Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Иностранцы в России, Учет и отчетность, Перестрахование, Регулирование, Тарифы
Развитие перестрахования – роль государства
Клементьев Вадим Владимирович
Генеральный директор ОАО «Профиль Ре» до 12.01.2011 г.
страхование сегодняКакова реакция перестраховочного сообщества на высказываемое представителями государственных органов мнение о необходимости очистки российского перестраховочного рынка? Каким должно быть участие государства в развитии перестрахования?

Линию государства на очистку рынка от того, что не является классическим перестрахованием, мы всецело поддерживаем.

Позитивным является тот факт, что новое руководство ФССН продолжает вести политику, направленную на оздоровление нашего рынка. Ужесточение требований ведет к очищению рынка, к приходу серьезных инвесторов и игроков. А какой инвестор придет на рынок, на котором нет четких, понятных правил?

Позиция нашей компании - заниматься классическим бизнесом, соблюдать требования законодательства и профессионально работать на реальном рынке. Мы настроены серьезно и на развитие компании, и на развитие отрасли в целом. Почему кто-то может себе позволить воспользоваться прорехами в организации страхового дела и демпинговать, «пылесосить» рынок, впоследствии не отвечая по своим обязательствам? Будет ли при таком отношении доверие к отрасли? Скорее всего, нет.

Как нам представляется, необходимо определить не только принципы надзорной деятельности, но также цели и задачи государства в области развития перестраховочного рынка. Мы регулярно слышим о планах развития негосударственных пенсионных фондов или развития ипотеки, иногда даже говорится о развитии долгосрочного страхования жизни как одной из форм пенсионного обеспечения, также хотелось бы услышать и о стратегии развития перестрахования.

Возможно, России была бы необходима даже документально утвержденная единая концепция развития перестрахования, потому что перестрахование - это важная часть страхового и финансового рынка, а без развитой финансовой инфраструктуры невозможно развитие страны в целом.

Общая политика государства, направленная на то, чтобы очистить рынок и сделать его классическим – правильная, вопрос в конкретных методах, которыми она осуществляется.

Эксперты удивительно единодушны во мнении, что на рынке перестрахования уровень отдачи на инвестиции ниже, чем в прямом страховании, не говоря уже о других сферах финансового бизнеса. Мне кажется, российское перестрахование нуждается в мерах стимулирования инвестиций. Это могут быть налоговые инвестиционные льготы, например, в части налогообложения прибыли, реинвестируемой в развитие данного бизнеса.

Я считаю, что сейчас необходимы меры, которые дадут толчок для дальнейшего развития профессионального рынка. Останутся сильные, стратегически ориентированные компании. И тогда можно будет говорить о притоке серьезных инвестиций в бизнес. Считаю, что мы можем и должны «в идеале» войти в элиту мирового перестраховочного рынка, стать одним из маркетмейкеров рынка международного перестрахования.

Так как российский рынок перестрахования в нынешней ситуации менее доходен, чем конкурирующие финансовые сегменты, в условиях жесткой конкуренции за капитал, финансирование инвестиций в перестрахование будет осуществляться по остаточному принципу. Если государство не будет стимулировать развитие рынка, а будет действовать только регулирующими функциями, мы добьемся того, что российским перестраховщикам будет еще сложнее конкурировать с западными.

В западных странах перестраховщики – одни из крупнейших финансовых инвесторов, аккумулирующие большой объем средств и вкладывающие их в экономику своего государства, поэтому оно заинтересовано в их развитии.

Надзор заявляет о необходимости законодательного расширения его полномочий, и это логически обоснованно, вопрос в том, какими конкретно мерами это будет осуществлено. Более жесткие надзорные требования, чем в России, есть на рынках всех развитых стран. Это помогает государству не только заботиться о развитии перестраховочной отрасли, но и строго контролировать и наказывать нарушителей этих требований, потому что там сильные перестраховщики – благо для экономики страны, они привлекают из-за границы дополнительный капитал, инвестируя активы на домашнем рынке.

Почему я расцениваю необходимость стимулирования развития наших перестраховщиков как «панацею» для рынка? Силы и опыт западных и российских перестраховщиков очевидно неравны: первые развиваются менее 20 лет, а вторые - уже третью сотню. Но мы наблюдаем уже сегодня наличие жесткой конкуренции между западными и российскими перестраховщиками. Слишком большие объемы хороших классических рисков ежегодно уходили и продолжают уходить за рубеж. И важно не спровоцировать страховые компании на поиск необходимой им перестраховочной емкости на Западе, что будет представлять собой экспорт капитала из страны.

Кроме того, обязательства России перед ВТО приведут к тому, что в будущем работающие в стране прямые филиалы крупных иностранных страховщиков вообще не будут нуждаться во внешнем перестраховании, переводя средства в материнскую компанию.

Оценивая сегодня российский перестраховочный рынок, мы понимаем, что он в ряде случаев привлекательнее, чем использование возможностей крупных западных перестраховщиков.

До кризиса были нередки случаи, когда западные перестраховщики готовы были пойти на снижение тарифов с определенными партнерами, чтобы получить уже принципиально другой кусок бизнеса, российским же перестраховщикам, по факту, оставалось то, что Запад не принимает.

Кризис вызвал повышение стоимости и без того недешевой западной защиты иногда до 10%, в то время, как в России кризисная ситуация вызвала падение ставок у прямых перестраховщиков, а в отдельных случаях - и падение в разы.

Но кроме падения ставок, одновременно начал падать объем рынка первичного страхования, просели целые сегменты (например, автокредитование, ипотека).

Конечно, российский перестраховочный рынок серьезно недокапитализирован, что влечет дефицит емкости, но чтобы с этим бороться, повторюсь, нужны не только введение жестких регуляторов, но и стимулирующие меры и поддержка рынка.

В целях повышения конкурентоспособности российских перестраховщиков, я вижу острую необходимость и всецело поддерживаю предложение о внедрении обязательного ведения отчетности по МСФО. Международная отчетность не просто «прозрачнее», но и значительно эффективнее, она позволяет четче отслеживать состояние активов. И, что особенно важно для специализированных перестраховщиков, без МСФО практически невозможно получить высокий рейтинг, а без рейтинга – выходить на международный перестраховочный рынок. Соответственно, те, у кого есть желание развивать привлечение зарубежного бизнеса, сами стремятся вести отчетность по МСФО.

Кроме большего уровня прозрачности операций и возможности получения рейтинга, следует не забывать и о других не менее важных вещах: многие клиенты и партнеры, особенно западные требуют отчетность по МСФО, они хотят судить о наших компаниях не только по рейтингу, но и сами проводить собственную оценку партнера.

У западных инвесторов при оценке отчетности существует потребность видеть ее именно в привычном для них формате.

2009 год показал, что западные перестраховщики урезали лимиты емкостей на развивающиеся рынки. Западная Европа, острова и США стали ориентироваться, в первую очередь, на прием с домашних рынков.

Емкость же развивающихся рынков, ранее всегда задействовавшаяся по остаточному принципу, стала еще более востребованной. В некоторых странах, несмотря на кризис, продолжается определенный рост исходящего перестрахования.

Соответственно, для российских перестраховщиков сейчас хороший момент, когда можно входить на эти рынки (если, конечно, есть финансовая устойчивость, инвестиционный рейтинг и профессиональная команда) и привлекать иностранный бизнес. Понятно, что первое время сотрудничества может предлагаться высокорисковый бизнес, и, как следствие, наши андеррайтеры сегодня не пропускают более 50 % котировок из того, что нам предлагается. Но это временный этап, который обязательно будет пройден, иначе мы никогда не научимся работать на мировом уровне.

В таких условиях внедрение МСФО становится особенно актуальным, так как оно позволяет делать отчетность более прозрачной, что облегчит привлечение дополнительных инвестиций, получение рейтингов.

Возвращаясь к роли государства в этом процессе, пожелания перестраховщиков такие: наряду с контролем деятельности перестраховщиков, необходима разработка стимулирующих мер (как именно – это уже другой вопрос, который стоит обсуждать через ВСС или экспертные органы ФССН). Тогда закономерным результатом нашей деятельности, пройдя период накопления, через 15-20 лет российские перестраховщики смогут на равных конкурировать с крупными международными перестраховщиками.

К месту считаю здесь процитировать известную фразу: «То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня». Ведь лучшее, что нам можно сделать в отношении будущего, это определить тенденции.


29 апреля 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Учет и отчетность, Перестрахование, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.72 (голосовало: 32 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
29 апреля 2010 г. 17:18 Автор отзыва
Вот и посчитаем к 1 января 2011, сколько схемных компаний уйдет с рынка только из-за недостаточного капитала, сколько реальных середнячков откажется от перестрахования
4 мая 2010 г. 12:54 Страховщик/Перестраховщик
Статья ни о чем. Статистика очевидно показывает, что российский рынок перестрахования не нуждается в дополнительной капитализации. Более того, даже имеющиеся финансовые возможности далеко не на 100% используются, так что законодательно запланированный рост капитализации не будет толчком для хоть сколько-нибудь сопоставимого роста сборов. Крупным страховым компаниям намного комфортнее работать друг с другом, чем отдавать риски в перестраховочную компанию, объем бизнеса которой в десятки или даже сотни раз меньше, чем их собственный.
К сожалению, перспективы российского профессионального перестрахования довольно туманны. А у отдельных маленьких перестраховщиков их вообще нет.
5 мая 2010 г. 12:35 Автор отзыва
Все уже подсчитано. На реальном рынке перераспределятся копейки - ну, миллиард, максимум полтора. Альфа та же будет опять "пылесосить" рынок в поисках. Все по-старому, скучно и как обычно мутно.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: