|
|
Прямая речь
 Полный список материалов
ОСАГО, Новые страховые поля, Маркетинг
Розничное страхование, в особенности, страхование жизни в России, по темпам роста отстает от остальных сегментов страхового рынка. В чем причина медленного развития розничного сектора и что можно сделать для того, чтобы добровольное страхование физических лиц стало в нашей стране по-настоящему массовым явлением?
Розничное страхование до сих пор остается самым консервативным и низкоприбыльным видом страхового бизнеса. Известно, что у страховщиков больше всего сложностей возникает при работе именно с физическими лицами. Причина трудностей кроется в специфике страхового продукта, успех продаж которого в первую очередь, зависит того, насколько клиент доверяет как отдельной компании, так и отрасли в целом. Лояльность клиента не может возникнуть за одну минуту, особенно у такой осторожной и капризной категории страхователей, как население. И потерять доверие к своей деятельности страховщику гораздо легче, чем приобрести.
На сегодняшний день в развитых странах население уже осознало необходимость и целесообразность страхования. В каждой из этих стран завоевать доверие страхователей и выжить в условиях жесткой конкуренции с иностранными игроками компаниям так или иначе помогло государство. Власти вводили льготы для застрахованных лиц и помогали национальным страховщикам нормально развиваться, ограничивая доступ на рынок крупных иностранных компаний. Поддержку оказывали и различные финансовые институты, которые давно поняли, что использование страховых механизмов может быть весьма полезно в их бизнесе. Так, банки стали выдавать кредиты лишь при наличии страхового полиса у заемщика, а консультанты по инвестициям предлагали своим клиентам страховку в качестве выгодного варианта денежных накоплений.
В России страховой рынок начал развиваться не так давно, и потому мы пока не можем похвастаться значительными успехами в области розничного страхования. Особенно неприятной ситуация была в 90-е годы, когда бурное развитие коммерции привело к созданию очень большого количества страховых компаний. Тогда возникло множество «розничных» страховщиков: это направление казалось самым простым и прибыльным. Однако многих бизнесменов подстерегала неудача на этом малоизученном рынке. Одни разорились, другие, собрав страховые премии и приняв на удержание риски, не смогли сохранить свои позиции и окончательно подорвали доверие населения к своей деятельности и к страхованию как таковому. Теперь страховщикам могут понадобиться десятилетия, чтобы вернуть утраченные позиции и вновь завоевать лояльность клиентов. Но этого времени у отечественного страхового бизнеса, похоже, нет. К российскому рынку розничного страхования присматриваются ведущие иностранные игроки, которые ради того, чтобы закрепиться на этом рынке, готовы на первых порах нести многомиллионные убытки.
Для очень многих отечественных страховщиков в такой ситуации остается всего два варианта поведения. Так, компания может просто уйти из розничного сегмента и занять нишевую позицию, работая с корпоративными клиентами. Страховщик может действовать и по второму сценарию, увеличив присутствие на рынке розничного страхования за счет демпинга и наращивания объема страхового портфеля. Однако такой рост будет не качественным, а количественным, так как страховщик может попросту потерять платежеспособность, в какой-то степени повторяя ситуацию 90-х годов. Чаще всего такая стратегия используется компаниями, чтобы привлечь к своим активам внимание крупных инвесторов. Как бы то ни было, обе модели развития не смогут решить проблемы розничного страхования, а, напротив, усугубят и без того незавидное положение страховщиков в этом сегменте.
Чтобы избежать этих неприятностей, компаниям, на мой взгляд, сейчас необходимо напрямую заняться реабилитацией и развитием розничного направления. Для того, чтобы преодолеть стагнацию в этой сфере, необходимо разработать схему действий, которые помогут вернуть доверие страхователей и увеличить объем розничных продаж. Следует возобновить работу с клиентами, инвестировать большие средства в страхования физических лиц, повышать качество сервиса, уровень подготовки персонала, учитывая особенности российского рынка. В конечном итоге, только от самих страховщиков зависит, будет ли развитие страхования физических лиц происходить по сценариям, реализованным в Восточной Европе, или российские страховщики cмогут найти свой собственный путь и разработать перспективную модель страхования физлиц.
26 декабря 2005 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Новые страховые поля, Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Предыдущие отзывы:
18 января 2006 г. 18:10 аналитик
Каким образом компания может значительно увеличить свое присутствие на розничном направлении, если она не будет ориентироваться на демпинговые тарифы и размер комиссионного вознаграждения, которые проповедуют подавляющее большинство компаний, работающих на данный момент в этом секторе? Если делать ставку на уровень сервиса при адекватном тарифе и комиссии - значительных успехов не добиться. Чтобы завоевать доверие населения и развить розничное страхование - необходимо провести санацию этого сектора, убрать с этого рынка компании, которые работают в убыток и находятся на грани (или уже за гранью) платежеспособности. И эта задача уже для надзорных и фискальных органов.
23 января 2006 г. 06:24 MN
Полностью согласен с "аналитиком". Невозможно конкурировать с компаниями (например, по ОСАГО), которые платят агентское вознаграждение от 15 до 30% и полис которых стоит 300 рублей независимо от мощности, территории и других параметров. Только после того, как соответствующие органы наведут порядок, можно будет говорить о здоровой конкуренции
31 января 2006 г. 12:23 ИгорьПочувствуй розницу
Не согласен с автором статьи. Цифры упрямая вещь. В Калининграде, в нашем филиае рост количества договоров страхования жизни (накопительное страхование) в 2005 году составил порядка 120%, т.е. наcеление стало больше проявлять интереса к долгосрочным видам страхования. По страхованию от НС рост сбора премий увеличился в два раза, причем интересен тот факт, что почти 70% это страхование за счет физических лиц, рост сбора премий по страхованию имущества физических составил 160-170%. И еще одна особенность прошлого года, темпы роста сбора премий страхования ФЛ значительно выше чем юридических лиц. И в этом нет ничего особенного. Если экономика начинает развиваться правильно, то и страхование идет по правильному пути. Во всех странах с нормальной экономикой страховые компании большинство свои денег зарабатывают на физических лицах. И это понятно: в отличии от рынка юридических лиц, рынок физических лиц - безграничен. Нужно просто продавать свои продукты в удобном для потребителя месте. И не надо обижать наших страхователей. Страховая грамотность населения растет очень быстро. Иногда "физик" при составлении договора страхования хлопот доставляет намного больше "юрика". За, что им, кстати, большое спасибо: воспитывают у страховщиков теръерные качества. Даже ОСАГО население страхует не абы где, понимая что если за тебя не будет платить страховая компания, решением суда жизнь не прикроешь.
1 февраля 2006 г. 12:14 РоманИгорю
Цифры действительно упрямая вещь. Те цифры, которые вы привели не говорят вообще ни о чем. Рост в процентах по отношению к прошлому периоду не показателен. Можно собрать в одном году 10 тысяч рублей премий по рознице и 1 млрд руб. по юр.лицам. В следующем году собрать по рознице 50 тыс. руб., а по юр. лицам собрать 1,1 млрд руб. Получим темп роста розницы 500%, а темп роста ю.л. - 110%. Но в абсолютных величинах цифры будут иметь совсем другой смысл.
1 февраля 2006 г. 12:36 Экс-математикЗдоровы Вы считать
Я в тупике ;-)
Роман, как Вы получили такие цифры и что такое "темп роста"?
Я так понял, что Вы считаете "темп роста" как ("сегодня" делить на "вчера") умножить на 100%
Да? Только так я могу переполучить Ваши результаты. Но это просто смешно - если Вы сегодня собираете по юристам 1 млрд, а завтра - 300 млн (отрицательный рост - падение в 3 раза), то "темп роста" будет 30% - и положительным.
Может, лучше пользоваться понятным "рост" или "прирост" в процентах?
Тогда если вчера 10 тыс, а сегодня - 50, то это рост на 400%, а вчера 1 млрд, а сегодня 1,1 млрд - это рост на 10%. Если бы было 800 млн, то рост был бы -20% (отрицательный).
Формула понятная - (("сегодня" минус "вчера") делить на "вчера") умножить на 100%...
1 февраля 2006 г. 16:52 Романэкс-математику :)
НЕ путайте термины.
Темп роста- - отношение одного уровня динамического ряда статистических данных к др. его уровню, принятому за базу сравнения; выражаются в процентах (напр., 110%) или в коэффициенте роста (напр., 1,1).
Темп роста и прирост - абсолютно разные понятия.
темп роста в 30% - не является положительным. Это уменьшающий коэффициент 0,3.
1 февраля 2006 г. 20:50 Экс-математикНу да, так и есть
Роман, Вы, конечно, правы. Это и есть темпы роста. Только если Вы спросите у 10 своих знакомых "темп роста 30% - это хорошо или плохо?" Вам 9,9 ответят "Хорошо!" ;-))
Да и "коэффициент роста" 0,3 тоже не вызовет однозначного огорчения. Понятие "прирост" много нагляднее - что такое "прирост минус 50%" и что это плохо Вам попробует объяснить тот же каждый 9,9 из 10...
2 февраля 2006 г. 12:58 Романприрост звучит более обнадеживающе :)
9,9 моих знакомых я не буду пугать такими вопросами :о) А вот 0,1 - это где-то в глубине души у десятого знакомого? :о)
А если серьезнее, да, прирост нагляднее в большинстве случаев. И не в процентах, а абсолютных числах.
6 февраля 2006 г. 20:43 Ольга
Давайте лучше спросим Игоря, как удается достичь таких результатов в страховании жизни?
|
|