Life,
24 мая 2016 г.
Риск «разводки» при покупке полиса ОСАГО в регионах — 33% 754 просмотра
Перемирие между автолюбителями и страховщиками оказалось поддельным, как расходящиеся в регионах полиса ОСАГО. Как и год назад, Центробанк вяло и нехотя бьет тревогу. Лайф публикует, в каких регионах автолюбителям тяжелее всего купить полис по сраведливой цене.
Каждая третья страховая компания в регионах нарушает закон при продаже ОСАГО, говорится в исследовании Общероссийского народного фронта, которое есть у редакции.
Среди макрорегионов хуже всего с обязательной автостраховкой в Северо-Кавказском и Южный федеральных округах, здесь шансы купить полис ОСАГО без накруток только 50/50. По всем субъектам РФ в антилидерах Амурскам область: тут сразу 83% компаний допускают те или иные нарушения. Почти так же печально в Рязанской и Кировской областях, Краснодарском крае, Республике Крым. Не зафиксировано нарушений в работе страховых компаний в Подмосковье, Смоленске, Новгороде, Грозном, Перми, Самаре.
Как уверяют в ОНФ и подтверждают независимые правозащитники, в столицах (Москве и Санкт-Петербурге) страховщики стараются не нарушать законы, поэтому эти регионы не вошли в исследование. Всего проверено 577 субъектов страхового дела, проведен опрос среди 793 автовладельцев.
В большинстве случаев автомобилисты жалуются на очереди: от нескольких часов в точках продаж до трех месяцев в случаях, когда компании продают полисы по письменному заявлению или очередь движется по предварительной записи. Фактически автовладельцев шантажируют: не купил дополнительных услуг — не получишь полис, отмечают активисты ОНФ. В самих страховых объясняют это отсутствием бланков, но региональные СМИ не раз сообщали, что таким аргументом орудовали работники «Росгосстраха» — зато полис с допуслугами можно было приобрести без проблем, только в два раза дороже.
«Схема навязывания допуслуг очень проста — клиент приходит в офис компании, хочет купить «автогражданку». Никаких проблем, заключите еще и договор страхования жизни на случай падения самолета и получите ОСАГО. А если нет — извините, у нас полисы кончились, приходите через месяц» — президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Основная причина, по которой небольшие страховые компании ограничивают продажу полисов — большое количество судебных исков по возмещению ущерба после ДТП, отмечают эксперты. По закону, в случае признания размера выплаты недостаточным для ремонта пострадавшего автомобиля, страховая компания выплачивает не только спорную сумму, но и штраф в размере 50% этой суммы. По статистике, больше всего судебных разбирательств проходит именно на юге России — в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде.
Занимаются этими судебными разбирательствами, как правило, не сами автовладельцы, а набившие в данном деле руку автоюристы, работающие за вознаграждение. Именно их страховщики и считают основной причиной своих убытков во многих регионах — к тому же в провинции ОСАГО в среднем в полтора раза дешевле, чем в Москве. Небольшие компании теряют деньги на спорах с автоюристами и вынуждены: а) закрываться, б) переключаться на другие направления страхования, в) злоупотреблять.
Затянувшаяся ОСАГО о Форсайтах
Представители Центробанка подтвердили Лайфу, что проблема с заключением договоров ОСАГО в ряде регионов действительно есть. Причины носят комплексный характер: это и активность автоюристов, и спорные судебные решения. Они приводят к тому, что растет доля нестраховых выплат, связанных со штрафами и оплатой юридических услуг. Некоторые страховые компании навязывают допуслуги, чтобы покрыть убытки от судебных процессов.
— У Банка России есть свой план разрешения ситуации — мы предлагаем изменить законодательство, чтобы сделать продажу электронных полисов ОСАГО обязательной для всех страховых компаний с 1 января 2017 года. Сейчас это право, а не обязанность страховщиков. Кроме того, Банк России проводит надзорные мероприятия. Если мы видим элементы навязывания, нарушения страхового законодательства, компании штрафуются, получают предписания о недопустимости такой практики, — рассказали в Банке России.
При этом, как показывает статистика самой отрасли (Российский союз автостравховщиков), убытки из-за судебных решений мало влияют на доходность бизнеса. За 2015 год итоговые сборы по автогражданке составили 220,2 млрд руб., выплаты по ДТП — 121,9 млрд руб., что составляет лишь 55% от сборов, прибыль страховщиков — 48 млрд руб.
— Страховые компании хотят продавать полисы исключительно в благополучных и неубыточных регионах. Согласно закону об «автогражданке», выплаты по ОСАГО должны составлять не менее 80% от сборов компании. На деле же ни разу за 12 лет практики ОСАГО до этого не доходило, — отметил Николай Тюрников, гендиректор «ГлавСтрахКонтроль».
Страховщики не видят в дополнительных услугах ничего страшного. Собеседник Лайфа в «Росгосстрахе» сообщил, что кросс-продажи (реализация двух сходных продуктов) — это нормальная практика маркетинга и любой хороший продавец ее использует. Кроме того, существует пятидневный «период охлаждени», во время оного клиент, который приобрел вместе с ОСАГО какую-либо дополнительную услугу, может от нее отказаться и получить деньги назад. Представитель «Росгосстраха» заявил, что все случаи навязывания допуслуг на местах компания расследует.
Убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и подобные проблемы, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов. Уже подготовлен законопроект, которым предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тысяч рублей (сейчас привлечь к ответственности можно только должностных лиц), для страховых компаний увеличить штраф до 500 тысяч рублей.
«Снижение количества жалоб, которое фиксировал надзор и общественные организации в этой проблематике летом-осенью 2015 года было связано не с тем, что нарушения прекратились. Потребители, во-первых, просто устали жаловаться (в большинстве случаев это не приводит к результату), во-вторых, сказалась сезонность. История вопроса показывает, что без жестких санкций вакханалию на рынке ОСАГО прекратить вряд ли удастся» — руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов.
Проблемы ОСАГО уводят россиян с цивилизованной дороги
Вполне логично, что в условиях очередей, дефицита полисов и переплаты за ОСАГО, многие автовладельцы предпочитают покупать поддельную страховку или ездить вообще без нее. Несмотря на борьбу с «серыми» страховщиками, купить пустой бланк ОСАГО до сих пор можно в «газели» практически возле любого МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД). Стоить он будет порядка 1,5-2 тыс. руб., что в 5-10 раз меньше средней цены «настоящего» ОСАГО. Однако ответственность в этом случае будет достаточно суровой.
Например, знакомый корреспондента Лайфа Дмитрий З. из Москвы приобрел автомобиль со страховкой, до окончания срока действия которой оставалось полгода. Проверить ее подлинность он не подумал, продавец показался надежным. Однако после встречи с сотрудниками ДПС (не первой, кстати) выяснилось, что бланк страховки «липовый» и Дмитрию пришлось долго доказывать полицейским свою непричастность к подделке документов. Езда с поддельным ОСАГО можно обернуться арестом на срок до шести месяцев, а предъявление такого документа в страховую компанию после ДТП квалифицируется как мошенничество и наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет.
Поэтому многие из тех, кто не выдержал очередей и постоянного подорожания ОСАГО, предпочитают ездить вообще без страховки, оплачивая время от времени штрафы. Но не стоит забывать, что в случае аварии весь ущерб пострадавшему такой любитель экономии будет возмещать из своего кармана.
Как сообщил Лайфу руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту ОНФ Армен Оганесян, на улицы регионов уже вернулись 90-е годы: примерно 30% водителей ездят с битами или другим оружием, чтобы решать вопросы на дорогах, казалось бы, уже забытыми методами.
Александра БАЯЗИТОВА
Вся пресса за 24 мая 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 июня 2025 г.

|
|
74.ru, Челябинск, 2 июня 2025 г.
В России вновь хотят изменить стоимость ОСАГО. Мнение эксперта

|
|
Правда о СРО, 2 июня 2025 г.
Верификация рисков от НОСТРОЙ: СРО нужна страховка

|
|
Известия, 2 июня 2025 г.
Запчасти целого: выплату по ОСАГО без учета износа могут ввести уже в 2025-м

|
1 июня 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 1 июня 2025 г.
СОГАЗ выплатит страховку попавшим в катастрофу в Брянской области

|
|
РБК.Новосибирск, 1 июня 2025 г.
В Новосибирске группа лиц подстроила 32 ДТП и получила 10 млн рублей

|
|
РБК (RBC.ru), 1 июня 2025 г.
Как получить выплату по КАСКО: полная инструкция

|
|
ГТРК Тула, 1 июня 2025 г.
Страховая недоплатила за ремонт после ДТП: Тульский областной суд взыскал с нее полмиллиона в пользу автовладелицы

|
|
МК в Орле, 1 июня 2025 г.
Орловцы стали чаще жаловаться на банки и страховые компании

|
|
Интерфакс, 1 июня 2025 г.
Пострадавшие при обрушении моста в Брянской области получат выплаты

|
30 мая 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Сравни определил финтех-лидеров 2025 года

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|