. У 45% компаний наблюдается очевидная недостаточность страхового капитала. Опасная тенденция - появление многочисленных «карманных» страховых компаний в составе финансово-промышленных групп. У руководителей таких групп проявляется тенденция создать свою финансовую империю, свой банк, свою страховую компанию. Платежи за страхование пытаются оставить в рамках этой же границы. Получается антистрахование.
Для формирования полноценного страхового рынка срочно необходима реализация первоочередных мер:
- включение страховых премий в себестоимость продукции;
- разработка мер по страхованию гражданской ответственности;
- забота о наращивании страхового капитала, уменьшение налогового пресса.
Для решения проблем страхования на макроэкономическом уровне необходимо иметь надлежащий, надведомственный центральный страховой орган в стране, например, в виде отдела или департамента при Министерстве экономики, оставить Росстрахнадзору те функции, которыми занимается надзор во всех странах с рыночной экономикой.
Владимир КРУГЛЯК, президент САО «Ингосстрах»
Вся пресса за 12 мая 1994 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Налоговый климат, Страховое право, Тенденции, Регулирование, Страхование от несчастных случаев
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
|
korins.ru, 24 октября 2025 г.
Пациенты против замены СМО территориальными фондами ОМС

|
|
МВД Медиа, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске полицейские задержали организованную группу аферистов, зарабатывавших на подставных ДТП

|
|
Transsibinfo.com, 24 октября 2025 г.
Мошенники Хабаровского края наживаются на автовладельцах и страховщиках

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|