Новое время, Киев,
10 июля 2018 г.
Законотворчество, ведущее к бесправию бизнеса 493 просмотра
Самым же серьезным фактором риска для небанковского рынка является то, что Нацбанк как регулятор получит практически абсолютную власть над компаниями небанковского финансового сектора.
Много лет подряд украинский бизнес слышит о том, что государство заинтересовано в дерегуляции, что законодательная и исполнительная власти готовы создавать условия для честной конкуренции, развития и роста разных секторов экономики. Об улучшении позиции Украины в рейтинге Doing Business. О недопустимости бесконтрольного давления государства на бизнес. Как никогда часто такие призывы звучали за четыре «послереволюционных» года.
Однако реальность для страхового рынка оказывается полностью противоположной. Часть законодательных инициатив ставит наш рынок перед угрозой быть отброшенным в развитии на несколько лет назад.
Для страхового рынка таким неприемлемым законопроектом является т.н. «закон о СПЛИТе» – о передаче функций контроля над небанковским финансовым рынком (в том числе и страховым) от нынешнего регулятора Нацкомфинуслуг в Нацбанк.
Почему же большая часть участников небанковского финансового рынка так возражает против СПЛИТа?
Много уже было сказано о несоответствии мегарегулятора, каким стал бы НБУ в случае принятия закона, нынешнему этапу развития финансового рынка в Украине. О том, что у Нацбанка нет системной, обоснованной и продуманной стратегии развития небанковского финансового сектора, как и нет достаточного уровня понимания специфики работы, например, страхового бизнеса.
Что передача регуляторной и нормотворческих функций предусмотрена в формате «сначала передадим полномочия, а потом разберемся, как именно будем мы регулировать и развивать рынок» – заведомо неэффективно и неприемлемо.
Самым же серьезным фактором риска для небанковского рынка является то, что Нацбанк как регулятор получит практически абсолютную власть над компаниями небанковского финансового сектора.
То, что сторонники СПЛИТа пытаются представить, как укрепление институциональных способности регулятора, на самом деле является попыткой дать ему бесконтрольную власть над почти 2000 компаниями небанковского финансового сектора, лишить бизнес возможностей оспаривать безосновательные или ошибочные решения регулятора.
Я каждую неделю участвую в заседаниях совета при Государственной регуляторной службе (ГРС), где рассматриваются обращения госорганов на проведение внеплановых проверок по жалобам потребителей во время моратория на проверки. Каждое заседание большая часть обращений Нацкомфинуслуг отклоняются как безосновательные.
Согласно действующим нормам, каждая жалоба на компанию – это повод для внеплановой проверки Нацкомфинуслуг. Каждая проверка, независимо от того легло в ее основу реальное нарушение или мнимое – отвлечение ресурсов бизнеса на ее прохождение, один из способов давления на бизнес и нечестной конкурентной борьбы.
Сейчас в небанковском финансовом секторе существует баланс полномочий Нацкомфинуслуг, ГРС, Антимонопольного комитета и Минюста, который позволяет находить компромисс между необходимостью надзора за рынком и чрезмерной зарегулированностью и давлением на бизнес.
Не будь ГРС включена в систему контроля жалоб на страховщиков – каждую неделю мы бы получали несколько десятков ничем не обоснованных проверок компаний страхового сектора.
Тех полномочий, которыми сейчас наделена Нацкомфинуслуг как регулятор небанковского рынка, хватает для качественного выполнения функций надзора. Современные подходы к надзору (например, пруденциальный надзор – оценка финансового состояния и нормативов) также могут быть реализованы в рамках работы Комиссии, для этого совершенно не требуется передача ее полномочий НБУ.
Даже существующие сейчас полномочия Нацкомфинуслуг не мешают Комиссии пытаться выйти за их рамки, и навязать рынку дискриминационные правила игры.
Ярким примером являются попытки принять Положение об обязательных критериях и нормативах достаточности капитала и платежеспособности, с требованием увеличения размеров капитала до 30 млн. грн. для всех компаний. Принятие таких документов выходит за рамки полномочий Нацкомфинуслуг, является дискриминационным и методологически неверным. Если документ будет принят, с рынка за ближайшие полтора года будет вынуждено уйти порядка 150 страховых компаний, у которых годовые платежи составляют менее 200 млн. грн. Большая часть из них – нормально работающие бизнесы, финансово стабильные и выполняющие свои обязательства перед клиентами.
Если нынешние регуляторные правила позволяют нам оспаривать решения регулятора в ГРС, не допускать их прохождение через Минюст из-за несоответствия законодательству, то переход регуляторных функций к Нацбанку поставит рынок в безвыходное положение: «доктор сказал в морг, значит в морг».
Государству сейчас, как никогда, нужна широкая поддержка бизнеса, в том числе малого и среднего. Бизнесу нужна поддержка государства. Ничего сложного и невозможного: понятные правила игры, условия для честной конкуренции, баланс интересов государства, бизнеса и потребителей. Законопроект про СПЛИТ – один из многих экзаменов нашего государства на реальную готовность строить диалог «власть-бизнес». Посмотрим, как оно с ним справится.
Вячеслав ЧЕРНЯХОВСКИЙ, Генеральный директор Ассоциации Страховой бизнес
Вся пресса за 10 июля 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 июня 2025 г.

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 июня 2025 г.
Шаги к справедливости. Юрист - о том, как оспорить заниженную компенсацию по ОСАГО при ДТП

|
|
Банки.ру, 3 июня 2025 г.
Россияне теперь могут оперативно жаловаться в ЦБ на нарушение своих прав финансовыми организациями

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
Эксперт Иванов: страхование от кибератак в России носит единичный характер

|
|
5 колесо, 3 июня 2025 г.
Введение массовой проверки ОСАГО по дорожным камерам: какие будут последствия для водителей?

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис, в котором можно обжаловать действия банков и МФО. О каких нарушениях смогут сообщать граждане

|
|
Ведомости, 3 июня 2025 г.
С начала года страховщики продали более 1,6 млн коротких полисов ОСАГО

|
2 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Moody's подтверждает рейтинги китайских страховщиков, но указывает на риск торговой напряженности

|
|
РИА Новости, 2 июня 2025 г.
ЭКСАР застраховал гарантию Совкомбанка по импортной сделке

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Страховщики представляют пять приоритетов для повышения конкурентоспособности ЕС и устойчивости к изменению климата

|
|
Финмаркет, 2 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердило рейтинг СК «СОГАЗ-Жизнь» на уровне ruААА

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Глобальные потери в судоходстве снизились до рекордно низкого уровня

|
|
Известия онлайн, 2 июня 2025 г.
На ЦИПР-2025 представили платформу для управления здоровьем сотрудников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Риск лесных пожаров в США усиливается, что требует большей устойчивости и сотрудничества

|
|
Portnews, 2 июня 2025 г.
Швеция ужесточит контроль над иностранными судами в своих водах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Прекращение сбора данных о стихийных бедствиях NOAA может затруднить реагирование страховщиков на вторичные опасности

|
|
Банковское обозрение, 2 июня 2025 г.
На свой страх и киберриск

|
 Остальные материалы за 2 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|