деньги.ua,
16 апреля 2019 г.
Вячеслав Черняховский: Вредный «сплит» 634 просмотра
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти.
Вячеслав Черняховский, генеральный директор ассоциации “Страховой Бизнес“, видит серьезные риски в “сплите“, то есть в передаче Нацбанку надзорных функций над страховщиками. Аргументы за “сплит“ звучат из каждого утюга, а вот на чем базируется другая точка зрения, не особо говорят.
Вот уже второй год небанковский рынок ждет и гадает, примет или нет Верховная Рада во втором чтении законопроект № 2413а, больше известный как закон о “сплите“. Речь идет о разделении Нацкомфинуслуг и передаче большинства полномочий по регулированию небанковского финансового сектора Нацбанку и частично - Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. И если первые попытки вынести законопроект на второе чтение вызывали драматический эффект среди участников рынка, то после безуспешной пятнадцатой попытки ситуация становится как в анекдоте о неуловимом Джо, который был неуловим, потому что никому не нужен.
Не секрет, почему так происходит: среди самих народных избранников нет единой позиции относительно законопроекта, поэтому шансы на то, что № 2413а пройдет, невелики. Я общался с большим количеством депутатов разных фракций. Многие из них однозначно против законопроекта, поскольку прекрасно понимают негативные последствия его принятия в такой форме.
Эксперты тоже неоднократно“по косточкам“ разобрали основные положения законопроекта и обозначили все ключевые проблемные места в нем. Это - отсутствие комплексного и системного подхода, нарушение норм Конституции и целого ряда других законодательных актов, создание предпосылок для коррупции и давления на бизнес. Как итог - уничтожение национального бизнеса в этом сегменте экономики, перспективы десятков тысяч новых безработных из числа сотрудников финансового сектора и сокращение поступлений в бюджет на сотни миллионов гривен в год.
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти. Мы постоянно слышим о том, как отлично была проведена чистка банковского рынка, как позитивно это повлияло на банковскую систему. Но, так сказать, есть горькие нюансы.
Многие банки были выведены с рынка с целым рядом нарушений. Пара банков, у которых была отозвана лицензия, подали в суд на Нацбанк с требованием возместить убытки, понесенные в ходе ликвидации. Ранее еще несколько банков выиграли суды по незаконности их ликвидации (например, Радикал банк. - Прим. ред.).
В свете предстоящего второго тура президентских выборов и грядущих парламентских выборов как смысл, так и перспективы принятия законопроекта о “сплите“ становятся еще более туманными. Все отлично понимают, что с возможной сменой президента и состава Верховной Рады ветер в регуляторных подходах тоже может поменяться. Да, формально НБУ от президента не зависит. Дефакто, в случае смены президента, всегда сменяется и глава Нацбанка (полномочия нынешнего главы НБУ истекут в марте 2025 года, за год до завершения полномочий избираемого президента. - Ред.).
Вероятность, что законопроект № 2413а примут, и будут предприняты попытки реформировать надзор за небанковским сектором согласно его положениям, все же есть. Но потом в НБУ придет “новая метла“, понимающая неэффективность этого подхода или имеющая другие взгляды на принципы надзора - и опять начнется пересмотр законодательной базы. В очередной раз вместо стратегического, последовательного и системного развития небанковского сектора мы получим череду непродуманных экспериментов над ним.
Объединение участников финансового рынка, куда входит возглавляемая мной ассоциация “Страховой бизнес“, а также 15 других общественных объединений, разработало альтернативную Концепцию реформирования надзора за небанковским финансовым сектором. Она базируется на опыте польского рынка. Основной принцип, который лег в основу концепции, - это разделение функции регулирования (которая может быть отдана Минфину) и функции надзора, контроля и защиты прав потребителя. Для надзора будет создан отдельный орган. И этот орган, в отличие от Нацбанка, как мегарегулятор, будет действовать полностью в правовом поле. Без всяких спецстатусов, созданных для монетарной политики, а вовсе не для регуляторных функций.
Такой подход имеет два преимущества: более высокий профессиональный уровень каждого направления работы - и методологии, и надзора как такового, и минимизация коррупционных рисков для бизнеса. Даже сегодняшняя ситуация, когда Нацкомфинуслуг одновременно и разрабатывает правила игры и контролирует их выполнение, создает возможности для коррупции и тенденциозных изменений условий работы небанковского финсектора в угоду определенным группам участников рынка.
В ближайшее время мы с коллегами сконцентрируемся на продвижении нашей концепции и трансформации ее в проект закона. Концепция реалистичная, продуманная и нацеленная на развитие рынка в условиях равной и честной конкуренции. Мы в нее верим.
Вся пресса за 16 апреля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 сентября 2025 г.

|
|
Банковское обозрение, 26 сентября 2025 г.
Очевидное в своей неочевидности

|
|
мвд.рф, 26 сентября 2025 г.
Следственной частью ГУ МВД России по СКФО возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги по системе обязательного медицинского страхования

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В Ингушетии завели дело за мошенничество в сфере медстрахования

|
|
Парламентская газета, 26 сентября 2025 г.
Регионам предлагают дать право передачи функции частных страховых в ОМС

|
|
Интерфакс, 26 сентября 2025 г.
Четверо подозреваемых задержаны в Ингушетии по делу о хищении 120 млн рублей

|
|
Тюменская линия, 26 сентября 2025 г.
Аграрии Тюменской области застраховали 160 тысяч гектаров сельхозкультур в 2025 году

|
|
Реальное время, Казань, 26 сентября 2025 г.
Количество заявлений по европротоколу в Татарстане вошло в топ-10 регионов России

|
|
Российская газета онлайн, 26 сентября 2025 г.
Суд отказал в выплате по ОСАГО компании за столкновение двух ее автомобилей

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Доля европротокола в общем числе заявлений по ОСАГО превысила 41%

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 26 сентября 2025 г.
После катастроф в 2024 году Польша понесла рекордные потери. Они обойдутся страховому сектору в $1 млрд

|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 26 сентября 2025 г.
В Нижегородской области продажи страховых автополисов выросли на 13%

|
|
Подмосковье сегодня, 26 сентября 2025 г.
Омбудсмен Подмосковья разъяснила начисления на добровольное страхование при оплате ЖКУ

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Тарифы по страхованию урожая с господдержкой в РФ снизились за несколько лет на 48% и 17% по двум ключевым программам

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В ГД внесут законопроект о праве передавать функции частных страховых в ОМС

|
|
Авторадио, 26 сентября 2025 г.
Пожилые россияне стали чаще попадать в ДТП

|
|
Коммерсантъ, приложение, 26 сентября 2025 г.
Без водителя, но с полисом

|
|
МК в Мурманске, 26 сентября 2025 г.
В Печенгском районе суд заставил виновника ДТП вернуть страховщикам полмиллиона рублей

|
 Остальные материалы за 26 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|