Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы




Top.Mail.Ru

Репортажи

  24 сентября 2013 г.
Обязательное страхование ответственности: системные подходы в реализации гарантированного возмещения вреда
VI международная конференция. Организатор – РСА, организационный партнёр – НССО
24 сентября 2013 г. в Москве прошла VI международная конференция «Обязательное страхование ответственности: системные подходы в реализации гарантированного возмещения вреда». В работе мероприятия, организованного РСА при поддержке НССО, приняли участие представители государственных органов, крупнейших страховых компаний, российских и международных ассоциаций страховщиков, актуарии, средства массовой информации. Основной темой обсуждения стала проблема разработки и применения обоснованных тарифов по обязательным видам страхования.

В своем докладе Президент РСА Павел Бунин отметил достижения страховщиков за 10 лет работы по ОСАГО – ушли в прошлое разборки на дорогах, успешно компенсируется ущерб потерпевшим, заработала система прямого урегулирования. Обозначены и проблемы последнего года: доля выплат по судам достигла 30 %, что, по мнению Бунина, является прямым следствием появления целого класса автоюристов, зарабатывающих на страховых выплатах. Президент РСА рассказал также о предложениях, направленных в адрес мегарегулятора и касающихся необходимости переноса сроков вступления в силу новых повышенных лимитов по ОСАГО и введения «тарифного коридора» до момента, пока регулятор сможет разобраться в сложившейся неблагоприятной ситуации на рынке.

Президент НССО Андрей Юрьев обобщил большой объем проделанной работы, связанной с запуском двух важнейших законов - по обязательному страхованию ОПО и ответственности перевозчиков, а также отметил текущие тенденции и необходимые меры по совершенствованию системы и росту проникновения страхования. В частности, он сообщил, что налаживается информационный обмен НССО с Ростехнадзором, позволяющий передавать данные о незастрахованных опасных объектах  для взыскания необоснованно сбереженных страхователями денежных средств. В связи с включением в обязательное страхование ОПО гособъектов, подъемных механизмов и лифтов, число заключаемых договоров в 2013 году возрастает, но сумма премий при этом уменьшилась вследствие перерегистрации и укрупнения опасных объектов. Юрьев также обратил внимания на катастрофичный характер риска ОПО (Саяно-Шушенская ГЭС, шахта Распадская – яркие тому примеры), на формирование резервов страховщиков для покрытия таких рисков и накопления реальной статистики потребуются годы.

Заместитель руководителя Службы по финансовым рынкам Банка России Игорь Жук обратил внимание собравшихся на предстоящие 22 октября 2013 года парламентские слушания по изменениям в закон об ОСАГО, проект которых принят Думой в 1-м чтении. Жук призвал осторожно и взвешенно подходить к вопросам тарифной политики по обязательным видам страхования в социально-значимых сегментах. Признавая многочисленные острые моменты, связанные с последними судебными решениями по ОСАГО в рамках потребительского законодательства, докладчик все же не поддержал идею полностью исключить страхование из сферы защиты прав потребителей. Более правильный путь, по его мнению, это развитие системы досудебного урегулирования споров и грамотная работа с потребителем.

Заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева подробно проанализировала сложившуюся систему обязательного страхования гражданской ответственности в России. По словам Балакиревой, универсальные компании, страхующие ОПО, не учитывают в достаточной мере возможную кумуляцию риска, а также не используют предоставленную ГК возможность принимать меры, направленные на снижение суммы убытков. В будущем, по ее мнению, в страховании должны сочетаться бумажные и электронные формы работы, шире применяться урегулирование в натуральной форме, возможно расширение полномочий профессиональных объединений страховщиков. Основой будущей детализации тарифов по обязательному страхованию должен быть мониторинг факторов риска деятельности страхователей и сбор страховой статистики.

Большой интерес собравшихся вызвал доклад Марта Йессе (Mart Jesse), Председателя Фонда дорожного страхования Эстонии (LKF), в котором рассматривалось, как зарождалась и функционирует сейчас информационная система ОСАГО в этой стране. В Эстонии ОСАГО было введено в 1993 году, с 2001 года действует свободный тариф и запрет на рукописное заполнение полиса, а с 2004 года введены европейские лимиты покрытия и отменена система бонус-малус. Либерализация тарифа 10-12 лет назад дала резкое падение тарифов вследствие демпинга, но потом согласованные действия государства и частных страховщиков нормализовали ситуацию. Сейчас в стране всего 0,3 % незастрахованных по ОСАГО автомобилей, сведены к минимуму судебные споры, совместно с органами дорожной полиции ведется «единый реестр ОСАГО» – общая база договоров и убытков, доступная он-лайн круглосуточно, без ввода в которую договор не вступает в силу. По словам Йессе, свободный тариф не является благом для клиента, система вышла на эффективность только после того, как актуариям была поставлена задача рассчитать тарифы так, чтобы избежать неустойчивого финансового положения и банкротств страховщиков.

Независимый консультант Крис Барретт (в недавнем прошлом – Руководитель страховой практики «PricewaterhouseCoopers» в России и Председатель Комитета по страхованию и пенсионному обеспечению Ассоциации европейского бизнеса) отметил, что дискуссия по тарифам всегда возникает тогда, когда информация о факторах, влияющих на ценообразование, недостаточно прозрачна, а на тариф осуществляется политическое давление (что особенно отличает Россию). По мнению эксперта, России предстоит идти по пути США и других стран, где введение и либерализация ОСАГО осуществлялось поэтапно. Что касается ОПО, здесь велик риск недооценки реального риска, если законодательно вводить только минимальные требования к страховому покрытию, полнота защиты должна быть обоснованной.

Руководитель отдела статистики Управления автострахования, безопасности дорожного движения и статистики Германского союза страховщиков (GDV) Йорг Шульт посвятил свое выступление анализу немецкого опыта работы по автострахованию и применения коэффициента бонус-малус. Рынок Германии пережил разные модели ценообразования: с 1933 по 1961 гг. действовали единые тарифы, устанавливаемые государством; с 1962 по 1993 гг. расчеты тарифов в рамках определенных (совместно государством и Союзом страховщиков) нормативов стали вести страховщики и подавать их на утверждение в страхнадзор, их также обязали накапливать страховую статистику и изучать факторы риска; в 1994 году тарифный надзор был полностью отменен, обострилась конкуренция, ставки резко упали. В настоящее время тарифы стабилизировались, при этом определяющая роль в тарифном контроле и сборе статистике принадлежит органам защиты конкуренции и Союзу страховщиков.

Первый вице-президент ООО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров отметил важный тренд – уход страховщиков с ряда региональных рынков ОСАГО, как вследствие банкротств страховщиков (получили лицензии на ОСАГО более 200 компаний, а к настоящему моменту их осталось чуть более 100), так и политических решений об уходе из определенных регионов. Уменьшается не только число региональных компаний, но и число подразделений федеральных страховщиков в проблемных субъектах Федерации, зачастую – до единственного представительства, необходимого по закону. Причина тому – «социальный» тариф и необоснованные региональные коэффициенты в модели ОСАГО 2003 года. Модель сильно устарела, она породила финансово-неустойчивые компании, ориентированные на посредников и завышающие комиссионные. Маркаров выразил сожаление, что в вопросе определения тарифа государство до сих пор думает обо всем, кроме экономики, встает на позицию популизма. Предлагаемый тарифный коридор только облегчит возможность демпинга, а значит, до его введения необходимо очистить рынок от неблагонадежных игроков. В противном случае это только добьет национальный рынок накануне его открытия для иностранных компаний в рамках ВТО.

Первый заместитель генерального директора ОАО СК «Альянс», Председатель Комитета РСА по тарифам, статистике и резервам Дмитрий Попов подчеркнул, что предстоящие серьезнейшие законодательные изменения обострили проблему правильной тарификации. Он согласился с объективной необходимостью увеличения страховых сумм, но обосновал и необходимость соответствующего пересмотра тарифов (в совокупности, все предлагаемые изменения в закон должны повлечь увеличение базового тарифа на 70,8 %). Стратегически решение о тарифном коридоре уже фактически принято, но прежде чем его окончательно оформлять законом, нужно обеспечить строжайший контроль ЦБ и недопущение недобросовестного поведения страховщиков. Попов считает, что минимальный тариф, устанавливаемый законодательно, должен соответствовать обоснованному брутто-тарифу, иначе мы непоправимо дисбалансируем систему ОСАГО, и запаса компенсационного фонда в этом случае будет уже не достаточно.

Заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Игорь Ямов рассмотрел влияние на тарифы по автострахованию технологий ГЛОНАСС и связанных с ними страховых продуктов. По его мнению, они могли бы обеспечить настройку стоимости полисов на индивидуальный стиль поведения автовладельца и дать справедливую тарификацию. Реальная картина стилей вождения в России такова, что до 30 % наших водителей имеют повышенную степень опасности, нужно искать пути освобождения хороших водителей от необходимости платить за плохих.

В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны: