Российская газета,
6 июня 2022 г.
Атака на бочки
415 просмотров
В Евросоюзе обсуждают возможность применения вторичных санкций - затрудняющих перевозку, покупку и оплату нефти из России. В уже принятый шестой пакет санкций против нашей страны вошел запрет на страхование в Европе судов, перевозящих нашу нефть. Не решившись ввести полное прямое эмбарго на импорт российской нефти из-за дефицита сырья и роста котировок барреля, чиновники ЕС планируют помешать покупать ее другим.
Оставив в стороне политический аспект и правомочность таких действий, вторичные санкции могут стать серьезным препятствием для поставок российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Облегченное нефтяное эмбарго ЕС едва ли ввело в заблуждение как самих европейцев, так и остальных ее покупателей. Исключения для трубопроводных поставок, шесть месяцев на отказ от морских поставок нефти и восемь на отказ от нефтепродуктов - это совсем не то, что планировалось изначально.
И дело совсем не в Венгрии, которую использовали как «плохого парня» Евросоюза. Ни одна европейская страна пока не смогла найти нового поставщика нефти. Возобновление импорта из ОАЭ в ЕС - капля в море. Для замены российской нефти поставки нужно увеличить в 45-60 раз. Обещание Саудовской Аравии нарастить добычу, с оптимизмом воспринятое на Западе, не имеет никакой юридической силы. Дословно саудиты сказали, что нарастят производство, только если оно сильно упадет в России, а, по-видимому, этого не произойдет. Едва ли стоит рассчитывать на «верную дружбу» нефтяного королевства с нашей страной, но пока мы более выгодный партнер для Эр-Рияда, чем Европа и Америка. Без России не будет сделки ОПЕК+, которая обеспечивает баланс на рынке и приемлемые для экспортеров цены.
В итоге как инструмент давления у ЕС остаются только вторичные санкции. Они будут влиять на объемы экспорта нефти не только в Европу, но и в страны, которые не присоединились к экономическим ограничениям против России. Например, это уже принятый запрет на страхование судов.
Едва ли кто-то из трейдеров рискнет перевозить нефть без страховки, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В этом случае не будет возмещен ущерб в результате претензий, ареста или потери как груза, так и судна. Но, по мнению эксперта, этот запрет легко можно обойти за счет страхования перевозок в других странах или в России. Например, перевозки иранской нефти, находящиеся под санкциями США, часто бывают застрахованы японскими компаниями, уточняет Пикин.
Нефтяной экспорт Ирана из-за аналогичных санкций США упал с 2,1 млн баррелей в сутки в 2017 году до 0,4 млн баррелей в 2020-м. Но у России технических и финансовых возможностей защитить свои поставки значительно больше. Хотя опыт Ирана мы действительно можем перенять. В стране работает пул из местных страховых компаний, которые обслуживают танкерные поставки нефти за рубеж, а также предоставляют гарантии возмещения потерь судовладельцев со стороны государства.
Значительно более серьезный удар по нашей торговле нефтью нанес бы запрет на ее перевозки танкерами из стран ЕС. Но его пока не ввели под давлением судовладельцев из Греции и Мальты, получающих баснословные прибыли на транспортировке нефти из России, отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Эта мера пусть на время, но могла сильно сократить отгрузки российской нефти из портов Балтики и Черного моря.
Возможности применения вторичных санкций не ограничиваются только перевозками. Под них могут попасть все покупатели российской нефти и банки, предоставляющие им свои услуги. С точки зрения Пикина, ЕС не пойдет на применение экстерриториальных санкций (в отношении физических и юридических лиц из третьих стран, покупающих нефть из России или обслуживающих такие сделки). Это будет противоречить всем ранее заявленным принципам Евросоюза. Со стороны США предложения применить такие санкции есть, но, судя по последним заявлениям президента Джо Байдена, который вдруг допустил возможность покупки российской нефти, но по низким ценам, окончательного решения по этому вопросу нет. В головах американских и европейских чиновников, по-видимому, «сейчас такой винегрет», отмечает эксперт.
Запад до сих пор не смог скоординировать свои санкции и определиться с тем, какие поставки под них попадают, согласен Симонов. В США, несмотря на запрет с марта покупать нашу нефть и нефтепродукты, продолжаются поставки дизельного топлива и мазута из России, но в составе так называемых смесей. В Швейцарии компаниям не запрещено работать с российской нефтью, но правительство подчеркивает, что из-за этого можно попасть под санкции США.
Здесь также можно добавить, что Германия и Польша, заявившие об отказе от поставок по северной ветке трубопровода «Дружба», будут вынуждены остановить минимум два нефтеперерабатывающих завода, а это грозит дефицитом топлива в обеих странах, которые и сейчас не страдают от его избытка. Оба предприятия заточены под работу с российской нефтью Urals. Производство можно перевести на другое сырье, но на это нужно время и большие средства.
По мнению Симонова, России стоит воспользоваться сложившейся ситуацией и вместе с Китаем и Индией выстраивать новую систему торговли нефтью. США, Великобритания и ЕС сейчас ведут очень опасную для себя игру, разрушая созданные ими же механизмы нефтяного рынка - биржевой торговли, привязки к доллару, фьючерсного рынка, логистики и страхования. А с учетом деклараций Запада об отказе от ископаемых видов топлива у России и стран, которые не готовы отказаться от нефти, есть возможность произвести передел рынка на своих условиях, считает эксперт.
Сергей ТИХОНОВ
Вся пресса за 6 июня 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 октября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 октября 2025 г.
Коммерческое автострахование в 2025 году столкнется с 13-м годом подряд убытков от андеррайтинга

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 октября 2025 г.
Genpact и Microsoft запускают AI-решение для автоматизации страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 октября 2025 г.
Шопинг под защитой: новые правила по страхованию для торговых центров

|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 7 октября 2025 г.
Страховщики выявили банду автомошенников

|
|
5 колесо, 7 октября 2025 г.
Ущерб возместят натурой: новые изменения в выплатах по ОСАГО

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 7 октября 2025 г.
Автовладельцам могут начать возмещать ущерб по ОСАГО без учета износа

|
|
Российская газета, 7 октября 2025 г.
Мегаполис здоровья

|
|
NewsKo, Пермь, 7 октября 2025 г.
Спрос на киберзащиту

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 октября 2025 г.
Planette запускает новую платформу прогнозирования для страховой и финансовой отраслей

|
|
Реальное время, Казань, 7 октября 2025 г.
«Бардак и необоснованное обогащение нужно прекращать»

|
|
Дума ТВ, 7 октября 2025 г.
Аксаков предложил исключить посредников между водителем и страховой компанией в случае ДТП

|
|
Моё!, Воронеж, 7 октября 2025 г.
Популярность страхования в России бьёт рекорды: кто и что чаще всего страхует

|
|
cbr.ru, 7 октября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
zakon.kz, 7 октября 2025 г.
На вопрос о возможности использовать деньги из медстрахования ответили в Минздраве

|
|
kurskcity.ru, 7 октября 2025 г.
Курянин не смог получить страховку после смерти супруги

|
|
Bizmedia.kz, 7 октября 2025 г.
Цифровизация в медицине: система ФСМС сократила приписки в 19 раз

|
|
Москва 24, 7 октября 2025 г.
В РФ рассказали о проблемах при ремонте по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 7 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|