От государственных ведомств, регулирующих сферу медобслуживания населения, требуют, чтобы расходы на оказание медицинских услуг снижались, а их качество — повышалось. Дистанционные коммуникации и цифровые форматы помогают решить эти две задачи.
Законопроект о телемедицине, разработанный Минздравом, окончательно сформирован и внесен в Госдуму. Уже летом российские врачи получат правовую основу для дистанционного оказания медицинских услуг. Речь идет о применении телемедицины для проведения дистанционных консультаций и консилиумов, дистанционного мониторинга состояния здоровья пациента.
Телемедицина — один из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (около 20% в год). Количество пациентов, пользующихся телемедицинскими услугами, вырастет до 7 млн к 2018 году, считают эксперты IHS. В Европе уровень проникновения технологии сегодня составляет около 30%, а к 2020 году достигнет 50%. К 2019 году мировой рынок телемедицины увеличится до $44 млрд (прогноз BBC Research). В 2016 году его объем составил примерно $18 млрд, по данным P&S Market Research.
Потенциал российского рынка телемедицинских услуг МТС оценила в 18 млрд рублей в год. Около половины врачей положительно относятся к такому формату оказания помощи, выяснили, проведя исследование, в MAR Consult. 35% опрошенных пока настроены негативно, еще 15% не определились. По ожиданиям «Ростеха», объем рынка, включая оборудование, ПО и собственно телемедицинские услуги, к 2020 году может составить 300 млрд рублей.
Польза на экране
От телемедицины ждут как повышения доступности и качества врачебной помощи, так и снижения издержек. В США, самом развитом рынке телемедицинских консультаций, это направление экономит расходы страховых компаний и работодателей в пять раз. По статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционные консультации и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19%, а количество обращений за очной консультацией — на 70%. Экономия на транспортировке тяжелобольных благодаря онлайн-консилиумам достигает $500 млн ежегодно.
В 2016 году в США было проведено около 1,25 млн телеконсультаций (оценка Американской телемедицинской ассоциации). В России после принятия закона более 1 млн консультаций могут быть оказаны, по некоторым прогнозам, уже до конца 2018 года. Ожидается, что и масштабы экономии будут сопоставимы.
«Опыт коллег из США свидетельствует о том, что для массового внедрения телемедицины нужно семь-десять лет, быстрее консервативная медицинская отрасль не изменится,— рассказывает Дмитрий Домарев, совладелец ONEDOC. — Сервис телемедицины неоднороден: он состоит из множества подтипов. От них зависит распределение пользователей по регионам. Например, телемедицина повторного приема более характерна для мегаполисов, где пациенты экономят время на дорогу к врачу и предпочитают общаться с ним через смартфон. Телемедицина со «звездными» врачами («второе мнение») более характерна для регионов — удобство общения с московским профессором для пациента из небольшого города в этом случае безальтернативно. Ведение больных диабетом, кардиологических пациентов определяется местом проживания и готовностью использовать новые технологии. Вероятно, и здесь лидерство на короткий срок сохранится за мегаполисами, но очень скоро регионы оценят преимущества и активно включатся в процесс».
Постиндустриальное лечение
Для того чтобы телемедицина заработала, нужно подготовить, помимо нормативной базы, инфраструктуру (обеспечить клиникам подключение к интернету и оборудование), а также самих пациентов к такому формату взаимодействия с врачом. Параллельно с появлением телемедицинских платформ на рынке уже началось включение телемедицины в полисы добровольного страхования и соцпакеты компаний для сотрудников.
«В периметре профессиональных консультаций «врач--врач» телемедицина давно и хорошо зарекомендовала себя в России, — считает Дарья Голосова, первый заместитель генерального директора компании «Ай-ФОРС» (ГК «ФОРС»). --Создано несколько тысяч телемедицинских центров, в которых проводятся сотни, а то и тысячи телеконсультаций в год. Для клиник дистанционное оказание медицинских услуг станет еще одним, совершенно новым источником дохода. Особенно это будет востребовано пациентами с хроническими заболеваниями, которые смогут передавать показания медицинских приборов, подключенных к телемедицинской системе, напрямую лечащему врачу». К примеру, разработанная «Ай-ФОРС» платформа RemsMed позволяет в режиме реального времени наблюдать за состоянием здоровья пациентов благодаря интеграции с системой носимых ими устройств и оперативно реагировать на изменения. Услуги удаленного мониторинга на базе этой платформы уже оказывают Европейский медицинский центр и Первый МГМУ имени Сеченова в Москве, как по профилю терапии, так и по направлениям эндокринологии, кардиологии, лечения астмы и ведения беременности. Успешно был проведен пилотный проект с участием больных сахарным диабетом.
«Сейчас мы находимся на этапе первичного тестирования, где основными направлениями являются консультации «врач — врач», «врач — пациент» и обмен медицинскими данными», — согласен Денис Швецов, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом». Эта медицинская компания уже начала оказывать телемедицинские услуги — с 1 января в тестовом режиме, а с 1 апреля на платной основе. Было заключено соглашение с группой «Ренессанс Страхование» о прикреплении к телемедицинскому обслуживанию более 200 тыс. корпоративных клиентов из разных регионов РФ. Это первый подобный контракт в стране. До конца 2017 года планируется увеличить число пользователей услуги в рамках годовых программ до 500 тыс. человек и провести на менее 15 тыс. консультаций.
«Корпоративные пользователи — сегодня основные драйверы: либо напрямую, либо через страховые компании они распространяют среди своих работников альтернативный удобный доступ к консультациям врачей, — поясняет Денис Швецов. — Далее произойдет сегментирование услуги «врач — пациент» — от эконом до премиум-уровня. Появятся нишевые провайдеры, например, в таких направлениях, как консультации выезжающих за границу или телеконсультации на железнодорожном или авиатранспорте, где есть своя специфика».
«Реальный потенциал технологий скрыт в системах мониторинга здоровья, — считает Алексей Минин, директор Института прикладного анализа данных Deloitte. — Используя только датчики носимых устройств, можно многое рассказать о состоянии здоровья человека, а если вести полноценную статистику по максимально возможному числу параметров, речь пойдет о персонализированной медицине и персональном подходе. Уже есть все необходимые технологии для развития телемедицины. Это направление может создать новый рынок услуг в России». После принятия закона на него выйдут немедицинские игроки. «Яндекс», к примеру, уже запустил сервис «Яндекс.Здоровье», позволяющий получить консультацию врача в интернете или в мобильном приложении.
Потенциально этот рынок может стать новым полем деятельности и для ИТ-стартапов, хотя здесь пока сложно выстроить эффективную бизнес-модель. Очевидны трудности с привлечением в такие проекты медицинского персонала и с продвижением услуг, где в силу специфики доступны не все привычные маркетинговые инструменты. Для запуска проекта телеконсультаций «врач — пациент» с нуля необходимы инвестиции в разработку технологии (около 20-30 млн рублей), в создание инфраструктуры (врачи, методология, обучение, контроль качества, техническая поддержка и проч.) и в поддержание операционной деятельности — в целом не менее 50 млн рублей, по оценке Дениса Швецова.
Средний «чек» телемединских консультаций будет ниже, чем приема пациентов в клинике, а финансовая нагрузка на новые проекты будет выше. Нужно обеспечивать как мотивацию врачей и управление качеством услуг, так и постоянный приток клиентов. На этом фоне успешнее будут развиваться клиники со сложившейся инфраструктурой и компетенциями, выбравшие «гибридный» формат, то есть включившие телеконсультации в перечень своих медуслуг. Им проще контролировать качество дистанционной помощи и предлагать оптимальную цену, полагает Денис Швецов.
«На первом месте среди пользователей телемедицинских услуг — хронические больные, которые находятся под наблюдением врача, и пациенты, которые хотят получить второе или третье мнение врача по уже поставленному диагнозу,— отмечает Дарья Голосова. — Также существенный объем запросов формируют пациенты, которым необходимо заключение врача по имеющимся документам и результатам анализов. Отдельно можно выделить группу пациентов, проходящих реабилитационный период после тяжелых заболеваний».
Мария ПОПОВА, Светлана РАГИМОВА («Информационные технологии», № 95 от 31.05.2017)
Вся пресса за 11 июля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 6 октября 2025 г.
Владельцам авто могут начать возмещать ущерб по ОСАГО без учета износа. Почему идея вызывает споры: разбираемся в нюансах

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|