Российская газета,
4 октября 2022 г.
Авария пополам
429 просмотров
Сдавая экзамен на права, кандидат в водители не заметил помеху и совершил аварию. Суд решил, что отвечать за побитую машину должен не только он, но и инспектор, который экзамен принимал и мог использовать дополнительные педали. Это, пожалуй, первый такой случай в судебной практике.
Спор вокруг того, кто должен отвечать за аварию, которую совершил кандидат в водители на экзамене в ГИБДД, и кто потом возмещает ущерб, длится уже давно. Проблема - пробелы в законодательстве.
Рассмотрим их на прецедентном деле, которое разбирал Архангельский городской суд. Итак, некто Закусов, перед тем как тронуться с места и совершить разворот по указанию экзаменатора, не уступил дорогу попутному автомобилю. В результате произошла авария. Казалось бы, вина сдающего экзамен очевидна. И именно он должен компенсировать ущерб собственнику машины. То есть автошколе.
Такое решение принял суд первой инстанции, взыскав с Закусова чуть более 260 тысяч рублей. Однако с позицией суда не согласился ни директор автошколы, ни курсант. Они подали апелляцию. И коллегия апелляционного суда не согласилась с решением первой инстанции.
Согласно административному регламенту по приему экзаменов экзаменатор заблаговременно подает команды кандидату в водители о направлении движения на маршруте и выполнении маневров. Он контролирует ход выполнения маневров, соблюдение Правил дорожного движения, вмешивается в процесс управления в целях предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие.
Материалами дела подтверждено, что Закусов во время экзамена был водителем транспортного средства. И его вина доказана. Несмотря на то что в автомобиле находился экзаменатор, не обучающий вождению, причем он был в автомобиле на рабочем месте, имеющем дублирующие органы управления. А они предназначены для того, чтобы вмешаться в процесс управления автомобилем при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности участников дорожного движения.
Экзаменатор не исполнил возложенную на него законом обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения. Бездействие экзаменатора, не оценившего дорожную обстановку и не вмешавшегося в процесс управления, что исключило бы сам факт столкновения, находится в причинной связи с этим ДТП, указал суд.
По этой причине суд поделил вину в ДТП пополам и обязал кандидата в водители возместить половину ущерба собственнику машины. А вторую половину собственнику обязаны выплатить из казны Российской Федерации.
Напомним, что согласно закону водителем считается тот, кто управляет автомобилем. А также обучающий вождению. Экзаменатор по закону водителем не считается. Однако согласно регламенту именно он контролирует дублирующие педали.
Получается казус. За рулем водитель без права управления, а на дублирующих педалях - неизвестно кто. Тут же возникает вопрос с выплатой ОСАГО потерпевшему. По сути, страховая компания по ОСАГО произвести такую выплату не может, даже если оформлен полис без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.
Как уже писала «Российская газета», есть два способа исправить ситуацию. Первый - это исправить регламент так, чтобы за дублирующими педалями находился тот, кто обучал вождению. В Госавтоинспекции опасаются, что он будет активно помогать кандидату на экзамене. Но чтобы этого избежать, существуют специальные сигнализаторы, которые показывают, что дублирующие педали были задействованы. Такая практика применяется на экзаменах в Германии, например.
Второй способ - изменить закон о безопасности дорожного движения, закон об ОСАГО, а также правила и прописать в них, что экзаменатор также является водителем при приеме экзаменов. Такая поправка сделает его ответственным за любое ДТП, которое совершит кандидат на приеме экзамена. У нас в законодательстве вообще не определено, кто такой экзаменатор и экзаменуемый. По сути, получается, что инспектор допускает к управлению лицо, такого права не имеющее.
Напомним также, что сейчас при приеме экзаменов на машинах автошкол ГИБДД требует, чтобы полис страхования по ОСАГО был без ограничения лиц, допущенных к управлению. Что удорожает такой полис в десять раз. Но, как оказывается, смысла в такой страховке нет, поскольку оплатить за водителя без прав, а также за экзаменатора, который водителем не является, страховая компания не может.
Владимир БАРШЕВ
Вся пресса за 4 октября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
|
ТАСС, 30 мая 2025 г.
Две страховые фирмы стали соответчиками по спору о компенсации ущерба от крушения танкеров

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
MGA: между инновацией и выживанием — что ждет управляющих агентов на меняющемся страховом рынке

|
|
МК в Новосибирске, 30 мая 2025 г.
В Новосибирске взяли банду организаторов фиктивных ДТП

|
|
Forbes, 30 мая 2025 г.
Оплачивать лечение исключительно в частных клиниках могут только 3,7% россиян

|
|
korins.ru, 30 мая 2025 г.
НСИС назвал 4 страховщиков-лидеров по использованию данных из АИС страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Испанские страховщики предприняли «ограниченные» действия по ценообразованию в связи с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Parametrix запускает страховку от продолжительных сбоев систем

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Карельским рыбоводам хотят помочь со страхованием на федеральном уровне

|
|
мвд.рф, 30 мая 2025 г.
В МВД Северной Осетии возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 30 мая 2025 г.
Сенаторы видят новые возможности для поддержки рыбоводов

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|