Право.Ru,
5 августа 2021 г.
Международное ОСАГО: кто компенсирует ущерб в заграничном ДТП 455 просмотров
Компания застраховала в «Росгосстрахе» машину по специальной международной программе. Из-за ДТП в Германии организации пришлось срочно выплатить €20 000 из своего кармана. «Росгосстрах» возместить эти расходы не захотел. Суды встали на его сторону и посоветовали истцу обратиться к немецкой организации. ВС объяснил, почему ущерб от такого ДТП оплатит именно российский страховщик. И это новая позиция для российской практики, предупреждают эксперты.
В августе 2014-го общество «Фестина-Рус» застраховало свой тягач Scania, получив в «Росгосстрахе» полис «Зеленая карта». Это своеобразное международное ОСАГО. Без него нельзя въехать в европейские и некоторые другие страны.
Российская страховая ущерб не компенсировала
Во время действия «Зеленой карты» тягач ехал по Германии, и вдруг у него загорелись покрышки. Пострадала не только машина, но и дорожное покрытие с защитными ограждениями. Чтобы устранить последствия ДТП, немецкая полиция привлекла компанию О.M.H. Ruckert GmbH. Та все починила и выставила счет «Фестине-Рус». Причем потребовала компенсировать расходы немедленно и отказалась ждать, пока российская компания получит страховое возмещение. Все осложнялось тем, что тягач отбуксировали на штрафстоянку и обещали вернуть только после оплаты этого счета. «Фестине» пришлось оперативно отдать почти €20 000.
Сначала «Фестина» пыталась получить возмещение через Deutsches Büro Grüne Karte e.V. — компанию, которая в Германии занимается урегулированием претензий по автогражданской ответственности в рамках «Зеленой карты». Но та отказала [причины отказа в судебных актах не указаны — Право.ru].
Затем «Фестина» обратилась в «Росгосстрах», но и тот ничего не возместил. Российская страховая посчитала, что общество должно разбираться с Deutsches Büro Grüne Karte e.V. и InterEurope AG — международной организацией, которая также занимается претензиями по «Зеленой карте». Тогда «Фестина» потребовала деньги у «Росгосстраха» через суд.
Сначала присудили, а потом забрали
«Росгосстрах» пытался убедить АС Московской области, что страховой случай надо было разбирать в InterEurope AG и Deutsches Büro Grüne Karte e.V. Но суд не принял этот довод. «Росгосстрах» — участник договора страхования. «Фестина» свои обязанности выполнила, а значит, и страховая должна. Поэтому с «Росгосстраха» взыскали €20 000 (дело № А41-90465/18).
Но 10-й ААС отменил это решение. Урегулирование требований по «зарубежному» ДТП производится по законодательству той страны, где произошла авария, по правилам «Зеленой карты» и по соглашению с соответствующим национальным бюро «Зеленой карты», указала апелляция (п. 44 Правил страхования по «Зеленой карте»). То есть взыскивать с «Росгосстраха» возмещение за ДТП в Германии нельзя, разъяснил 10-й ААС. Отменить это решение в суде округа не удалось, поэтому «Фестина» обратилась в Верховный суд.
ВС защитил владельца машины
Дело рассмотрела «тройка» под председательством Надежды Ксенофонтовой. При наступлении вреда потерпевший самостоятельно выбирает ответственное лицо, напомнили судьи. Можно обратиться как к страховщику, так и к непосредственному причинителю ущерба. Компания О.M.H. Ruckert GmbH знала, что машина застрахована, но хотела получить компенсацию от ее владельца. И после возмещения убытков «Фестина», как страхователь, получила право требовать выплату страхового возмещения в свою пользу.
Проверять информацию, которая нужна для выплаты страхового возмещения российской организации из-за ДТП в Германии, должен был «Росгосстрах» как «конечное ответственное лицо», указал Верховный суд.
«Росгосстрах» узнал в немецком страховом бюро, что О.M.H. Ruckert GmbH к ним не обращалось. При этом по просьбе российского страховщика бюро оценило финансовое требование этой компании к «Фестине» как «содержащее предположительно не покрываемые обязательным страхованием расходы». Этого недостаточно, чтобы отказать в возмещении, подчеркнул ВС. Он отменил акты апелляции и кассации, а в силе оставил решение первой инстанции (дело № 305-ЭС21-3003).
Юрист Инфралекс Марина Крайнова с Верховным судом не согласна. Позиция апелляции, которая сослалась на п. 44 правил страхования по «Зеленой карте» более обоснованная, считает эксперт. Возмещение вреда должно производиться по закону той страны, где произошло ДТП, уверена юрист. Раньше в таких же спорах российские суды отказывали во взыскании возмещения с российских страховщиков, рассказывает она. Например, АС Московского округа в деле № А40-92769/2013 указал: требование о компенсации надо предъявлять в белорусское национальное бюро, а не к российскому страховщику.
Особенности «Зеленой карты»
«Зеленая карта» — не именной полис, в нем указываются данные страхователя, но управлять машиной может любой человек, говорит Алексей Чернышенко, юрист АБ S&K Вертикаль .
Этот полис нельзя продлить. Если во время заграничной поездки его срок истечет, придется страховать машину заново, говорит Чернышенко. Есть и другой вариант — купить местную страховку. Но нужно помнить, что она будет действовать только в одной стране.
При отказе автовладельца от «Зеленой карты» до начала ее действия, вернут только 70% страховой премии (п. 31 правил страхования). Вы потеряете деньги, даже если не поедете за рубеж из-за обстоятельств, которые не зависят от вас, объясняет Чернышенко.
Оформлять «Зеленую карту» нужно в аккредитованных Российским Союзом Автостраховщиков компаниях. Мошенники часто завлекают заниженной ценой или акциями, но на этот полис действует одинаковый для всех тариф, предупреждает юрист. Сейчас оформлять такое страхование могут только 10 компаний.
Екатерина КОРОБКА
Вся пресса за 5 августа 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 апреля 2024 г.
|
|
Российская газета онлайн, 26 апреля 2024 г.
Вырос спрос россиян на страховки для поездок в Китай
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Искусственный интеллект и другие революционные изменения на казахстанском рынке страхования
|
|
Южный Урал, Оренбург, 26 апреля 2024 г.
Оренбуржцы намерены получить со страховщиков 1,7 млрд рублей за ущерб от наводнения
|
|
cbr.ru, 26 апреля 2024 г.
Число жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг значительно снизилось: итоги I квартала 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Страховой регулятор Пакистана считает приоритетом реформу налогообложения и внедрение МСФО 17
|
|
КрымPRESS, 26 апреля 2024 г.
Какие б/у запчасти нельзя использовать при ремонте автомобиля — экспертное мнение
|
|
Новости транспорта, 26 апреля 2024 г.
Страховщики продолжают настаивать на ремонте машин подержанными автозапчастями
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 26 апреля 2024 г.
Курский облсуд не встал на сторону страховщика ВСК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Страховщики в Азии должны реагировать на демографические изменения в здравоохранении
|
|
АвтоВзгляд, 26 апреля 2024 г.
Volkswagen и Skoda вернулись в Россию неожиданным образом
|
|
Финмаркет, 26 апреля 2024 г.
В январе-апреле число угонов автомобилей снизилось в 3,5 раза
|
|
ФедералПресс, 26 апреля 2024 г.
Эксперт Рассказов объяснил план действий в случае повреждения автомобиля
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Большинство работодателей Гонконга стремятся расширить страховые программы для сотрудников
|
|
Российская газета онлайн, 26 апреля 2024 г.
В январе-апреле число угонов снизилось в 3,5 раза
|
|
МК Байкал, Иркутск, 26 апреля 2024 г.
Два миллиона отдал мошенникам иркутянин, переоформляя полис
|
|
Парламентская газета, 26 апреля 2024 г.
Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП
|
|
Парламентская газета, 26 апреля 2024 г.
В Центробанке объяснили, как определяется стоимость ремонта по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 26 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|