Парламентская газета,
12 декабря 2018 г.
Как не переплачивать за полис ОСАГО
370 просмотров
На рассмотрении Госдумы находится законопроект, в котором предлагается повысить штраф до одного миллиона рублей для автостраховщиков за необоснованные платные услуги или отказ в заключении договора ОСАГО. Заставит ли эта мера страховые компании работать честно и что делать, если вас всё же пытаются развести? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали эксперты и законодатели.
Услуга на миллион
Ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году. В качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
При этом, как отмечают авторы новых поправок — депутаты от партии «Справедливая Россия», количество жалоб граждан на отказ в заключении договора ОСАГО не снизилось, что свидетельствует о недостаточной эффективности установленной меры ответственности. В связи с этим парламентарии предлагают повысить административные штрафы, предусмотренные статьей 15.34.1 КоАП для юридических лиц, установив их в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей.
По словам федерального эксперта по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергея Кузина, пик отказов в выдаче полисов ОСАГО был полтора года назад. Сейчас проблема уже не такая острая, но в токсичных регионах она осталась.
«Там, где сумма выплат у страховщиков сильно превышает сумму сборов, купить полис по-прежнему проблематично, — пояснил эксперт. — Это Краснодарский край, например, и в целом юг страны».
Новые уловки
Правозащитники назвали самый яркий предлог для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО: автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто. Большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.
Другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.
Также многие не знают, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии. Однако следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.
«Страховые компании быстро подстроились под требования законодательства, — констатировал Сергей Кузин. — Сейчас уже не заключают допполисы - клиенту просто предлагают оплатить услуги брокера, который «заключает» полис ОСАГО. Это не подпадает под дополнительный полис, от которого можно отказаться, это услуга».
По его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?
Отказ надо доказать
Даже если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, нельзя забывать, что факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.
Ранее глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями. Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.
Законное основание для отказа
Следует помнить, что не каждый отказ страховщика противозаконен. Полис не выдадут без прохождения техосмотра и предоставления оригиналов паспорта, водительского удостоверения и документов на машину. Не сможет застраховать автомобиль и лицо, не имеющее никаких документально подтверждённых прав на него.
Как рассказал «Парламентской газете» сенатор Александр Башкин, для решения проблем в сфере ОСАГО необходим комплекс мер, а не одна единственная.
«Я поддерживаю ужесточение ответственности за незаконное навязывание услуги, которая не нужна гражданину, и отказ от предоставления полиса ОСАГО, если практика показывает, что действующие санкции неэффективны, — пояснил парламентарий. — Однако одновременно следует предусмотреть и меры для защиты законной деятельности страховщиков, которые несут убытки от действий юридических аферистов».
Лучший вариант
Чтобы избежать дополнительных накруток цены и исключить любые трудности при оформлении автогражданки, эксперты рекомендуют приобретать электронные страховки. С января 2017 года электронные полисы обязаны продавать все компании, имеющие лицензию на ОСАГО. Полный перечень таких организаций с адресами их официальных интернет-ресурсов доступен на сайте Российского союза автостраховщиков.
При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сбои.
Сравнение численности автопарка и количества заключённых договоров ОСАГО
Вся пресса за 12 декабря 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 июня 2025 г.

|
|
Финмаркет, 5 июня 2025 г.
Совокупная чистая прибыль страховщиков увеличилась в 1-м квартале на 54,5%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Как DeepSeek может ускорить внедрение инноваций в страховании

|
|
Банковское обозрение, 5 июня 2025 г.
Чистая прибыль страхового рынка в I квартале достигла 153 млрд рублей

|
|
cbr.ru, 5 июня 2025 г.
Средняя цена полиса ОСАГО в I квартале составила 6,9 тыс. рублей

|
|
Autonews.ru, 5 июня 2025 г.
Названы самые угоняемые машины в России. Рейтинги от страховых компаний

|
|
Финам.Ru, 5 июня 2025 г.
IPO Slide Insurance станет тестом для новых моделей страхового бизнеса

|
|
Report.Az, Баку, 5 июня 2025 г.
Фонд агрострахования за 5 месяцев выплатил фермерам более 4 млн манатов

|
|
Татар-информ, Казань, 5 июня 2025 г.
Кредитный рейтинг Ак Барс Страхование подтвержден на уровне A-.ru с позитивным прогнозом

|
|
Турпром.ru, 5 июня 2025 г.
Российские туристы потянулись в страховые компании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Новые немецкие условия киберстрахования не отвечают требованиям клиентов

|
|
Life, 5 июня 2025 г.
Ловушка на дороге: Россиянам раскрыли, как автоподставщики наживаются на страховках

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 5 июня 2025 г.
СК «Гайде» арендовала 1,4 тыс. кв. метров в БЦ «Остров» на Васильевском острове

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Страховой сектор твердо противостоит таможенным тарифам

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 5 июня 2025 г.
Диспансеризация. Нарушения, приписки, не выявленный рак

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 5 июня 2025 г.
Врио руководителя Территориального фонда ОМС назначен Дмитрий Лисовец

|
|
atorus.ru, 5 июня 2025 г.
Заболевших Коксаки в Турции – не больше, чем каждый год

|
|
CNews.ru, 5 июня 2025 г.
«МегаФон»: россияне стали чаще покупать страховки для путешествий за рубеж

|
 Остальные материалы за 5 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|