| 
                        Ведомости,
                        10 октября 2016 г.
                        Финансовый рынок: Вопросы к реформе  753 просмотра Анонсированные Центробанком кадровые изменения в блоке банковского надзора касаются не только судьбы нескольких, хоть и знаковых для рынка, персон. Речь может идти о серьезном изменении самой философии регулирования финансового рынка, которое отразится на всех его участниках. Одним из аргументов, которые лежали в основе принятия четырехлетней давности решения о создании мегарегулятора, был и такой – необходимо наконец выработать единые базовые правила игры на общем финансовом рынке, именно для этого и нужен единый орган с единой философией регулирования и надзора. Напомню, что до того наш рынок был раздерган между разными ведомствами, которые исповедовали совершенно разные регуляторные принципы. За банками традиционно следил ЦБ, за страховщиками – ФССН, за профучастниками рынка ценных бумаг – ФСФР, за товарными биржами – ФАС, за инвестированием средств пенсионных накоплений – Минфин и т. д. В результате в разных сегментах финансового рынка были сформированы разные правила всего – от разных барьеров на вход в отрасль, разных требований к капиталу, персоналу, отчетности, разрешенным для инвестирования активам, членству в СРО, к системе проверок и санкций до разных процедур отзыва лицензий. 
 Объединение разных секторов под формально единой крышей небанковского надзора внутри ЦБ до сих пор не очень способствовало единообразию в принципах и методах регулирования. Да, определенные изменения произошли. Например, были унифицированы правила ПОД/ФТ (противоотмывочное законодательство) и отношения между кредитором (банковским и небанковским) и заемщиком-гражданином. Однако принципиальные различия в подходах к регулированию не только между банковским и небанковским секторами, но и внутри небанковского сектора сохраняются и сейчас.
 
 И вот Банк России заявил о частичном переходе на кросс-секторальный подход: будет создан единый департамент допуска на финансовый рынок, единый департамент ликвидации и оздоровления финансовых институтов, а также единая служба анализа рисков. С одной стороны, можно только приветствовать такое решение. С другой стороны, мегарегулятор пока никак не пояснил цель своих решений и тем более не рассказал о последующих шагах. Остается слишком много вопросов.
 
 Первые два департамента создаются в блоке небанковского надзора, а служба анализа рисков – в блоке надзора банковского. Значит ли это, что в вопросах входа на рынок и ухода с него будет преобладать небанковский подход, а в вопросах риск-менеджмента – банковский? Небанковский подход к лицензированию предполагает отдельные процедуры получения правосубъектности как юридического лица и как лицензиата, обязательность членства в СРО и в ряде случаев – необходимость наличия индивидуальных аттестатов на право работы на рынке. В банковском деле все наоборот. Будет ли в «едином департаменте» продолжаться раздвоение сознания или банки загонят в обязательные саморегулируемые организации? Или, может, наоборот, регистрировать кредитные кооперативы как юрлица будут в ЦБ (подобные предложения есть уже, например, в отношении страховых компаний)?
 
 С одной стороны, вроде бы даже у объединенного департамента допуска не должно быть много работы – в последние годы количество субъектов всех сегментов финансового рынка стремительно сокращается, при этом новые компании выходят на рынок в единичном количестве (кроме, пожалуй, микрофинансового сектора). Так, на банковском рынке количество отозванных и выданных лицензий соотносится примерно как 100:1, случаи появления новых банков уникальны и все они связаны с выходом на рынок иностранных «дочек». Это следствие как завышенных (и все увеличивающихся) барьеров на вход на рынок, так и крайней инвестиционной непривлекательности банковской отрасли в текущих макроэкономических условиях. Аналогичная ситуация и с другими традиционными сегментами финансового рынка.
 
 С другой стороны, департамент допуска нефинансовых организаций занимается не только выдачей лицензий, но и, например, допуском на рынок эмитентов, то есть регистрацией проспектов эмиссий. Это традиционно был самый крупный потенциальный «профит-центр» еще при ФКЦБ/ФСФР. Также он регистрирует изменения правил деятельности некоторых видов профучастников. В общем, есть чем себя занять, даже несмотря на то, что бума IPO в ближайшие годы не предвидится. Будут ли обособлены подразделения, занимающиеся допуском участников и допуском финансовых инструментов на рынок? Будут ли наконец унифицированы правила эмиссии банковских и небанковских ценных бумаг? Пока регулятор не дал ответа.
 
 Как можно разделить централизованный допуск на рынок с децентрализованным надзором? Будет ли сделан следующий логичный шаг – появление общего надзора? Пока все предпосылки к этому есть, но как свою цель ЦБ это официально не заявлял.
 
 Передача полномочий по финансовому оздоровлению в блок небанковского надзора означает ли появление в ЦБ нового куратора Агентства по страхованию вкладов, а также нового куратора для создаваемого фонда санации? Будут ли процедуры банковской санации распространены на другие сегменты рынка? Появление отдельного подразделения по риск-анализу приведет ли к дополнительной отчетности и нагрузке на финансовые институты? Значит ли это, что дискуссия на тему «развитие vs. стабильность» окончательно решена в пользу второго? Ведь любой крупный предприниматель скажет, что главным тормозом на пути внедрения новаций зачастую становятся подразделения риск-менеджмента (да простят меня их сотрудники, к которым я питаю искреннее уважение). Кстати, второй тормоз – это подразделения комплаенс-контроля, которые при сохранении регулятивных тенденций скоро будут превалировать над бизнес-подразделениями. До сих пор департамент ЦБ, склонный к анализу всякого рода рисков, был в ведении зампреда, отвечающего за финансовую стабильность, и славился своим крайним любопытством в отношении бизнес-процессов всех хоть сколько-нибудь значимых участников рынка. Продолжится ли (усилится ли?) эта практика?
 
 Это вовсе не мелкие технические вопросы. Это вопросы, от ответа на которые зависит судьба тысяч игроков финансового рынка и сотен тысяч их сотрудников и клиентов.
 
 К сожалению, непредсказуемость действий регулятора стала серьезным фактором, сковывающим бизнес-активность участников рынка. В самом деле, в мае Банк России выпустил фундаментальный, долго разрабатывавшийся и обсуждавшийся документ под названием «Основные направления развития финансового рынка РФ на 2016–2018 гг.». Там про подобные новации не было сказано ни слова. После этого руководители ЦБ, в том числе его банковского надзора, неоднократно выступали с самых разных трибун, обрисовывая перспективы и задачи. Последние такие публичные выступления были менее месяца назад в Сочи. И вдруг – неожиданный пресс-релиз со словами: «Стало очевидно, что для решения накопившихся проблем недостаточно настройки и интенсификации работы в рамках существующей надзорной практики, необходима глубокая перестройка надзора, обновление всей системы».
 
 Что такого случилось во второй половине сентября в нашем финансовом секторе, после чего очередная революция стала очевидной необходимостью? Чтобы не плодить конспирологические догадки, не лучше ли просто придерживаться собственных публичных стратегий или объяснять, в чем необходимость их пересмотра? Ведь в области макроэкономической политики Банк России уже научился формулировать и объяснять свои долгосрочные цели и приучил финансистов к тому, что обещания регулятора выполняются. Хорошо бы это умение распространить и на область регулирования и надзора.
 
 Алексей САВАТЮГИН
 Автор – председатель правления АНО «Экономическая летопись», заместитель министра финансов России в 2010–2013 гг.
 
  Вся пресса за 10 октября 2016 г. 
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование 
 
				  
				    | 
					      
					        | В материале упоминаются: |  
					        | 
					  
					    |  Компании, организации: |  |  Персоны: |  |  
					        |  |  |  
 
 
		  Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте |  | 
                            
                                | 
                                    
                                        | 
                                            
                                                |  |  
                                                | Архив прессы 
 |  
                                               |  |  |  
                                         | 
                                             
                                               |  |  
                                               | 
                                                   
                                                     | Текущая пресса 
 
                
                 |  |  |  |  | 31 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  Известия, 31 октября 2025 г. Про пасть
 
  
 |  |  |  Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 31 октября 2025 г. «Развёл» на миллион: дело автоподставщика из Владивостока направлено в суд
 
  
 |  |  |  Ура.Ru, Екатеринбург, 31 октября 2025 г. В России хотят ввести обязательную страховку для собак
 
  
 |  |  |  Российская газета онлайн, 31 октября 2025 г. В России появятся стандарты по страхованию подъездов и лестничных клеток
 
  
 |  |  |  Коммерсантъ, приложение, 31 октября 2025 г. Нестраховой случай
 
  
 |  |  |  Известия, 31 октября 2025 г. Игра вчестную: для кредитного страхования жизни предложен единыи? стандарт
 
  
 |  |  |  РБК (RBC.ru), 31 октября 2025 г. Александр Крайник: сильный страховой рынок строится на партнерстве
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. «Ъ» узнал, что Wildberries интересуется покупкой страховой компании
 
  
 |  | 30 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  Известия онлайн, 30 октября 2025 г. Водителей начнут уведомлять о мошенничествах с их полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Новости-Армения, 30 октября 2025 г. Закон о системе медстрахования должен быть принят до конца года - глава Минздрава Армении
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 30 октября 2025 г. Страхование в эпоху конкуренции: глобальное снижение ставок продолжается
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 30 октября 2025 г. Стоимость ОСАГО в России достигла дна, считают страховщики
 
  
 |  |  |  Эксперт-Юг, 30 октября 2025 г. В Краснодарском крае средняя цена страховки жилья выросла за год на треть
 
  
 |  |  |  РБК (RBC.ru), 30 октября 2025 г. Швеция перестала признавать выданные в России медицинские полисы
 
  
 |  |  |  Комсомольская правда-Новосибирск, 30 октября 2025 г. В Новосибирске осудили 21 человека за мошенничество с полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Агентство городских новостей Москва, 30 октября 2025 г. РСА прогнозирует рост стоимости полисов ОСАГО на 2–3% до конца года
 
  
 |  |  |  korins.ru, 30 октября 2025 г. НСИС будет уведомлять граждан об изменениях в их полисах ОСАГО
 
  
 |  
                  | 
   Остальные материалы за 30 октября 2025 г. |  
                 | 
   Самое главное 
   Найти
                   : по изданию
                   , по теме
                   , за период 
   Получать: на e-mail, на свой сайт 
 |  |  |  |  |  |