Осенью текущего года Финансовый университет провел исследование отечественного рынка ОСАГО. Оно состояло из трех блоков: социологический опрос автовладельцев и два профессиональных опроса — менеджеров и владельцев станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) и менеджеров страховых компаний.
Опрос автовладельцев, а это порядка 1,6 тыс. человек, показал, несколько неожиданных результатов. Прежде всего отмечу, что, несмотря на определенный законодательно приоритет «натуральной» формы выплаты (то есть ремонта авто силами страховщика), большая часть респондентов, попадавших в аварии,— порядка 90% — выбирают урегулирование убытка «деньгами» и сами принимают решение о том, как лучше отремонтировать свой автомобиль. При этом около трети из них в случае отсутствия критически важных повреждений ремонт делать в принципе не собираются. И это довольно тревожный для страхового рынка сигнал.
Дело здесь в следующем. Все автомобилисты знают: при желании можно отремонтировать машину довольно дешево — намного дешевле, чем в авторизованном сервисе. Царапину часто предлагают не закрасить, а воском затереть, бампер — заварить или «подкрутить», и это повсеместная практика. Плюс есть те водители, которые вообще не делают ремонт. А потом новая авария, и по факту зачастую страховщик платит дважды. Точнее, платит второй раз за аварию с более серьезными последствиями — тот же бампер не треснет, а придет в полную негодность. И бороться с этим практически невозможно: никто же не признается, что в первый раз взял деньги и не стал ничего ремонтировать. По большому счету это проявление бытового мошенничества, но ненаказуемое.
Ситуация усугубляется тем, что в этом году уже дважды, причем довольно существенно, поднимались цены в Едином справочнике запчастей Российского союза автостраховщиков — цены в нем обновляются ежеквартально в соответствии с реалиями рынка. И, например, для праворульных машин эти детали стали довольно-таки прилично стоить. Не во всех регионах, но на том же Дальнем Востоке это может стать проблемой: автовладельцам там сейчас порой выгодно подставить машину под удар ради получения компенсации по новым ценам — страхование из способа защиты имущества рискует превратиться в способ зарабатывания денег недобросовестными страхователями.
И это не считая того, что полным ходом налаживается восстановление бывших в употреблении запчастей. Доказать это крайне сложно — СТОА в этом никогда не признаются, но, увы, ситуация, когда деталь восстановлена, а владелец машины думает, что она новая, и страховщик ее оплачивает как новую, не редкость. Страховщики пытаются бороться с этим, так как несут ответственность за качество ремонта, но успехи без жалоб клиентов незначительны.
Что касается опроса страховых компаний, здесь стоит отметить положительный эффект от расширения тарифного коридора — это действительно дало страховщикам большую свободу действий и сыграло на руку аккуратным водителям. Летом 18% страхователей получали максимальный тариф и передавались в специальный перестраховочный пул, сейчас же этот показатель снизился до 11%. Это говорит о том, что прежний тарифный коридор хуже способствовал конкуренции за клиентов.
И еще интересно отношение к тарифам самих страхователей. 70% из них, что, впрочем, неудивительно, считают, что максимальные скидки на ОСАГО нужно давать безаварийным водителям с длительным опытом. А наибольшее раздражение вызывают даже не таксисты, а безбашенные водители, всякого рода «попрыгунчики»; автовладельцы считают, что для водителей, ведущих себя явным образом асоциально, цены на ОСАГО должны быть максимальными и даже заградительными.
Александр ЦЫГАНОВ, Финансовый университет
Вся пресса за 16 ноября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 октября 2025 г.

|
|
Forbes, 3 октября 2025 г.
Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС

|
|
Эксперт Online, 3 октября 2025 г.
Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
«В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС

|
|
Клопс.ru, Калининград, 3 октября 2025 г.
В России разгорелся скандал вокруг законопроекта, который может лишить страховщиков ОМС полномочий

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 октября 2025 г.
Гатчинская администрация потратит 15,8 млн на ДМС сотрудников

|
|
Газета.Ru, 3 октября 2025 г.
Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

|
|
КрымPRESS, 3 октября 2025 г.
Москва: в России появились подарочные страховые сертификаты

|
|
Office life, Минск, 3 октября 2025 г.
На страховом рынке в августе снова снизилась доля добровольных видов и выросли выплаты

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 3 октября 2025 г.
За год средняя премия по ОСАГО снизилась, а средняя выплата выросла

|
|
Известия, 3 октября 2025 г.
Полис недоступности: Минздрав объяснил планы по реформе ОМС

|
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Лечение россиянина с разрывом аневризмы на отдыхе в Турции обошлось в миллионы рублей

|
|
Финмаркет, 2 октября 2025 г.
Число субъектов страхового дела в РФ по итогам 3-го квартала составило 204 - ЦБ

|
|
Автоновости дня, 2 октября 2025 г.
Названы самые надежные автомобили. Список из 10 моделей, которые вообще не ломаются

|
|
NEWS.ru, 2 октября 2025 г.
Россиянам объяснили, что изменится с новым законом об ОМС

|
|
АвтоВзгляд, 2 октября 2025 г.
Силовики пресекли деятельность банды автомобильных угонщиков в Подмосковье

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
 Остальные материалы за 2 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|