LS Aqparat, ИА, Алматы,
20 июня 2022 г.
Добровольно-принудительно: как обязательное страхование мешает рынку 310 просмотров
Обязательное автострахование убивает рынок добровольного. Такое мнение озвучила LS гендиректор Interconsult info Марина Шиповалова.
В беседе с корреспондентом LS она напомнила, что в самое ближайшее время будет принят законопроект, который предусматривает изменение подхода к расчету тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев.
«Страховая отрасль должна оперативно отслеживать экономическую ситуацию в первую очередь. У нас законодательство какое-то время стояло на месте. Сейчас же регулятор выравнивает дисбалансы, которые сложились на рынке. По сути, законодательство должно меняться постоянно, тогда оно будет позволять отрасли развиваться поступательно. Поэтому сейчас все ждут хорошего эффекта от предлагаемых изменений», – отметила Шиповалова.
Она добавила, что, согласно новым поправкам, будет вводиться механизм оперативной корректировки региональных коэффициентов в составе тарифа, которые позволят выравнивать регионы по уровню убыточности.
«Действующие в настоящий момент региональные коэффициенты и подходы к расчету тарифа были приняты в 2007 году. Тарифы должны быть гибкими, чтобы не произошла ситуация, которую мы наблюдали до 2007 года, когда убыточность во многих регионах зашкаливала выше 100% и страховщики просто выходили из бизнеса. По моему мнению, если регион убыточный, то премии там должны быть выше. И это правильная ситуация. Сейчас тарифная политика будет более гибкой» – считает эксперт.
Также, по ее словам, регулятор будет основывать свои расчеты на ежегодных показателях рынка, таких как рост премии, убыточности, количества транспортных средств. И на основе этих данных будет приниматься решение о том, какими должны быть тарифы в этом регионе.
«В 2008-2009 годы убыточность была примерно 20%, то есть из собранных премий страховщики выплачивали только 20%, что с точки зрения социальной справедливости мало. Если говорить в целом об убыточности страхового рынка, то это около 25-27%. Но когда мы говорим об обязательном страховании, то этот уровень значительно выше. Когда сейчас прямая убыточность по ОГПО ВТС достигает 58-60%, то это уже невыгодно для страховщика и он может выйти из бизнеса», – пояснила Шиповалова.
Помимо этого, она заметила, что в Казахстане одни из самых дешевых тарифов. К примеру, в России они в три раза выше.
«Наши потребители страховых услуг, а именно автовладельцы, платят мизерные деньги по сравнению с жителями Европы и даже соседней России. Для того чтобы страхование покрывало все расходы в полном объеме, нужно повышать тарифы. Но возникает вопрос: должно ли обязательное автострахование покрывать все убытки автовладельца? К примеру, в Беларуси обязательное страхование продают только компании с госучастием, и там обязательное страхование автовладельца покрывает минимальный уровень выплат, который можно назвать социальным. Агентская комиссия там составляет 7%. Наши страховщики и их агенты за такие деньги работать не стали бы», – отметила эксперт.
Именно поэтому, по словам Шиповаловой, в Беларуси частные коммерческие страховщики развивают добровольное автострахование и 70% автопарка страны покрыто качественным добровольным автострахованием.
«У нас, я считаю, ГПО ВТС убивает рынок добровольного автострахования (кредитное автострахование не в счет, поскольку это совсем другая история). И чем больше будут подниматься лимиты выплат и тарифы, тем меньше будет желания и возможностей у населения покупать что-то, кроме обязательного страхования. Поэтому к опыту Беларуси стоит серьезно присмотреться и установить лимит по выплатам на восстановление авто на уровне какого-нибудь социального минимума, при этом выплаты по вреду жизни и здоровью должны быть довольно высокими. В рамках добровольного автострахования и опции совершенно другие и выплаты могут быть произведены таким образом, чтобы клиент остался доволен и мог восстановить свое авто», – уточнила она.
При этом Шиповалова добавила, что в Казахстане обязательное автострахование покрывает средний чек убытков, который в большинстве случаев устраивает потребителя. Если он будет снижен, то у автовладельцев появится стимул к покупке добровольных продуктов.
В свою очередь советник председателя правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев сообщил, что в 2021 году страховой рынок собрал 82 млрд тенге премий по ОГПО. Коэффициент убыточности на начало 2022 года составил 48%.
«В региональном разрезе он варьируется от 22% (Атырауская область) до 74% (Туркестанская область). При таргетированной убыточности в 60% емкость рынка сократится на 24%-38%. Другими словами, в 2023 году он соберет от 50 млрд до 62 млрд тенге (вместо 82 млрд тенге)», – привел цифры эксперты.
Далее, по его словам, значительное снижение емкости рынка произойдет в четырех регионах: в Атырауской области – на 64%, в СКО – на 55%, в Алматы и ЗКО – на 54%. В ВКО и в Актюбинском регионе они сократятся на 40% и 42% соответственно.
«В свою очередь в трех регионах тарифы вырастут: в Туркестанской области – на 24%, в Алматинской – на 12% и в Карагандинской – на 8%. При таргетированной убыточности в 70% емкость рынка сократится на 35%-47%. При убыточности в 80% – на 43%-53%. При убыточности в 90% – на 49%-58%», – резюмировал Керимбаев.
Ранее LS писал о том, что по обязательному автострахованию средняя сумма страховой выплаты выросла с 461 тыс. тенег в 2021 году до 511 тыс. тенге в марте 2022 года. По мнению Керимбаева, это связано с укреплением курса доллара, который привел к удорожанию запчастей для автомобилей.
Милана БЕЙНОЕВА
Вся пресса за 20 июня 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 мая 2023 г.

|
|
НИА Нижний Новгород, 26 мая 2023 г.
Почти 14 тысяч операций планируется провести в Нижегородской области по ОМС в 2023 году

|
|
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 26 мая 2023 г.
Принят закон о дополнительных мерах поддержки сельхозтоваропроизводителей

|
|
ГТРК Брянск, 26 мая 2023 г.
30-летие отмечает система обязательного медицинского страхования России

|
|
RZN.info, Рязань, 26 мая 2023 г.
Система ОМС в Рязани отметила 30-летний юбилей

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 26 мая 2023 г.
Союзные парламентарии рассмотрят ход подготовки модельного закона об ОСАГО

|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 26 мая 2023 г.
ФОМС: ОМС помогает выявлять заболевания на ранних стадиях

|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 мая 2023 г.
Рост процентных ставок несет как преимущества, так и риски для немецких страховщиков жизни: S&P

|
|
Новые Известия, 26 мая 2023 г.
Страховщики: ОМС ориентируется на развитие превентивной медицины

|
|
Газета.Ru, 26 мая 2023 г.
Сопровождение страхования грузов на блокчейне пришло в сегмент курьерской доставки

|
|
Дума ТВ, 26 мая 2023 г.
Условия сельхозстрахования для дальневосточных фермеров предложили распространить на всю страну

|
|
Интерфакс, 26 мая 2023 г.
Повышенные требования к капиталу страховщиков ОСАГО не потребуют докапитализации

|
|
ТАСС, 26 мая 2023 г.
Доходы бюджета ФОМС оказались выше прогноза

|
|
Дейта, Владивосток, 26 мая 2023 г.
До 45 дней могут увеличить срок ремонта по ОСАГО

|
|
Конкурент, Владивосток, 26 мая 2023 г.
Полный беспредел. Страховщики приготовили неприятный сюрприз водителям с ОСАГО

|
|
cbr.ru, 26 мая 2023 г.
Как раскрывать информацию о полисах ИСЖ: исследование регулятора

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 26 мая 2023 г.
Приграничные выплаты обсудят наедине

|
|
Финмаркет, 26 мая 2023 г.
Госдума приняла в 1-м чтении законопроект об обязательном погашении потребкредитов за счет страховки при наступлении указанных в ней случаев

|
 Остальные материалы за 26 мая 2023 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|