Российская бизнес-газета,
8 декабря 2015 г.
Полис вместо стетоскопа 657 просмотров
Ежедневный предрейсовый осмотр таксистов стоит заменить на обязательное страхование поездки на такси. Подобная мера позволит реально повлиять на повышение качества обслуживания пассажиров и безопасность отрасли в целом, а не отделываться пустыми формальностями.
Практика ежедневных предрейсовых и послерейсовых осмотров автомобилей и водителей пришла к нам из советского прошлого. Тогда таксомоторным делом занимались исключительно государственные таксопарки, а частный извоз был запрещен. В ведении таксопарков находились огромные собственные территории, где были организованы пункты для прохождения как техосмотра автомобиля, так и медосмотра самого водителя. Так, например, по сей день устроена система контроля городского общественного транспорта. Но времена изменились, и сейчас основу таксомоторной отрасли в России составляют небольшие компании и частные предприниматели. А для них ежедневный осмотр выливается в значительные расходы времени и средств, которых и так немного, особенно в регионах. Поэтому вопрос поиска альтернативной и более эффективной меры контроля безопасности поездок на такси стоит достаточно остро. Сегодня законом предусмотрен следующий порядок контроля за состоянием машины и водителя: существует несколько типов медосмотров (предварительные - при приеме на работу, периодические - не реже двух раз в год, ежедневные предрейсовые и послерейсовые), которые водители обязаны проходить за счет работодателя, будь то ИП или организация. Штраф за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра составляет до 5000 рублей для руководителя предприятия и до 30 000 рублей для организации. А порой полицейские штрафуют фирмы даже за то, что в путевом листе нет расшифровки подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый осмотр водителя. За нарушение установленного порядка проведения медосмотра также предусмотрены денежные санкции - до 50 000 рублей штрафа. Кроме того, 1 мая этого года в силу вступил приказ Минздрава России «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Он во многом регламентирован морально устаревшей Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной еще приказом Минздрава СССР от 29.09.89 № 555. В дополнение к этой инструкции Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», но существенных изменений в этих рекомендациях не появилось. И если крупные таксомоторные предприятия могут мириться с «традиционными ритуалами» за счет внутренних технических ресурсов, для остальных законодательные требования практически невыполнимы. Чтобы доехать от места стоянки сначала до пункта техосмотра, а потом до медосмотра, частник тратит более часа, в Москве эту цифру можно смело умножать втрое. Учитывая законодательное ограничение на время работы таксиста - не более 8 часов в день, - сложно предположить, что все строго соблюдают процедуру. В результате многие водители ездят на свой страх и риск без путевых листов с соответствующими отметками либо используют фальшивые договора с медучреждениями и СТО, по которым проставляют отметки о якобы пройденных медосмотрах на год вперед. Такое положение дел, естественно, не способствует безопасности пассажиров такси, а, наоборот, существенно ее снижает. Как и многие принятые во времена СССР нормы, закон исходит из представления о таксисте как о наемном работнике, который не заинтересован в качестве своей работы и за которым требуется неусыпный строгий контроль. Но за это время отрасль прошла большой путь развития, и рыночная конкуренция работает намного эффективнее, чем штрафы. Ежегодный рост рынка частных таксомоторных услуг в России составляет до 10-15%, в одной только Москве к концу 2015 года будут работать не менее 55 000 легальных таксистов. Для цивилизованного становления отрасли совершенно необходимо менять устаревшие нормы и правила на те, которые сегодня могут быть наиболее эффективны. К ним относится введение страхования поездки на такси - это выход на принципиально новый уровень предоставления услуг, основанный не на тотальном контроле государства, а на внутренней саморегуляции рынка. Так, во многих западных странах - США, Канаде, Великобритании – от ежедневного предрейсового осмотра давно отказались, потому что эта мера малоэффективна в условиях либерального развития отрасли, к которому стремятся отечественные законотворцы и предприниматели. Страхование поездки в целом сможет защитить и пассажира, и водителя от возможных неприятностей на дороге, а массовый спрос на эту услугу позволит делать стоимость страховки практически незаметной для потребителя. В свою очередь, для водителей стоимость страховки могла бы зависеть от аварийного рейтинга, то есть водишь аккуратно и следишь за состоянием автомобиля - платишь меньше. По сравнению с прямым государственным регулированием страховые схемы, в основе которых лежат финансовый интерес страховых компаний и личная ответственность водителей, гораздо более действенны и эффективны. Безусловно, определенные проверки технического состояния автомобилей и медосмотр водителей должны сохраниться, но было бы эффективнее эту обязанность переложить на плечи страховых компаний, заинтересованных в отсутствии происшествий финансово. Когда речь идет о страховых выплатах и финансовых гарантиях, контроль будет не только на бумаге, но и на деле. А государству можно оставить программу точечных внеочередных проверок: выборочный контроль на линии, «тайный пассажир» и пр. Если водитель будет знать, что в любой момент может попасть на проверку, то при каких-либо неисправностях ему будет проще и выгоднее приостановить работу, а не продолжать поездки на неисправном автомобиле, подвергая риску себя и своих пассажиров. Данное нововведение позволило бы существенно повысить уровень самосознания и ответственности водителей и частных таксомоторных компаний, поставив во главу угла качество предоставляемых услуг, а не бессистемное стремление заработать во что бы то ни стало.
Вячеслав ЛЫСАКОВ, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
Вся пресса за 8 декабря 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страхование ответственности, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 6 октября 2025 г.
Владельцам авто могут начать возмещать ущерб по ОСАГО без учета износа. Почему идея вызывает споры: разбираемся в нюансах

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|