Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы




Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Реформа ОМС, Учет и отчетность, Технологии, Обязательное медицинское страхование
Реформа ОМС – первые итоги
Галаничева Нина Павловна
Генеральный директор ОАО СК «РОСНО-МС», член президиума МСМС
страхование сегодняНовый закон «Об обязательном медицинском страховании» вызвал много критики со стороны страхового сообщества. Как ведется работа по его реализации? Какие есть проблемы и достижения?

С января 2011 года началось поэтапное вступление в силу закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», мероприятия распланированы до 2015 года. Критики в адрес закона действительно было много, но, как известно, критиковать легче, чем делать. Закон касается всех 138 миллионов человек населения России, и предстоит долгая кропотливая работа всех участников процесса, о полноценно работающей системе можно будет говорить не раньше 2014-2015 года. Финишная точка – это внедрение единой электронной карты, выдаваемой каждому гражданину для получения медицинской помощи по всей территории России.

Реализация закона предусматривает ряд улучшений, которые сможет ощутить на себе каждый гражданин. Прежде всего, уже в 2011 году закон должен снять проблему неоказания медицинской помощи гражданину, находящемуся за пределами места постоянного проживания (а именно с этим было связано более 40% жалоб граждан). Прежняя схема взаиморасчетов между разными субъектами Российской Федерации была очень сложна, не предусматривала четких обязательств одного субъекта перед другим и, зачастую, медицинские организации просто не получали деньги за лечение «чужого» больного и не были заинтересованы в оказании ему медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчетов поднята на уровень Федерального фонда ОМС, который аккумулирует у себя часть средств и за счет них осуществляет расчеты. Не позднее 25 дней любое медицинское учреждение, оказавшее помощь и выставившее счет, получит деньги за пролеченного больного. Теперь оно прямо заинтересовано в лечении иногородних, поскольку получит те же самые деньги. За отказ в предоставлении лечения законом установлены штрафы.

Вторым важнейшим направлением улучшения положения граждан должно стать повышение доступности медицинской помощи и выравнивание условий ее получения. Сегодня объемы, качество и доступность медицины в разных регионах России существенно отличаются – в силу, в первую очередь, различий в финансовой обеспеченности и материально-технической базе. За 3-4 года действия закона об ОМС, Программы модернизации здравоохранения, нацпроекта «Здоровье» и разрабатываемого закона «Об охране здоровья граждан» должны быть выровнены условия и качество медпомощи по всей территории РФ. Финансироваться данное направление будет за счет субвенций Федерального фонда в адрес более слабых регионов.

Третьим улучшением будет то, что начнет реально действовать право свободного выбора страховой компании и врача. Как следствие, должны измениться менталитет граждан и появиться ответственность за свой выбор.

Есть позитивный момент для частных медицинских организаций, высказывавших недовольство тем, что раньше им было сложно вступить в систему ОМС. Теперь доступ открыт, но надо сказать, что потока желающих в нее попасть пока что не наблюдается. Причиной тому – слишком низкие тарифы, применяемые на сегодняшний день. В настоящий момент не редкость ситуация, когда тарифы покрывают не более 40% от полной суммы затрат, поэтому работать с ними частным медучреждениям не интересно. Кроме того, низкий тариф (наряду со слабой системой наказаний, которая сейчас будет меняться в сторону ужесточения) является причиной вынужденных приписок со стороны медучреждений.

Полный тариф (то есть включающий все статьи затрат медучреждения) вступит в силу только с 2014 года. Однако система предъявляет очень жесткие требования к структуре и порядку оказания медицинской помощи, поэтому готовиться к этой работе частным клиникам следует начинать задолго до введения полного тарифа, а именно уже в текущем году.

Что касается страховых компаний, то пока им не приходилось реально бороться за выбор клиентов. С 2012 года определятся позиции, по которым им можно будет конкурировать. Есть основания считать, что теперь страховые компании начнут осмысленную борьбу за застрахованного.

Однако было бы неправильно не сказать и о недостатках и сложностях в реализации данного закона. Основная часть сложностей связана с отсутствием единообразия между различными территориями Российской Федерации. Каждая территория привыкла работать по своим правилам, и, конечно, за первые месяцы 2011 года чуда не произошло, и измениться ничего не успело. До принятия закона не ставилось задач унификации и стандартизации системы ОМС, создания единого информационного пространства. Сегодня, при подведении итогов, приходится складывать несопоставимые показатели. Необходимо, чтобы учет велся в режиме онлайн, по единым принципам. ФФОМС совместно со страховыми компаниями сейчас разрабатывает меры по преодолению сложившейся ситуации. К сентябрю 2011 года ожидается, что заработают «Общие правила информационного обмена», и к концу 2011-началу 2012 года уже частично пройдут унификация и стандартизация «правил игры» в различных территориях.

Экспертиза счетов, вопреки утверждениям некоторых комментаторов, из компетенции страховых медицинских организаций законом не исключена, каждый счет проходит проверку на основании 8 ключевых параметров. Только через нашу компанию за год проходит счетов на сумму около 70 миллиардов рублей, это огромная работа, требующая большого числа экспертов, как штатных, так и работающих на аутсорсинге. К этому надо добавить экспертизу по обращениям граждан, предусматриваются также тематические и плановые проверки.

С начала 2011 года структура обращений граждан к страховщикам ОМС пока принципиально не изменилась. Около 20% обращений составляют жалобы на медучреждения, остальное – разного рода консультации, справки по выдаче полиса и т.п. Из общего числа жалоб около 40% – жалобы на неоказание, несвоевременное или некачественное оказание медицинской помощи, около 15% – жалобы на поборы и взимание денег за услуги, которые должны оказываться по ОМС бесплатно, остальные – на грубое обращение и прочие нарушения. Улучшение ситуации, безусловно, прогнозируется, но при этом следует понимать, что внедрение и реализация любого нового закона – это долгий процесс.

Закон требует, как бы высокопарно это не звучало, переориентации деятельности медучреждений и страховых компаний на гражданина. Медицинским организациям теперь поставлена цель зарабатывать (а не получать по смете) деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг, а благополучие страховой компании теперь зависит от качества ее работы, от того, выберет ли ее гражданин.

Так что есть все основания рассчитывать, что будет и на «улице» обязательного медицинского страхования граждан праздник!


13 мая 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Учет и отчетность, Технологии, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.14 (голосовало: 14 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
16 мая 2011 г. 04:47 коллега
комментарий
Добрый день. Нина Павловна, как руководитель крупной компании безусловно говорит о глобальных перестановках в системе ОМС, как по-писанному. Но мы, рядовые сотрудники СМО видим, что ничего реально не изменилось. Ни граждане толком ничего не понимают: разъясняй- не разъясняй, ни врачей больше не стало: выбирай, не выбирай ... И от перемены бланка полиса со "старого" на единый ни какие дополнительные двери перед пациентом не откроются, ни на какой территории (своей или чужой) светила медицины в ряд перед человеком не выстроятся.
Согласна, я с Ниной Павловной только в том, что результаты можно будет оценить не ранее 2014-2015гг.
31 мая 2011 г. 10:11 Тимур
Вообще из названий компаний занимающихся ОМС нужно убрать слово "страховые", т.к. никакого страхования они не осуществляют и являются по сути региональной сетью ФОМСа по выдаче полисов и финансированию мед. учреждений.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама