|
Директор латвийской страховой компании Balva Валентина Грибкова рассказала об особенностях латвийского национального менталитета с точки зрения страхового бизнеса, конкуренции иностранных страховщиков, а также последних тенденциях рынка и партнерстве с Россией.
Росбалт, Санкт-Петербург,
14 мая 2005 г.
Страховой рынок Латвии: пока буря не грянет... 3818 просмотров
Ураган, пронесшийся над Балтией в январе, заставил латвийцев несколько иначе взглянуть на страхование своего имущества. В целом же западные стандарты страхования прививаются в стране непросто. Об особенностях латвийского национального менталитета с точки зрения страхового бизнеса, конкуренции иностранных страховщиков, последних тенденциях рынка и партнерстве с Россией корреспондент "Росбалта" побеседовал с директором латвийской страховой компании Balva Валентиной Грибковой. - Начнем не с самого приятного вопроса. В прошлом году, согласно статистике, спад в сборе страховых премий у компании Balva составил 1,45 млн. латов. С чем это связано? Возможно, возросла конкуренция со стороны иностранных страховщиков: о вхождении на латвийский рынок в начале года заявил австрийский страховой концерн GRAWE, свои планы есть и у Reso Europa... - Я бы сказала, что рынок у нас уже достаточно сложившийся. А те иностранные компании, которые вы назвали, только входят на латвийский рынок. Та же Reso пока представлена больше в Литве. Рынок балтийских стран вообще очень маленький, поэтому я считаю, что новые компании на сегодняшний момент существенного места здесь не займут. Спад же связан не с возросшей конкуренцией, а с тем, что в связи с вхождением в Евросоюз существенно изменились стандарты, связанные с работой бухгалтерии. Например, расчет платежеспособности компаний. Учитывая коэффициенты по нормам платежеспособности, мы должны выбирать, на какой вид страхования обращать больше внимания, на какой - меньше. Конкретный пример: если в страховании гражданско-правовой ответственности раньше существовал коэффициент 1, то с мая месяца он стал 1,5. Причем страховым компаниям практически не дается переходного периода, они должны приспосабливаться к новым условиям, что называется, "с колес". Соответственно, это сказывается. Есть и такая проблема, как уход нескольких крупных клиентов с латвийского рынка. Клиенты большие и значимые - это тоже повлияло на премию.
- Каковы перспективы латвийского рынка страхования в новых условиях Евросоюза, без старых государственных границ? - Думаю, что не только иностранные страховщики смогут прийти на наш рынок, но и мы сами получили реальную возможность выхода на европейский рынок. Мы уже получаем предложения как из Евросоюза, так и от наших балтийских коллег, страховых брокеров, предоставлять нам клиентов. Если проводить разумную маркетинговую политику, правильно ориентироваться на рынке, проблем быть не должно. В целом, можно сказать, мы смотрим на расширение ЕС позитивно.
- Кого из реально действующих иностранных игроков на латвийском рынке можно отметить уже сегодня? - Сильные игроки, если говорить о Латвии - это Ergo и If. Причем If проводит на сегодняшний момент достаточно агрессивную политику - он очень сильно демпингует. Причем создается такое впечатление, что своим демпингом, снижением цен на страховые услуги эта компания пытается забрать клиента, приучить его к себе, а потом уже поднять цену на услуги. По подсчетам эстонских коллег, If в Эстонии занял определенную нишу, и такого демпинга, как в Латвии, там уже не происходит.
- В прошлом году прибыль латвийских обществ страхования рисков составила 4,83 млн. латов, в то же время страховщики жизни понесли убытки почти в полмиллиона латов. В чем, на ваш взгляд, причина такого разрыва - может, латвийцам их жизнь не дорога? - Трудно сказать. У нас вообще несколько занижена культура страхования у людей, они не понимают, что нужно страховаться, страховать свою жизнь и здоровье. По закону в Латвии рисковые страховые компании отделены от компаний, страхующих жизнь. Мы работаем как рисковая страховая компания (non-life). По откликам наших клиентов, которые к нам приходят, они всё еще не очень доверяют жизненным страховым компаниям. Их тоже поначалу было много, но в прошлом году их было 6, а в этом стало 5. И все это компании с иностранным капиталом, кроме Baltikums. С одной стороны, приток средств в эту сферу страхования существует, с другой - очень маленькая часть населения, несмотря на все усилия по рекламе, в том числе медицинского страхования, понимает, что это необходимо делать.
В 2004 году жители Латвии всего внесли страховых взносов на сумму 129,1 млн. латов. В секторе страхования риска размер средней страховой премии составил 52,1 лата, жизни - 3,9 лата. В лидеры рынка в секторах страхования рисков и жизни в прошлом году вышли компании Balta и Bta. Спад в сборе брутто-премий был отмечен у фирмы Baltikums, Rigas Slimokase, страховой компании Parex и Balva. Наиболее популярными видами страхования по состоянию на 2004 г. были КАСКО (25,5 % рынка), ОСТА (22 %), недвижимость (14 %), здоровье (12,5 %).
- Согласно данным опросов, более 40 процентов латышей признались, что не пользуются услугами страхования, не предполагающего накопления средств. То есть, Латвия здесь сильно отстает от стран Запада. В чем причина - это какие-то особенности менталитета, или все-таки вопросы экономики? - Знаете, этот вопрос надо рассматривать двояко. С одной стороны, действительно, люди здесь по сравнению с Западом менее социально защищены и, соответственно, заработные платы не настолько высоки, как там. Второе - люди вообще не приучены были к страхованию. В Америке говорят, на кого человек должен опираться - это доктор, священник, банкир и страховщик. Это все те люди, которые по жизни должны рядом с ним идти. У нас такого нет. Долгое время было в стране и недоверие к банкам, в том числе из-за банкротств банков Olimpija, Baltija и т. д. Кроме того, территория Латвии длительное время не была подвержена значительным природным катаклизмам и это также имело косвенное влияния: если у нас нет землетрясений и бурь, зачем я буду страховаться, выбрасывать деньги на ветер? То есть, люди активно страхуют свои автомашины, понимая, что машины крадут, разбивают - это повышенный риск, уговаривать уже почти никого не надо. Но застраховать свое жилище, если человек не берет кредит в банке и его не просят застраховать залоговое имущество, - люди делают это крайне неохотно.
- Возможно, сильнейший ураган, прошедший над Латвией 9 января сего года, как-то повлияет на психологию потенциального страхователя. Кстати, как эта буря коснулась непосредственно страхового бизнеса компании Balva? - Да, ураган несколько изменил отношение людей к страхованию. Немецкие страховщики подсчитали, что только в Эстонии они выплатили около 3 млн. евро по убыткам, нанесенным этой бурей. Коснулась буря и нас, но не очень значительно. Крупные промышленные предприятия - наши клиенты - сильно не пострадали. У нас были застрахованы краны в порту Вентспилса, но, благодаря предупреждению синоптиков, стрелы были загодя закреплены - ни один кран не был поврежден. В целом ущерб незначителен, в основном это сорванные крыши.
- Вы активно сотрудничаете с латвийскими автоперевозчиками. В последнее время проблем у них немало, причем как на западном, так и на российском направлениях. Каковы особенности этого сектора рынка? Приходилось слышать, например, что для работы в ЕС необходимо будет накопление определенной страховой суммы на каждую машину... - Здесь значительно выросла конкуренция. Я разговаривала с коллегами из Ассоциации латвийских автоперевозчиков, они сообщили, что до 1 мая поляки увеличили количество парка грузовых машин наполовину, литовцы - на треть, у нас количество машин также выросло. Перенасыщение рынка автомашинами вызвало падение фрахтов. А оборачиваемость, в связи с исчезновением границ, выросла. Поэтому, думаю, что все больше и больше перевозчиков, особенно "малышей" будут вынуждены объединяться, укрупняться и т. д. В общем, проблемы у них есть. В направлении же России все более или менее нормально, насколько я понимаю. И многие из тех, кто раньше работали только на западном направлении, теперь стали посматривать на российский рынок - там еще есть возможность сыграть на транзите Запад-Восток. Но там есть другая проблема - число "дозволов". И, не знаю в связи с чем, но на прошлой неделе 484 машины из Латвии стояли на границе России. Так как фрахты у перевозчиков падают (а страховку мы вели от количества машин или от сбора брутто-фрахта), а расходы растут, по страхованию здесь также есть определенные трудности.
- У вашей компании имеется дочерняя фирма - "Балва Санкт-Петербург". В чем основные различия в специфике работы на латвийском и российском рынках страхования? - Там работать еще сложнее, количество компаний на порядок больше. Кроме того, думаю, что население России на сегодня еще меньше готово к страхованию, чем наше (я здесь не говорю о крупных центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург). Понятно, что некоторые страхуются потому, что кто-то обязывает их это делать и если не введены какие-то обязательные виды страхования, это не работает. Я знаю, что когда в Москве произошла трагедия со взрывом домов, там наблюдался бум страхования имущества от противоправных действий третьих лиц. Но в целом в России более актуальна известная поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Наш народ все же более приучен к страхованию.
- Что касается обязательных видов страхования, мы знаем, с какими трудностями шло внедрение "автогражданки" в России. А в Латвии страховка ОСТА привилась без больших проблем? - В Латвии закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев сухопутных транспортных средств" действует уже с 1 сентября 1997 года. Конечно, на пути приучения наших водителей к этому виду страхования были свои трудности. Но это уже позади. Однако, после вступления Латвии в ЕС, во-первых, резко увеличились лимиты ответственности от 10 тыс. латов до 70 тыс. латов - по имуществу и до 250 тыс. латов - по здоровью. В России, для сравнения, лимит ответственности чуть больше 4000 долларов. Во-вторых, единых страховых премий уже нет. Каждая компания рассчитывает и устанавливает их самостоятельно. Кроме того, теперь стандартный договор действует на территории всего Евросоюза, с соответствующими лимитами ответственности, принятыми законами тех стран, где происходит ДТП. Поэтому средняя выплата по ОСТА растет. Будут расти и лимиты ответственности до уровня европейских, и, соотвественно, тарифы. В заключение я хотела бы сказать немного об отношениях Латвии и России. Нельзя, имея границу с каким-то государством, не поддерживать с ним нормальных отношений. Ведь если я живу в доме и у меня на одной площадке несколько квартир, соседей, а я при этом с ними не в лучших отношениях, - наверное, это ни к чему хорошему не приведет. Знаете, чисто по-житейски, когда в доме соли нет, то всегда можно заглянуть к доброму соседу и одолжить. А если отношения испорчены, то ты остаешься в полной изоляции. Думаю, это никому еще пользы не принесло.
Справка Страховое акционерное общество Balva зарегистрировано в регистре предприятий ЛР в 1992 году. Специализируется в области страхования рисков. Компания, единственная среди страховых обществ Латвии, является членом международной сети страхования I.N.I. и входит в четверку лидеров страхового рынка Латвии. Акционером Balva является российская страховая компания "Ингосстрах". Уставный капитал компании на 2004 год - 2 млн. 50 тыс. латов. Персонал - 890 человек. Компания имеет 190 центров обслуживания клиентов.
Беседовал Роман ЦВЕТКОВ
Вся пресса за 14 мая 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 октября 2025 г.

|
|
РБК, газета, 30 октября 2025 г.
Защита зашивается в полисы

|
|
korins.ru, 30 октября 2025 г.
ВСС отмечает высокую активность в Ярославской области недобросовестных автоюристов

|
|
Газета.Ru, 30 октября 2025 г.
В России будут введены стандарты страхования общего имущества в многоквартирных домах

|
|
ТАСС, 30 октября 2025 г.
В России введут стандарты страхования общего имущества в многоэтажках

|
29 октября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
ИИ и технологии нового поколения определяют будущее MGA на страховом рынке

|
|
Тренд, Баку, 29 октября 2025 г.
Азербайджан и Турция подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Риск-менеджеры требуют новой стратегии страхования перерывов в бизнесе

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Рынок страхования авиаперевозок под давлением рекордных убытков 2025 года

|
|
Рамблер (Rambler News Service, RNS), ИА, 29 октября 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и чем он может вам помочь

|
|
СенатИнформ, 29 октября 2025 г.
Набиуллина: для успеха в борьбе с мошенничеством в ОСАГО нужно участие регионов

|
|
cbr.ru, 29 октября 2025 г.
Участникам рынка следует придерживаться единого подхода к информированию клиентов

|
|
CNews.ru, 29 октября 2025 г.
Red Security SOC обеспечит заказчикам компенсацию ущерба в случае успешных кибератак

|
|
Оренбуржье, 29 октября 2025 г.
Проверка репродуктивного здоровья по ОМС

|
|
Время Н, Нижний Новгород, 29 октября 2025 г.
Нижегородские студенты смогут поучаствовать в конкурсе «Знатоки страхования 2025»

|
|
Финмаркет, 29 октября 2025 г.
Количество проблемных регионов в части недобросовестниых практик в ОСАГО снизилось в 6 раз за 3 года

|
|
Интерфакс, 29 октября 2025 г.
Глава ЦБ считает участие регионов в борьбе с мошенничеством в ОСАГО необходимым для успеха

|
|
Авторамблер, 29 октября 2025 г.
Стало известно, заработает или нет система выявления автомобилей без ОСАГО с 1 ноября

|
 Остальные материалы за 29 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|