Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Страховые стандарты, Компании и капиталы, Тенденции, Регулирование, Автострахование, Суды и расследования, Страхование ОПО, Страхование ответственности перевозчиков, Банкострахование
Надо уметь работать со всеми сегментами страхования
Сулейманов Эльнур Гамидович
Генеральный директор ООО СК «Согласие» до 15.03.2013 г.
страхование сегодняСтраховщики России демонстрируют устойчивые показатели роста, однако качество этого роста не всегда устраивает как сами компании, так и государство. Какие факторы определяют развитие рынка? Какие риски для компаний несут новые виды обязательного страхования? В чем привлекательность традиционных сегментов классических продуктов? Какие инновационные решения страховщики предлагают своим клиентам? Об этом порталу «Страхование сегодня» рассказывает Эльнур Сулейманов, генеральный директор страховой компании «Согласие».

Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)

 

страхование сегодняКаким был прошедший 2012 год и начало наступившего 2013 года для российского страхования? Какие тренды наблюдаются на рынке? Какие события можно назвать ключевыми для его развития?

Рынок в 2012 году развивался очень динамично, это было связано с действием ряда трендов. Во-первых, на рынок автострахования положительно влиял рост продаж автомобилей. Во-вторых, сказался дальнейший рост портфеля потребительского кредитования. В-третьих, появился новый вид страхования – ОПО. С точки зрения объемов, это достаточно значимые драйверы рынка.

Во взаимоотношениях страховщиков между собой, а также с законодателями и государством наметились очень серьезные проблемы. В первую очередь, я говорю о новых инициативах и интерпретации Верховного Суда и других судебных инстанций по оценке наступления тех или иных рисков.

Здесь, как я считаю, заложена бомба замедленного действия. Дело даже не в том, что решения, принятые Верховным Судом не совпадают со сложившейся практикой применения норм законодательства. Решения, подобные некоторым из них, есть и на Западе, и они работают. Но проблема в том, что на Западе все эти риски заложены в нетто-ставку, а для нашего страхового сообщества они были всегда исключением. В результате, на нашем высококонкурентном рынке мы получаем ситуацию, когда никто не будет осознанно поднимать тарифы. Потребитель не готов переплачивать дополнительную премию, а страховщик, значительно повышающий цены, оказывается вне рынка.

А дальше все может быть очень просто. Если мы поработаем год-полтора в этих новых условиях, то выплаты несоразмерно вырастут. Будет очень плачевно, когда рынок соберется и подсчитает, что же, в итоге, произошло.

В остальном, как хорошо видно по 2012 году, продолжается консолидация страхового рынка. Количество компаний сокращается, что, на самом деле, очень позитивный факт, и я это приветствую. Еще одним важным фактором роста в 2012 году стало изменение коэффициентов по ОСАГО, оно дало значительный эффект.

 

страхование сегодняКак Вы оцениваете результаты работы Вашей компании в 2012 году?

Мы продолжаем развиваться в рамках принятой корпоративной стратегии. С начала 2012 года компания перешла на качественно новый этап своего развития, в рамках которого был сделан акцент на нескольких важных направлениях.

Во-первых, это повышение операционной эффективности и производительности труда, в первую очередь, через автоматизацию бизнес-процессов. В частности, у нас есть IT-стратегия, которую мы последовательно реализуем.

Во-вторых, это усиление нашей команды. Мы хотим стать лучшим работодателем на российском страховом рынке и привлекать лучших профессионалов. Наши усилия в этой области не остались незамеченными, и в 2012 году «Согласие» получило премию «Золотая саламандра» в соответствующей номинации, как лучший работодатель.

В рамках борьбы с издержками был создан операционный центр в Самаре.

И, наконец, в 2012 году нами была запущена инновационная продуктовая линейка «ё-полис. Особая серия», не имеющая аналогов на российском рынке.

 

страхование сегодняКаковы экономические показатели итогов работы компании?

Все, что мы планировали - реализовали. По предварительным данным, наши объемы поступлений по итогам 2012 года увеличились на 30% и составляют порядка 35 миллиардов рублей, значительно выросла доля рынка. Что очень важно, акционер продолжает нас активно поддерживать: уставный капитал в 2012 году был увеличен дважды на общую сумму 3 миллиарда рублей и составляет 7,28 млрд. рублей. Сейчас это один из самых крупных уставных капиталов на российском страховом рынке.

 

страхование сегодняКакие изменения в структуре портфеля компании произошли в 2012 году?

Структура портфеля по каналам продаж и по продуктам, в целом, осталась почти неизменной, если не считать появления нового вида страхования – ОПО.

 

страхование сегодняКак Вы оцениваете старт системы страхования ОПО? В чем причина переоценки данного рынка, какие просчеты и ошибки были допущены страховым сообществом и государством, а чего удалось успешно достичь? Будет ли успешен старт нового этапа – включения гособъектов в страхование ОПО?

По прогнозам, действительно, немножко просчитались. В первую очередь, в связи с тем, что рассчитывали на гораздо более высокий уровень проникновения. Аналогичные проблемы были поначалу и при введении закона об ОСАГО до того, как работники ГБДД начали штрафовать на дорогах за отсутствие полиса. Полагаю, что в ОС ОПО рано или поздно все владельцы объектов придут к пониманию необходимости страховаться, но для этого очень важна поддержка Ростехнадзора, МЧС и других государственных структур.

Кроме того, мы увидели на рынке ОПО многочисленные негативные явления. Некоторые юридические лица посчитали, что им будет выгоднее разными окольными путями менять технические паспорта своих объектов, делать все для того, чтобы объекты перестали считаться опасными, переводить их в другие категории. Я думаю, это временное явление. Надеюсь, что включение гособъектов даст дополнительный импульс развитию этого рынка.

 

страхование сегодняЧто Вы думаете по поводу нового рынка – страхования ответственности перевозчиков?

По страхованию ответственности перевозчиков все гораздо сложнее, чем в ОПО. В первую очередь, это связано с тем, что тарифы были неадекватным образом снижены. По нашим оценкам, в зависимости от того, как будет использоваться вилка тарифов, убыточность может достигать 130%.  Сам по себе закон мы приветствуем, он носит выраженный социальный характер, способствует повышению безопасности на транспорте и гарантирует адекватную и своевременную компенсацию ущерба пострадавшим пассажирам. Также закон имеет значение для сохранения финансовой устойчивости перевозчиков, которая может пострадать при наступлении серьезных убытков.

Нормальная работа по подобным видам страхования возможна при условии разработки понятных правил страхования, устранения ряда правовых коллизий и установления справедливых тарифов. Проведенные у нас в Компании предварительные актуарные расчеты показывали, что убыточность страхования перевозчиков может находиться между 67% и 130%, в зависимости, от преобладания минимальных или максимальных значений страховых тарифов на рынке. Самым нерентабельным является воздушный транспорт (вертолеты), затем следует внутренний водный транспорт. Менее убыточны - международные воздушные перевозки, перевозки троллейбусами и трамваями.

 

страхование сегодняВаша компания уже получила лицензию и намерена работать по новому виду?

Да, конечно. Страховая компания «Согласие» получила лицензию в числе первых 19 компаний. В оценке своих будущих планов мы ориентируемся на целевой показатель доли рынка 4-6 %.

 

страхование сегодняКакие проблемы Вам представляются ключевыми на рынке автострахования? Что будет происходить на рынке в 2013 году, будет ли меняться доля авто в портфеле страховщиков?

Наша философия очень простая: нет плохих линий бизнеса, есть неадекватная цена за риск. Поэтому когда некоторые страховщики говорят, что автострахование – это плохо, или ДМС – это плохо, мы не можем с ними согласиться. Если грамотно работать с автострахованием, правильно оценивать риски и брать за них адекватную цену, это очень интересно страховщику. Поэтому для нас автострахование не является каким-то изгоем, мы собираемся продолжать его развивать. У нас нет задачи сильно увеличивать долю автострахования в структуре нашего портфеля, но в абсолютных цифрах она будет расти.

На сегодняшний день автострахование в структуре страхового рынка занимает более 40 %. Других таких же емких линий бизнеса, которыми страховщик мог бы заменить автострахование, просто нет. Да это и не нужно делать, достаточно правильно работать с автострахованием, правильно устанавливать цену риска.

Рынок автострахования будет и дальше расти, примерно на 7-8% ежегодно. Частично такой более медленный рост будет компенсирован за счет появления новых видов бизнеса. Сейчас наши партнеры, которые работают на площадках автодилеров, с удовольствием начинают продавать новые дополнительные виды страхования: страхование пассажиров от несчастного случая, GAP-страхование (покрытие износа) и «продленная гарантия» (техническое обслуживание машины после окончания заводской гарантии). В общем, эти «три кита», как я думаю, создадут определенный объем поступлений для рынка.

 

страхование сегодняКак велик может быть этот объем, учитывая, что премия по таким продуктам заметно меньше, чем каско?

Да, премия относительно маленькая, но весь вопрос в объеме покрытия. Если говорить про ту же «продленную гарантию» - этот продукт может быть не таким уж и дешевым, все зависит от того, что покрывается. На рынке есть продукты стоимостью от 5 тысяч рублей до 200 тысяч рублей, но не каждый страхователь готов платить больше – это вопрос потребности в подобном продукте и прогнозируемый уровень его проникновения.

 

страхование сегодняА реально продавать его каждому второму? Какая доля людей, по Вашим данным, рассматривает предложение купить дополнительные продукты?

На сегодняшний день практика компании «Согласие» уже показывает, что некоторые продукты-райдеры внутри нашей линейки «ё-полис» пользуются спросом у 40-45 % страхователей, в том числе это касается и ОСАГО.

 

страхование сегодняСохраняется ли интерес компании «Согласие» к рынку сельхозстрахования? Что Вы думаете по поводу нормативного регулирования в агростраховании и взаимодействия между страховщиками?

Агрострахование - вопрос государственной политики, поэтому данный сегмент важен не только для страховщиков. Мы активно развиваем свое присутствие во всех регионах России, планируем достичь успехов в Центральном федеральном округе. Мы уделяем внимание совершенствованию условий и модели агрострахования с учетом многолетней практики разных стран мира. Каждая компания тут сталкивается с идентичными трудностями: оценка риска, андеррайтинг, диверсификация рисков, перестрахование, методология экспертизы при наступлении страхового случая. Это требует постоянного совершенствования законодательства, и мы постепенно решаем эти трудности в рамках «Национального союза агростраховщиков», в состав которого мы входим.

Однако максимальный охват сельхозпроизводителей страхованием в РФ сейчас составляет не более 20%. Есть колоссальный потенциал для развития. И что важно, тем самым мы могли бы помочь государству решить проблему экономии бюджетных средств в случае наступления погодных рисков. Для этого необходимо унифицировать работу по страхованию с государственной поддержкой, что пойдет на пользу всем.

 

страхование сегодняЧто следовало бы поменять в законодательстве, регулирующем российское страхование, в целом?

Необходима дальнейшая унификация правил работы и условий урегулирования убытков. Вместо того чтобы применять к страхованию, включая ОСАГО, законодательство о защите прав потребителей, лучше задуматься об унификации урегулирования убытков и жестче контролировать скорость этого процесса.

Очень важно создание финансового омбудсмена, появления которого мы все давно ждем.

Нужны реальные действия, направленные на скорейшее введение в России актуарного аудита. В его отсутствии кроется большая проблема, именно поэтому время от времени мы снова слышим о громких банкротствах, страховые компании уходят с рынка.

 

страхование сегодняПравильно ли понимать, что Вы считаете решения Верховного Суда следствием неунифицированности работы страховщиков, в частности, в сегменте автострахования?

Совершенно верно. Однако не менее важная проблема автострахования на ближайшее будущее – грядущее изменение объема покрытия по ОСАГО, если оно не будет сопровождаться одновременным повышением тарифов. Увеличение лимитов без повышения тарифов – это нонсенс и приведет только к усугублению негативных ситуаций на рынке. Думаю, если такое решение пройдет, многие крупные компании будут просто сворачивать свою деятельность, приостанавливать активность в некоторых регионах, где тарифные коэффициенты по ОСАГО ниже необходимого минимума.

Очень хотелось бы, чтобы рынок договорился о минимальных стандартах каско, чтобы были унифицированы правила страхования. Эти стандарты необходимо согласовать, в том числе и с Верховным Судом, если требуется, и с регулятором. Тогда у нас не будет возникать таких проблем, как сейчас.

Сегодня Верховный Суд оказывается в непонятной ситуации, когда, с одной стороны есть компании, в которых правила страхования изложены достаточно логично, с другой - есть те, кто, нацелены не платить по убыткам (в основном, это мелкие компании). В этой ситуации Верховный Суд пытается найти свою правду. А нужно всем договориться о единых правилах страхования и порядке урегулирования.

Если бы все необходимые механизмы были созданы заранее, были прозрачны и понятны, таких проблем не возникало бы. Сейчас каждый думает, что он умнее всех и пытается придумать что-то свое в правилах, исключениях и т.п. Это не касается больших компаний – они-то работают более-менее цивилизованно. В основном, относится к мелким страховщикам. В результате, есть клиенты, не получившие возмещения, дела доходят до Верховного Суда. А судьи ведь не страховщики, они пытаются защитить более слабую сторону, то есть страхователя, отсюда и возникают такие решения. И с себя я тоже в этой части не снимаю ответственность – да, мы здесь не до конца доработали вопрос о стандартах, однако сейчас пристально его рассматриваем и обязательно решим в ближайшее время.

 

страхование сегодняКакие проблемы характерны сегодня для рынка банкострахования? Смогут ли страховщики в обозримом будущем преодолеть диктат банков, есть ли шансы на снижение банковских комиссий?

Приходится признать, что размеры комиссии в банкостраховании стали серьезной проблемой на рынке. Однако рынок развивается и будет развиваться. Емкость рынка на сегодняшний день составляет порядка 95 миллиардов рублей. Сюда входит страхование жизни, здоровья, страхование от потери работы.

Есть разные подходы экономистов. Некоторые говорят, что рынок кредитования перегрет, перекредитован, что кредитуются сейчас только население с доходом ниже среднего, а  новые кредиты берутся для погашения старых. Другие говорят, что это не так, и если сравнить показатели России, Восточной и Западной Европы, то по уровню кредита на душу населения мы достаточно сильно недокредитованы.

Я больше на стороне оптимистов и верю, что рынок будет дальше расти, как минимум, в ближайшие 2-3 года.

Что же касается больших комиссий, на самом деле, не все так однозначно. Для страховой компании любой бизнес оценивается не по отдельно взятому параметру его экономики. Это не только комиссия и не только убытки. Когда страховая компания считает свой комбинированный коэффициент, на который влияют и убытки, и комиссия, и административные, и косвенные расходы, то по разным продуктам доли каждого вида расходов принципиально разные. Банковское страхование – это то направление деятельности, где до сих уровень выплат очень низкий, да и расходы на ведение дела там не очень большие, поскольку значительную их часть берет на себя банк. То есть фактически там остается только комиссия, которая, действительно, велика. И, на мой взгляд, до тех пор, пока этот бизнес создает хотя бы 1-2 % прибыли для страховой организации, гонка комиссии будет продолжаться. Банки это прекрасно понимают и пользуются - такова логика бизнеса.

Пока данное направление остается рентабельным, наша компания видит себя активным игроком на этом рынке и будет изо всех сил стараться наращивать там свое присутствие.

 

страхование сегодняВерите ли Вы в то, что наши банки начнут продавать страховые продукты, не связанные с заемщиками, а работать как «банковское окно» по классическим продуктам?

Думаю, что это будет возможно только тогда, когда массовые продукты станут commodity, по ним разработают стандартные правила страхования и урегулирования убытков, будет минимальный стандарт продукта и его качественных характеристик. Тогда не будет разницы, где приобретать продукт, в том числе можно купить его и в банке.

Сейчас люди покупают страхование после консультаций с агентом, сравнивают разные компании, ищут и не могут понять, куда пойти страховаться. Им необходима консультация, помощь, гарантия, что их не обманут. На рынке присутствует много мелких компаний, у которых масса нарушений в работе. До сих пор на рынке естьстраховщики, у которых в правилах написано, что выплата по риску «угон» производится только тогда, если автомобиль угнан с охраняемой стоянки в дневное время суток. Все это не способствует тому, чтобы люди доверяли страховым компаниям.

 

страхование сегодняКакие проблемы в области развития региональных сетей страховщиков высветились в 2012 году? И какие планы в центре и регионах Вы определили для себя на 2013 год?

В конце 2012 года мы сконцентрировались на Московской области. Видим большой потенциал в этом регионе, считаем, что недостаточно там представлены. Сейчас мы работаем в 41 городе Московской области, однако планируем экстенсивное открытие офисов, но сколько их будет, и где именно, пока является тайной. Мы постоянно ведем мониторинг работы существующих офисов, и будем осознанно закрывать точки, которые не соответствуют нашим стандартам качества и эффективности.

Следующий важнейший проект - это создание управленческой учетной системы и системы мониторинга операционных результатов деятельности компании.

Мы запустили единую систему электронного документооборота, включающую процессы урегулирования убытков. Теперь все согласовательные процессы внутри компании проходят в электронном виде. В рамках системы электронного документооборота можно отслеживать движение любого убытка внутри компании: от какого специалиста к какому он пришел, на какой стадии рассмотрения находится, на каждое звено цепочки установлены бенчмарки, то есть сроки реализации данной функции. При этом значительно сократились сроки урегулирования убытков и создано дополнительное удобство для клиентов.

Раньше, когда клиент звонил и задавал вопрос: «Где находится дело с моим убытком?» - мы не всегда могли оперативно ответить. Сейчас любой оператор имеет доступ к единой системе и по номеру убытка может точно и быстро определить, где находится дело. Мы уже получаем от клиентов позитивные реакции по поводу качества и скорости обслуживания, что для нас особенно важно, так как все это имеет значение для налаживания пролонгации договоров.

Период 2012-2014 годов станет для СК «Согласие» важнейшим этапом развития, когда мы перейдем от экстенсивной модели роста к достижению качественных показателей бизнеса. Мы намерены продолжать развитие высокими темпами - они будут выше среднерыночных. Но при этом основной упор будем делать на наиболее высокотехнологичные и прибыльные сегменты – страхование ответственности, спецрисков, СМР, корпоративного имущества. Что касается массовых сегментов, то мы и далее сосредоточимся на повышении качества обслуживания клиентов. Полагаем, что опираясь на нашу профессиональную команду, бренд, развитую филиальную сеть, IT-систему и постоянно совершенствуемые бизнес-процессы, сможем достичь поставленных амбициозных целей.


22 февраля 2013 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Компании и капиталы, Тенденции, Регулирование, Автострахование, Суды и расследования, Страхование ОПО, Страхование ответственности перевозчиков, Банкострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.93 (голосовало: 14 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
23 февраля 2013 г. 11:29 Попов Алексей Владимирович
Повышение культуры страхования
Интервью адекватное и вполне реальное, но... в первую очередь, нужно повышать культуру страхования в массах, то есть ,как мы говорим, в народе!

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: