Известия онлайн,
12 сентября 2022 г.
Потолок мысли 591 просмотр
Аналитик Александр Фролов — о том, как скажется на рынке намерение США наказывать страны за покупку российской нефти по цене выше установленного Западом предела
Первым идею о предельных ценах на российские углеводороды предложил весной Марио Драги, занимавший на тот момент пост премьер-министра Италии. Правда, его идея касалась только газа. Но уже в мае европейские лидеры обсуждали возможность внедрения потолка стоимости нефти, импортируемой из РФ. На тот момент они прорабатывали шестой пакет санкций, в который предлагалось внести запрет на импорт черного золота и нефтепродуктов, произведенных в РФ.
Эмбарго было мерой, болезненной для самих стран Европы, и порождало многочисленные риски. Кроме того, оно влекло за собой самое страшное — усиление конкурентов, которые продолжили бы покупать российские энергоресурсы. Поэтому потолок цен вместо эмбарго мог бы стать своего рода компромиссом: Россия будет наказана, и ее доходы упадут, но поставки на европейский рынок сохранятся в полном объеме. Если бы такую систему удалось внедрить, то нефтепереработчики из ЕС получили бы прекрасные цены и усилили бы свои позиции, а население перестало бы страдать от слишком для него высоких цен на моторное топливо.
Проблема была лишь в том, что ввести потолок цен можно, но нельзя заставить Россию продавать нефть по этим ценам. Поэтому в конце весны пришлось согласовывать эмбарго, из которого ряд стран получили либо временное, либо постоянное исключение (до особых распоряжений).
Риски, связанные с возможностью прекращения поставок, прекрасно осознавали и власти Соединенных Штатов, которые с лета этого года подчеркивают необходимость сохранения российских объемов на мировом рынке. Правда, прекрасное осознание пришло к США не сразу, а только после многочисленных консультаций с другими экспортерами нефти, которым неоднократно пришлось повторить простую мысль: заместить Россию они не смогут, даже если захотят.
Шестой пакет европейских санкций вступил в силу в июне. Согласно этому документу, с 5 декабря 2022 года вводится запрет на импорт российской нефти в большую часть ЕС, а также на предоставление европейскими компаниями услуг по морской перевозке черного золота из РФ, на страхование судов, предоставление банковских услуг и т.п.
Стоит сослаться на заявление министерства финансов (казначейства) США, в котором оговорено, что поставщики этих услуг «в значительной степени сосредоточены в странах ЕС и «Большой семерки». Они обеспечивают 90% глобального страхования судоходства и предоставляют большинство финансовых и платежных услуг для торговли нефтью.
Но что делать, если из-за этих ограничений Россия снизит поставки на мировой рынок? Ведь наша страна — один из крупнейших экспортеров. Как уже выяснили наши западные партнеры, заместить ее практически невозможно. Снижение российского экспорта неминуемо приведет к неконтролируемому росту цен, от которого пострадают основные потребители нефти, такие как США и Евросоюз.
Ни Штаты, ни ЕС к страданиям во имя борьбы с Россией не готовы. Поэтому «Большая семерка» и Евросоюз взяли европейские санкции и доработали их. Фактически часть ограничений на предоставление услуг по морской транспортировке предложено было отменить, но с условием.
«Большая семерка» и ЕС милостиво разрешают остальным странам покупать российскую нефть, а, согласно заявлению минфина США, компании из G7 могут продолжать предлагать услуги для сохранения этих продаж. Но перевозимое благодаря этим услугам черное золото не должно стоить больше определенного странами Запада потолка. Как говорила идейно близкая им госпожа Белладонна, «меньше можно, больше ни-ни».
Самое ироничное, что Соединенные Штаты все время пытаются играть в мировых благодетелей и подчеркивают, что «некоторые из наиболее уязвимых стран мира — импортеры нефти с низким и средним уровнем дохода». Якобы именно они больше всего выиграют от доступа к ограниченной предельной ценой российской нефти. Проблема лишь в том, что позиция руководства РФ по этому вопросу не только понятная, но и более чем ожидаемая: пытаетесь пользоваться предельными ценами — не получаете российскую нефть.
Сейчас «Большая семерка» работает над «надежной, но простой» системой аттестации, которая позволит контролировать установленные ограничения. Или, выражаясь эзоповым языком Соединенных Штатов, эта система может дать поставщикам услуг уверенность в том, что они надлежащим образом соблюдают требования в рамках системы предельных цен.
Иными словами, если вы поддаетесь искушению «Большой семерки» и пытаетесь использовать предельные цены ради эфемерной вероятности получить российскую нефть дешево, то вас обещают нечеловечески карать за отход от придуманных Западом правил. При этом российскую нефть вы не получите. Иными словами, пользоваться схемой, предложенной Штатами и их добрыми друзьями, становится опасно.
Понимают ли США порождаемые ими риски? Да. Но они исходят из того, что Россия вынуждена будет продавать свою нефть, если предложить ей потолок цен выше предельных издержек производства. Якобы наша страна будет экспортировать черное золото из-за долгосрочных рисков снижения производственных мощностей без западного оборудования и программного обеспечения.
Кстати, Россия может воспользоваться услугами по морской перевозке со стороны компаний не из стран «Большой семерки» и Евросоюза. Ведь есть те самые 10% рынка, которые они не контролируют. По мнению США, такие услуги обойдутся дороже и будут менее надежными, чем со стороны тех, кто выдвигает ультиматумы и пытается выкручивать руки. И совсем уж странно выглядит следующее заявление минфина Соединенных Штатов: «Создание экосистемы услуг за пределами коалиции будет стоить России больших денег, что поможет еще существеннее сократить доходы Кремля». То есть формирование своих страховщиков и развитие своего судостроения — это дорого. Осмелимся предположить, что в нынешних условиях это очень дешево в стратегическом смысле.
Скорее всего, России предстоит двигаться по пути создания собственной «экосистемы» морских перевозок. В противном случае значительная часть нашей нефти уйдет с мирового рынка, спровоцировав неконтролируемый рост цен на черное золото и нефтепродукты. Решится ли наше государство на этот шаг? Полагаю, что да.
Александр ФРОЛОВ, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Вся пресса за 12 сентября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|