|
С начала действия закона об ОСАГО прошло два года. Но механизм оформления документов при ДТП до сих пор не отлажен. По закону участники ДТП могут сами зарисовать схему происшествия, но на деле страховщики принимают документы для выплаты, если авария оформлена сотрудниками ГИБДД. Проблему могла бы решить служба аварийных комиссаров, пишет "Газета".
Газета,
12 июля 2005 г.
Аварийный мандат 1150 просмотров
С начала действия закона об ОСАГО прошло два года. Но механизм оформления документов при ДТП до сих пор не отлажен. По закону участники ДТП могут сами зарисовать схему происшествия и подъехать на ближайший пост ГИБДД - если обошлось без пострадавших. На деле страховщики принимают документы для выплаты, если авария оформлена сотрудниками ГИБДД. Проблему могла бы решить служба аварийных комиссаров.
На прошлой неделе власти вновь вспомнили о необходимости упростить ряд правил при оформлении ДТП. На заседании правительства обсуждался вопрос возможности усовершенствовать законодательство в области ОСАГО. В частности, одобрили перечень мероприятий по подготовке проектов постановлений правительства и законопроектов. А Министерство финансов предложило упростить оформление документов на получение страховых выплат при незначительных дорожно-транспортных происшествиях, не прибегая при этом к услугам ГИБДД. Если в ДТП участвовало не более двух автомобилей, сумма ущерба незначительна, нет ущерба здоровью людей, то в этих случаях, как предложил Минфин, нет и необходимости вызывать сотрудников ГИБДД. Между тем подобная процедура урегулирования ДТП без участия ГИБДД уже предусмотрена сегодняшним законодательством об ОСАГО. Но на практике страховая компания принимает документы для выплаты, только если авария оформлена сотрудниками дорожной милиции и ее клиент признан виновным группой разбора или судом. Поэтому участникам ДТП приходится вызывать гаишников. Порой приходится ждать часами, заодно создавая проблемы всем остальным, основательно перегородив проезжую часть. И лишь уповать на то, что вызванный страж порядка изучит ситуацию, сделает необходимые замеры и выпишет справку о ДТП без излишней волокиты. Подобное времяпрепровождение нисколько не улучшает и без того подорванное душевное равновесие и потерпевших, и виновников аварии. Конечно, следуя правилам дорожного движения, участники "несложной" аварии, в которой не было пострадавших, могут сами зарисовать и сфотографировать место происшествия и приехать на ближайший пост ГИБДД для оформления. Но такая инициатива может стать наказуемой. Оценивая шансы остаться без страховки, так поступают немногие. Изменить ситуацию могла бы служба аварийных комиссаров. Считается, что в России они существуют уже лет пять. Но такие службы либо ведут самостоятельную работу, либо действуют при страховых компаниях. Специалисты обещают приехать на место ДТП оформить документы, договориться с ГИБДД, помочь эвакуировать машину и взять на себя все общение со страховой компанией. Стоят такие услуги обычно от 30 долларов за выезд. Речь же идет о создании единой службы, которая могла бы существенно снизить нагрузку на ГИБДД. В конце июня на заседании "круглого стола" по вопросам создания службы аварийных комиссаров, проведенного Движением автомобилистов России при поддержке МВД, начальник кафедры Академии управления МВД РФ Анатолий Кононов предположил, как может выглядеть новая структура: она должна быть достаточно большой, чтобы охватить все крупные города страны, ежедневной и круглосуточной. Необходимо создание "единой сети диспетчерских служб" и "сети территориальных станций", чтобы аварийный комиссар мог добраться до места ДТП в течение 15-20 минут. Каждый аварийный комиссар должен не только приезжать на место аварии и выдавать справки для страховых компаний, но и уметь самостоятельно определить виновника ДТП, провести экспертную оценку размера нанесенного ущерба. Служба может быть создана как коммерческая организация, в качестве государственного учреждения или как техническое подразделение ДПС. Финансировать же все это, по его мнению, должен Российский союз автостраховщиков (РСА) из фонда, созданного на отчисления по ОСАГО. Эксперты относятся к затее скептически. Некоторые считают, что создать такую систему в рамках ОСАГО невозможно. Ведь нынешняя структура страховых тарифов не предусматривает оплату работы аварийных комиссаров. Кроме того, если РСА будет за это платить, он будет и устанавливать правила игры. А значит, возможны и попытки монополизации рынка. Кроме того, если в аварии есть пострадавшие или погибшие, значит, было совершено, хоть и не предумышленное, но преступление. Без милиции его разбирать нельзя. Да и где, собственно, взять достаточное количество специалистов, чтобы функции автоинспекции можно было передать новой структуре. В РСА принципиально не возражают против создания службы аварийных комиссаров. Но участники рынка слабо верят в осуществимость затеи в ближайшее время. В качестве примера приводят нереализованную на протяжении последних 2-3 лет идею создания единой базы данных автовладельцев, которая необходима и страховщикам, и ГИБДД. Тем не менее воплотить идею в жизнь, в том числе и на законодательном уровне, пытаются на Северо-Западе, Дальнем Востоке, Урале и в ряде других территорий РФ. В Санкт-Петербурге законодательное собрание города недавно приняло во втором чтении проект закона "О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге". Согласно проекту, служба аварийных комиссаров - юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги при возникновении ДТП на территории Петербурга. Аккредитация службы должна осуществляться уполномоченным органом правительства Санкт-Петербурга. Идеологом проекта выступил Всероссийский союз аварийных комиссаров (ВСА, штаб-квартира в Санкт-Петербурге). Институт аварийного комиссарства работает в Санкт-Петербурге с 1998 года. В городе постоянно дежурит около 50 аварийных комиссаров, готовых выехать в любой момент на место ДТП для консультирования и проведения экспертизы. Питерские аварийные комиссары ежемесячно делают по 8 тысяч выездов на место. Услуги бесплатно предоставляются клиентам, заключившим договоры добровольного страхования автокаско (угон, ущерб), а также клиентам, заключившим договоры обязательного страхования автогражданской ответственности в страховых компаниях, головной офис которых расположен в Санкт-Петербурге. По расчетам ВСА, передача страховыми компаниями полномочий на проведение экспертизы по ДТП аварийным комиссарам обходится страховщикам в 3-5 раз дешевле, чем осуществление такой работы собственными силами. Конечно, питерский опыт выявил некоторые проблемы. Специалисты видят нарастающую опасность со стороны мелких фирм, которые оказывают клиентам формально похожие, но по сути другие услуги. Это скорее юристы, которые выезжают консультировать богатых клиентов и способны серьезно исказить обстоятельства ДТП с тем, чтобы обстоятельства дела выглядели более благоприятными для клиента. Такие действия не преследуют цели проведения независимой экспертизы. Эксперты считают, что подобные фирмы нарабатывают связи, вовлекая в сферу своих интересов сотрудников страховых компаний и правоохранительных органов. А значит, самим страховщикам грозит изрядный клубок проблем.
Справка Аварийный комиссар - физическое или юридическое лицо, уполномоченное страховщиком. Имя, почтовый и телеграфный адрес аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате или в полисе. Аварийный комиссар занимается установлением причин, характера и размера убытков по застрахованным транспортным средствам и грузам. Аварийный комиссар назначается страховщиком внутри страны и за границей в соответствии с законодательством страны пребывания. По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат.
Анастасия ГЕРАСИМОВА
Вся пресса за 12 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 ноября 2025 г.

|
|
РИА Новости, 19 ноября 2025 г.
Страховщики начинают предлагать бизнесу покрытие потерь из-за ошибок работы ИИ - NBC

|
|
Российская газета, 19 ноября 2025 г.
Федеральный закон от 17 ноября 2025 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в статью 33[15] Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

|
|
Хабаровский край сегодня, 19 ноября 2025 г.
Мошенники атаковали страховой рынок Хабаровска

|
|
Коммерсантъ онлайн, 19 ноября 2025 г.
Страховщикам вернули чуть не утраченное

|
18 ноября 2025 г.

|
|
Бизнес online, Казань, 18 ноября 2025 г.
«Очевидно, что они не намерены платить выкуп»: ВСК 7-й день не может оправиться от кибератаки

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Уровень возбужденных дел по признакам страхового мошенничества снижается с начала 2025 г.

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 18 ноября 2025 г.
Пострадавшие пассажиры автобуса, врезавшегося в опору моста, получат компенсацию (сколько и когда)

|
|
РБК (RBC.ru), 18 ноября 2025 г.
В Думе решили не давать губернаторам право исключать страховщиков из ОМС

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
КонсультантПлюс, 18 ноября 2025 г.
ДМС: суды сочли, что клиника в ряде случаев может отступить от условий гарантийных писем

|
|
Авторадио, 18 ноября 2025 г.
В России вырос интерес к краткосрочным полисам ОСАГО

|
|
ТАСС, 18 ноября 2025 г.
ГД приняла во II чтении проект о медпомощи по ОМС в Донбассе и Новороссии

|
|
Тверское информационное агентство (ТИА), 18 ноября 2025 г.
В Тверской области выплаты по автострахованию выросли на 15%

|
|
РИА Новости, 18 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект об ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Газета.Ru, 18 ноября 2025 г.
Сбер планирует нарастить долю на рынке страхования

|
|
Лента.Ру, 18 ноября 2025 г.
Греф рассказал о проактивных звонках СберСтрахования пострадавшим в Курске клиентам

|
 Остальные материалы за 18 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|