Ведомости онлайн,
12 января 2015 г.
Страховой рынок России вошел в стадию стресс-теста 832 просмотра
Любая попытка подвести хотя бы промежуточные итоги завершившегося года в сфере страхования достаточно быстро отзывается следующей трудностью: оказывается, что оглядываться назад из января 2015-го — очень непростая задача.
Здесь уместно употребить хорошо знакомый всем автолюбителям термин «ограниченная видимость»: круговорот событий последних месяцев значительно затрудняет обзор. Тут и колебания курса рубля, самые значительные за последнее десятилетие, и настойчивые разговоры о стагнации экономики, и война санкций, и многое другое. Кажется, что при такой турбулентности заглядывать в прошлое так же сложно, как и в будущее.
Прошедший год во многом оказался переломным для всего страхового рынка России. То, что с ним произошло, лучше всего характеризует формулировка «из крайности в крайность». Молодой, еще не стабилизировавшийся рынок страховых услуг оказался в последнее десятилетие настоящим экспериментальным полигоном, где действовали далеко не только добропорядочные компании и клиенты. В период бурного развития отрасли появлялись сотни страховых компаний и брокеров, реализовывались различные подходы к клиенту, практиковался демпинг. Одним словом, делалось все, чтобы оперативно заработать деньги на новой услуге, а вот какой сервис предоставить и как за это получить лояльного и финансово грамотного клиента — такого вопроса перед многими не стояло.
С годами все эти процессы породили настоящую пропасть между страховщиком и клиентом, особенно в вопросах доверия. Больше всего клиента всегда интересовали только два вопроса: чтобы страховая компания выполнила свои обязательства при наступлении страхового случая и чтобы сделано это было добросовестно, в частности, без занижения суммы выплат. Но на свои простые запросы клиенты слишком часто получали неудовлетворительные ответы. К многолетней практике отказов добавилась консолидация рынка, ознаменовавшая собой 2012 и 2013 гг. С критериями доверия стало совсем сложно, особенно в контексте бесславного ухода с рынка компаний из топ-20. Сказать, что все это сформировало крайне негативный имидж отрасли, — не сказать почти ничего.
Недовольство копилось, необходимо было предпринять эффективные шаги для «перезагрузки» отношений между страховщиком и клиентом, сделать отрасль понятнее и прозрачнее, а условия игры — яснее. В 2013-2014 гг. маятник качнулся в новое, но, к сожалению, в очередной раз крайнее положение, как будто воздавая всему страховому рынку по заслугам исторического отношения к клиентам. Концентрация «оригинальных» судебных решений по самым, казалось бы, очевидным делам превзошла все мыслимые ожидания. В итоге клиенты из состояния «выплывайте сами» очутились в состоянии гиперопеки, когда страховые компании вынуждают защищать потребителей даже от тех опасностей, о которых на берегу никто не договаривался. Но, как это часто бывает, этой заботой воспользовались самые предприимчивые люди, а обычные клиенты от этого вновь пострадали.
Такой поворот стал еще одним ударом по всей отрасли. Начались эти процессы еще в 2013 г., но именно в прошедшем году они превратились в тенденцию, наносящую ощутимый ущерб не только рынку, но, что важно, самим же клиентам. Именно в 2014 г. ряд крупных международных игроков отказались от операций на российском рынке либо снизили их объемы. И наблюдались эти процессы с самого начала 2014 г., а потому правильно связывать их не с санкциями или обострением взаимоотношений между Россией и Западом, а с целым комплексом изменений.
Кто выиграл от этих решений? Точно не страховые компании и не добропорядочные клиенты: первым приходится урезать бизнес, а вторым, при прочих равных, дороже платить за продукт. В плюсе только мошенники и автоюристы.
Картина складывается крайне пессимистичная и тревожная, тем более что ожидать в наступившем году кардинальных перемен к лучшему не приходится. В прошлом октябре «Автостат» озвучил пессимистичный сценарий развития на 2015 г., спрогнозировав снижение авторынка на 15%. Понятно, что теперь, в условиях ухудшающейся экономической обстановки и падения цены на нефть, такой прогноз уже пора переквалифицировать в оптимистичный. И это тоже один из факторов, который непосредственно повлияет на то, каким будет страхование в 2015 г.
Однако здесь можно отыскать и позитивный аспект: такой стресс-тест может стать решающим шагом российского страхового рынка к взрослению и созреванию. Подтверждение такой вероятности удается найти в истории: мы не первая страна, которая проходит через подобную «страховую турбулентность». Примерно то же самое происходило в США около 20 лет назад. В Америке тогда ушло три года на стабилизацию рынка и его переход в равновесное состояние.
Очевидно, сам по себе факт окончательного вступления России в стадию «страхового стресс-теста» еще не гарантирует его успешного прохождения. Кризисные времена требуют грамотных антикризисных решений. Дорога к прозрачному и стабильному рынку не будет простой, и сравнить ее в настоящих условиях вернее всего с хождением по тонкому льду: если удастся не провалиться, то цель будет достигнута, но следует учитывать, что риски крайне велики.
Итак, нам предстоит непростое путешествие в собственное будущее, в котором цена ошибки чрезвычайно высока, а дорога не проторена и тяжела. Но главное — чтобы она была. Герой фильма «Назад в будущее», популярного в России в 90-е гг., бросает своему молодому другу: «Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся». Очень хочется верить, что это пока не наш случай.
Мария МАЛЬКОВСКАЯ, генеральный директор «Интач страхования»
Вся пресса за 12 января 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июня 2025 г.

|
|
Чита.ру, 23 июня 2025 г.
«Ни страховки, ни поддержки». Общественника обеспокоили госслужащие, которые «добровольно-принудительно» тушат пожары в Забайкалье

|
|
АмурПресс, Хабаровск, 23 июня 2025 г.
Хабаровчанам рассказали, что Банк России упростил подачу жалоб

|
|
ОренбургМедиа, 23 июня 2025 г.
Пострадавшая от паводка оренбурженка отсудила более 600 тысяч рублей у страховой компании

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 23 июня 2025 г.
Пенсионеры Тюменской облдумы получат VIP-страховки за счет бюджета

|
|
Российская газета онлайн, 23 июня 2025 г.
Президент РСА объяснил, почему автовладельцам стоит обращать особое внимание на договор цессии

|
|
Самарское обозрение, 23 июня 2025 г.
Владислав Романов, директор ТФОМС Самарской области: «Я ежегодно прохожу диспансеризацию и всем советую»

|
|
NEWS.ru, 23 июня 2025 г.
В Госдуме объяснили, как получить налоговый вычет по страхованию жизни

|
22 июня 2025 г.

|
|
НГС, Новосибирск, 22 июня 2025 г.
Суд обязал мэрию Новосибирска выплатить компенсацию страховой за ДТП — сколько заплатит муниципалитет

|
|
МК в Красноярске, 22 июня 2025 г.
Красноярцы смогут получить 200 тысяч рублей по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП

|
|
Турпром.ru, 22 июня 2025 г.
Что такое страховка от невыезда и что она реально страхует? Не попадите впросак

|
|
NGS24.ru, Красноярск, 22 июня 2025 г.
Ачинскую кассиршу и ее мужа обязали вернуть деньги «АльфаСтрахованию»

|
|
ГТРК Ставрополье, 22 июня 2025 г.
Ставропольцы все чаще стали жаловаться в Банк России

|
|
Комсомольская правда-Томск, 22 июня 2025 г.
Томичам на заметку: выплаты по европротоколу для владельцев ОСАГО увеличатся до 200 тысяч рублей

|
21 июня 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 21 июня 2025 г.
Россиянам рассказали о лайфхаках, как не переплатить за страховку при покупке квартиры

|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 июня 2025 г.
В Госдуме предлагают за «автоподставы» сажать в тюрьму на срок до семи лет

|
|
МК в Запорожье, 21 июня 2025 г.
Более 40 000 полисов ОСАГО оформили в Запорожской области

|
20 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 июня 2025 г.
Балицкий на ПМЭФ заявил о необходимости принять программу о военных страховых рисках

|
 Остальные материалы за 20 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|