Закон.ру,
5 сентября 2017 г.
Заемщику разрешили не заниматься аккредитацией страховщика при банке
712 просмотров
Гражданская коллегия Верховного суда (ВС) изучала, вправе ли банк обязанность заемщика собрать информации о страховщике для аккредитации при банке и увеличить ставку по кредиту, если заемщик этого не сделал. Этот вопрос возник в споре между Александром Ждановичем и АО «Металлургический коммерческий банк». Заемщик купил полис в «Тинькофф Онлайн Страхование», а банк поднял ставку на 5% и потребовал от заемщика предоставить документы для аккредитации страховщика. ВС решил, что для этого надо выяснить, была ли у заёмщика возможность собрать такую информацию (см. определение). Дело отправлено на пересмотр в апелляцию, которая ранее согласилась с увеличением ставки.
Александр Жданович в декабре 2012 года взял в «Металлургическом коммерческом банке» кредит на покупку машины по ставке 20,25% годовых. Полис КАСКО Александр Жданович сначала купил в ЗАО «ГУТА-Страхование», но к моменту, когда надо было продлевать полис, эта компания прекратила свою деятельность. Информацию о другом страховщике банк не предоставил. Тогда Александр Жданович купил полис в ОАО «Тинькофф Онлайн Страхование». Но эта компания не была аккредитована в банке, поэтому банк увеличил ставку по кредиту до 25,25% и предложил заемщику предоставить сведения для аккредитации страховщика.
Александр Жданович потребовал признать увеличение ставки незаконным и уменьшить ее до первоначального размера. Суд первой инстанции его поддержал. Список страховых компаний, аккредитованных в банке, не был частью договора кредита. Александр Жданович со списком ознакомлен не был и по договору не был обязан согласовывать свой выбор с банком. Апелляция отказала Александру Ждановичу, потому что «Тинькофф Онлайн Страхование» не входило в список аккредитованных страховщиков. Кроме того, Александр Жданович не предоставил банку сведения о страховщике для рассмотрения вопроса об аккредитации, чем, по мнению апелляции, нарушил условия кредитного договора.
Гражданская коллегия ВС с апелляцией не согласилась (дело было рассмотрено 1 августа) и отправила дело на новое рассмотрение в ту же инстанцию. По мнению ВС, для решения вопроса о том, вправе ли банк увеличить ставку, надо выяснить, обязан ли был Александр Жданович страховать машину у определенного страховщика, аккредитованного банком, и знал ли он вообще, что такие компании существуют. Кроме того, по мнению ВС, тот факт, что заёмщик не представил документы о страховщике для аккредитации, не означает, что банк вправе увеличить ставку. Надо установить, была ли у Александра Ждановича такая возможность.
Последний вывод коллегии можно считать ключевым в этом деле. Банки не могут заставить клиентов страховаться только в определенных компаниях. Это легко можно признать нарушением антимонопольного законодательства. А вот установить критерии, которым должен отвечать страховщик, чей полис дает право на пониженный процент по кредиту, банки могут. Однако в таком случае надо понимать, как поступить, если клиент застраховался в компании, которую банк ранее не проверял на соответствие установленным критериям. Из определения ВС можно сделать вывод, что доказывать соответствие страховой компании критериям банка клиент не должен.
Гульнара ИСМАГИЛОВА, Закон.ру
Вся пресса за 5 сентября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июня 2025 г.

|
|
Российская газета-неделя, 4 июня 2025 г.
Не остались в пролете

|
|
Комсомольская правда, 4 июня 2025 г.
В Центробанке завели жалобную книгу

|
|
Дейта, Владивосток, 4 июня 2025 г.
Россияне бросились скупать «короткие» полисы ОСАГО

|
|
Ставропольская правда, 4 июня 2025 г.
134 агрария Ставрополья получили субсидии на сельхозстрахование

|
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|